Специальная (коррекционная) педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:52, контрольная работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в познании специальной педагогики. С каждым годом, в мире, к сожалению, появляются дети с определенными отклонениями. А специальная педагогика направлена на то, чтобы такие люди стали полноценными членами общества, хотя и со своими особенностями.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Актуальность  данной работы заключается в познании специальной педагогики. С каждым годом, в мире, к сожалению, появляются дети с определенными отклонениями. А специальная педагогика направлена на то, чтобы такие люди стали  полноценными членами общества, хотя и со своими особенностями.

     По  статистике, в настоящее время, в  РФ насчитывается около двух миллионов  детей с физическими и интеллектуальными  недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).

     Для детей с данными заболеваниями  создана сеть специальных образовательных  коррекционных учреждений, в которых  реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования. Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития каждого нетипичного ребенка в процессе его обучения и воспитания называется коррекционной педагогикой (от лат. correctio - исправление). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Специальная (коррекционная) педагогика как наука 

1.1 Общее понятие  о специальной  педагогике  

     Термин  педагогика (от греч. paides-ребенок, gogos-вести) дословно обозначает - детовождение - это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв.

     Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений, которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических:

- коррекция  нарушений развития;

- коррекционное  обучение и воспитание;

- лечебно-профилактическая работа;

- профессиональная  подготовка по доступной специальности;

- социокультурная  интеграция и адаптация.

     Дети  с ограниченными возможностями - дети, имеющие функциональные ограничения  в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Объект, предмет и  задачи специальной педагогики  

     Предметом специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей  обучения, воспитания и развития детей  со специальными образовательными потребностями.

     Объектом  выступают определенные ученические  коллективы, группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся специальных образовательных коррекционных дошкольных учреждений, школ и школ-интернатов.

     Основными задачами коррекционной педагогики как науки являются:

1.Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;

2.Изучение  и обобщение передового педагогического  опыта;

3.Разработка  педагогических технологий по  воспитанию, обучению и коррекции  психофизических недостатков аномальных  детей.

     Аномальными (от греч. anomalos - неправильный ) - считаются люди, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития (28)1. Под нормой, по-мнению В.П. Кащенко, понимается, "просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи" 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Связь коррекционной  педагогики с другими  науками 

     Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой) - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) - вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи.

     Специальная (коррекционная) педагогика, связана  с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских. Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как  без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей.

     Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования  и развития детей с психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдои тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

     Разработка  фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей осуществляется с опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олиго-) психологию, изучающую психологические особенности детей с проблемами.

     Основные  положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, специальная (коррекционная) педагогика разрабатывает специфические пути реализации данных принципов, средства и приемы коррекционной работы, что и делает ее самостоятельной наукой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Пятая часть россиян считает людей  с ограниченными возможностями  обузой для общества. Еще 27% населения  отмечают, что инвалиды выглядят и  ведут себя иначе, чем другие граждане, и потому не вписываются в общество. Такие данные были озвучены в четверг на расширенных слушаниях по проблемам инвалидов в Общественной палате России. Социологическое исследование проводилось в четырех регионах страны в рамках реализации совместного проекта России и Евросоюза «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями». Участники слушаний отметили необходимость принятия целого комплекса мер, призванных расширить социальную интеграцию инвалидов.

     13 млн. россиян (почти 10% населения) - люди с ограниченными возможностями, из них 553 тыс. - дети. За последние восемь лет инвалидов в стране стало больше на 15%. По прогнозам экспертов, к 2010 году число детей-инвалидов достигнет 1,2 млн. Эти и другие проблемы не решить без скорейшей ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов (Россия подписала ее 24 сентября 2008 года) и внесения соответствующих поправок в законодательство. К первоочередным задачам власти должно быть причислено создание новых федеральных законов прямого действия закона «О реабилитации инвалидов в РФ» и закона «О медико-социальной экспертизе в РФ», считают участники слушаний.

     Специальная педагогика направлена на развития людей  с определенными дефектами, на то, чтобы инвалиды являлись полноценными членами общества.

     Чтобы ребенок с любым отклонениям  в развитии смог получать достойное  образование, что окончив школу, ПУ или ВУЗ он смог устроиться на работу и вести нормальный, со своими специфическими особенностями, образ  жизни. 

Литература 

1. Выготский  Л.С. Основы дефектологии. Ч.1 / Собр. соч.: В 6 т.- Т. 5. - М., 1983.

2. Выготский  Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

3. "Дорога-это  то, как ты идешь по ней..."/ Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р.  Смирновой. - Саратов: Изд-во ПФРУЦ, 1996.

4. Кащенко  В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.

5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.

6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М., 1999.

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993. 

Информация о работе Специальная (коррекционная) педагогика как наука