Социализация детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

В настоящее время актуальна проблема социализации детей в обществе. Приоритетом моей работы является: подготовка детей к выполнению будущей социальной роли. Поэтому направлением своей работы я выбрала:
Проектно-творческая деятельность как средство социализации детей.
Всю свою деятельность я строю через личностно-дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Работа состоит из  1 файл

В настоящее время актуальна проблема социализации детей в обществе.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

 

В современном мире необходимо знакомить детей с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научаются изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В поисках наиболее эффективных  средств обучения и воспитания на всех «этапах» системы российского  образования сегодня вновь обращаются к методу проектов. Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей. Среди  них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов, возможность достичь объективно и субъективно значимого результата.

 В рамках реализации  годовых задач детского сада  было запланировано включение  детей старшего дошкольного возраста  в творческую проектную деятельность.

В настоящее время актуальна  проблема социализации детей в обществе. Приоритетом моей работы является:  подготовка детей к выполнению будущей  социальной роли.  Поэтому направлением своей работы  я выбрала:

  1. Проектно-творческая деятельность как средство социализации детей.
  2. Всю свою деятельность я строю через личностно-дифференцированный подход к каждому ребёнку.

 

Совместно с детьми и  родителями  мы разработали несколько  творческих проектов:

- « Мальчики и девочки  – наше будущее»

- « Мой город –  мой мир»

- « Куклы, в которые  мы играем»

 

 

Давайте поподробнее  остановимся на каждом из них

Проект «  Мальчики и девочки – наше будущее". Проводя собрание в группе,  и задавая вопрос родителям: «Чем отличаются  методы воспитания мальчиков и девочек?», я  видела удивленные глаза. Ответы родителей носили,  в основном, поверхностный характер. Ответить конкретно на мой вопрос не смогли. Напрашивался вывод: чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. Опрос среди детей на начальном этапе работы тоже показал низкий, примитивный уровень знаний о полоролевых позициях мужчин и женщин, о функции и ценности семьи, дома. Можно было отметить бедность  словаря в назывании качеств присущих женщинам и мужчинам. Так и родилась идея этого проекта.

Проект реализовывался несколькими блоками:

1 блок « Мальчики  и девочки наше будущее».

2 блок « Мастера  своего дела».

3 блок « Мои особенности».

4 блок « Мальчики  и девочки, будущие родители».

Реализация поставленных задач  проходила через совместную деятельность с детьми, родителями и специалистами ДОУ.

Мною был разработан цикл тематических бесед, целью которых  являлось: уточнение знаний детей  о социальной  роли в семье  мужчины и женщины; расширение знаний детей  о специфических чертах личностей мужчины и женщины; формирование моделей поведения адекватной полу   Вместе с детьми мы обыгрывали различные  жизненные ситуации  воспитывающие культуру взаимоотношений, развивающие самостоятельность детей и умение замечать эмоциональное состояние других людей. Совместно с психологом проводилась релаксация для снятия агрессии, застенчивости у детей.

     С детьми организовывались  игры на развитие коммуникативных  навыков, которые способствовали умению детей выражать сочувствие, отзывчивость, желание оказать помощь. В результате наблюдалось улучшение поведенческого взаимоотношения между детьми.

В своей работе я так  же использовала дидактические игры, направленные на  развитие культуры поведения , на знакомство с различными профессиями, на  определение эмоционального состояния, на развитие представлений о себе .

Вместе с детьми мы создали игру-пособие «Цепочка жизни», направленное на определение последовательности жизненных циклов человека . В работе использовались и разнообразные словесные игры.

     Вместе  с детьми и родителями мы  постарались наполнить предметно  - развивающую среду группы предметами  мужского и женского мира. Были  созданы центры труда «Мастерилка», «Хозяюшка», в них находились  разнообразные инструменты для  труда, различные карточки и модели для самостоятельного пользования («Как прибить гвоздь», «Пришивание пуговицы»).

В группе  с детьми мы организовали  «Уголок мужских (женских) дел». В нём хранились предметы, иллюстрации, альбомы, а так же фотографии детей  участвующих в различных видах деятельности.

 В литературно-речевом  центре была создана библиотека. Большое внимание мною уделялось  подборке художественных  произведений  для мальчиков и девочек: рассказам,  пословицам, стихотворениям.

В итоге реализации проекта  были получены ожидаемые   результаты: повысился уровень знаний, создана предметно-развивающая среда с учётом интересов мальчиков и девочек, выросла культура общения между детьми, поэтому считаю, что поставленные мною цель и задачи реализовались в полной мере. Проект позволил интегрировать сведения из разных областей знаний и решить задачи: познавательную и воспитательную. Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков дал возможность задействовать различные виды детской деятельности. В проекте дети выполняли конкретные дела, а не только оперировали отвлечёнными понятиями.

 

Проект «Куклы, в которые мы играем» у детей и родителей вызвал большой интерес. Итогом работы было создание «Музея кукол», в котором собраны куклы разных поколений, выполненные из разнообразного материала, различные по тематике.  Вместе с родителями дети изготавливали куклы  для своих близких и друзей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Мой город- мой мир» Дети знакомились с достопримечательностями города, его историей. Посещали в музее русскую избу, где познакомились с национальными костюмами, с бытом русского народа.

Дети посетили завод  ЧТЗ, железнодорожный музей, узнали о городе в годы ВОВ. В группе  имеется большое разнообразие дидактических  игр и пособий, картотек .

Созданная, с помощью  родителей, предметная среда развивает детей, их интересы, потребности, обеспечивает их успешную социализацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*****************************************************************

В современном мире необходимо знакомить детей с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научаются изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В поисках наиболее эффективных  средств обучения и воспитания на всех «этапах» системы российского  образования сегодня вновь обращаются к методу проектов. Метод учебных  проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей. Среди  них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями  и необычными свойствами привычных  предметов, возможность достичь  объективно и субъективно значимого результата.

 В рамках реализации  годовых задач детского сада  было запланировано включение  детей старшего дошкольного возраста  в творческую проектную деятельность. Современные требования индивидуального  подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики пола ребёнка. Среда ДОУ, как правило, не содействует полоролевой социализации мальчиков и девочек, не содержит элементов, способствующих проявлению способов поведения. Поэтому сегодня вопрос учёта и формирования пола является наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным – с другой.

Целью моей  работы было создание условий для формирования ролевого поведения мальчиков и девочек,  их успешной дальнейшей социализации в современном обществе.

В соответствии с целью, мною были поставлены следующие задачи.

- осуществление личностно-ориентированного  подхода к каждому ребенку; 

- развитие социальных  качеств в соответствии с полом  и возрастом детей;

- овладение детьми  культурой в сфере взаимоотношения полов;

- формирование адекватной  полу модели поведения,  правильному  пониманию роли мужчины и женщины  в обществе.

 В своей работе я руководствовалась принципами: доступность и последовательность сообщаемого материала, наглядность, вовлечение в работу детей, педагогов – специалистов и родителей.

Исходя из поставленной  цели и задач, работа осуществлялась поэтапно и  проводилась по направлениям:

- поиск эффективного содержательного компонента по  формированию у детей гендерной компетенции;

- создание в группе предметно – развивающей среды, соответствующей половым различиям;

- популяризация гендерного  воспитания среди родителей.

На первом этапе (подготовительном) мною ставились задачи:

  1. Изучение литературы по проблеме гендерной социализации детей.
  2. Проведение  анкетирования для детей и  родителей по теме             «Различия в воспитании мальчиков и девочек ».
  3. Создание мотивации участникам (дети – воспитатель – специалисты ДОУ – родители)
  4. Наблюдение за сюжетно – ролевыми играми детей, за общением между детьми.
  5. Создание проекта «Я – девочка, Я – мальчик».

Проводя собрание в группе,  и задавая вопрос родителям: «Чем отличаются  методы воспитания мальчиков  и девочек?», я  видела удивленные глаза. Ответы родителей носили,  в основном, поверхностный характер. Ответить конкретно на мой вопрос не смогли. Напрашивался вывод: чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше (см. приложение).

Родителям была дана психологическая  характеристика отличий мальчиков  от девочек в поведении, в общении, в обучении. Раскрыты приёмы личностного взаимодействия полов.

Опрос среди детей  на начальном этапе работы  показал  низкий, примитивный уровень знаний о полоролевых позициях мужчин и женщин, о функции и ценности семьи, дома. Можно было отметить бедность  словаря в назывании качеств присущих женщинам и мужчинам.

Во время сюжетно-ролевых  игр («Дочки – матери»,  «Семья», «Больница») у детей наблюдалась  агрессивность по отношению друг к другу,  они не умели уступать в спорах, не возникало диалога между мальчиками и девочками. 

Данные  опросов и  наблюдений были проанализированы и  дальнейшая работа строилась с учётом этих результатов.

Для реализации поставленных задач  был разработан долгосрочный  проект по полоролевому воспитанию детей «Я - девочка, Я - мальчик» (см. приложение).  Целью проекта было:

а) создание условий для  овладения детьми полоролевым опытом, способами полоролевого поведения;

б) стимулирование толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола;

в) развитие качеств соответствующих  полу;

г) дать знания об  обязанностях ребенка в семье.

Проект реализовывался несколькими блоками:

1 блок « Мальчики  и девочки наше будущее».

2 блок « Мастера  своего дела».

3 блок « Мои особенности».

4 блок « Мальчики  и девочки, будущие родители».

На втором этапе (основном – реализация проекта) ставились задачи:

  1. Разработать  систему воспитательных мероприятий по формированию у детей моделей поведения.
  2. Создание информационной базы для консультирования родителей и педагогов.
  3. Создание в группе предметно-развивающей среды по полоролевому воспитанию.
  4. Организовать совместные мероприятия с родителями  для расширения социального опыта детей.

Реализация поставленных задач  проходила через совместную деятельность с детьми, родителями и специалистами ДОУ.

Мною был разработан цикл тематических бесед, целью которых  являлось: уточнение знаний детей  о социальной  роли в семье  мужчины и женщины; расширение знаний детей  о специфических чертах личностей мужчины и женщины; формирование моделей поведения адекватной полу  («В чем сила мальчиков и слабость девочек?», «Каким я буду», «Я помощник (ца)» и др.).

Вместе с детьми мы обыгрывали различные  жизненные  ситуации  («Мама устала», «Уступи место» и др.), воспитывающие культуру взаимоотношений, развивающие самостоятельность детей и умение замечать эмоциональное состояние других людей. Проводилась релаксация для снятия агрессии, застенчивости у детей.

     С детьми  организовывались игры на развитие коммуникативных навыков («Здравствуйте», «Маленькие – большие»), которые способствовали умению детей выражать сочувствие, отзывчивость, желание оказать помощь. В результате наблюдалось улучшение поведенческого взаимоотношения между детьми.

Информация о работе Социализация детей с ЗПР