Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:48, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика" для экзамена.

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика-мои шпоры.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

Четвертая психологическая характеристика –  включение в состав сознания определенного  отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств  сознания.

Только  благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием  речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (К. Маркс). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Коллективный  труд, речь и язык как форма возникновения  сознания.

Главным условием возникновения и развития является совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Инстинктивное общение предков человека внутри стада заменялось общением на основе производственной деятельности. Совместная деятельность способствовала превращению стада в общество. Таким образом причиной очеловечивания наших предков было возникновение труда и образование общества. В труде развивалось и сознание человека - наивысшая форма отражения. Деятельность человека становится сознательной деятель-ностью. Под влиянием труда закрепились новые функции руки и развилось прямохождение. Это оказало влияние на развитие мозга. Одной из потребностей человека как члена общества стала потребность в общении, что привело к формированию речи.

Сознание  тесным образом связано с речью  и без нее в высших своих  формах не существует. В отличие  от ощущений, восприятия, памяти сознательное отражение характеризуется рядом  специфических свойств, одно из них - осмысленность представляемого, то есть наделенность определенным смыслом. Другое свойство - в сознании отражаются только основные характеристики явления, предметов и событий. в) способность к коммуникации. Коммуникативные возможности есть у многих животных, но от человеческих они отличаются тем, что с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (как у животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, то есть объективную информацию об окружающем мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Соотношение деятельности  и сознания.

Индивидуальное  сознание  это духовный мир личности, отраженное общественное бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивид и неповторимость. Общественное сознание (ОС) складывается на основе сознания отдельных людей , но не является их простой совокупностью. Это качественно новое общественное явление, органически переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию (ИС). ИС многообразней, ярче ОС, но оно не достигает той глубины, которая характерна для ОС. ОС охватывает все стороны общественной жизни. ИС всегда несет на себе печать ОС, поскольку оно формируется в конкретном обществе. Любой человек есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций. ИС, таким образом, детерминировано СП материальных благ. Общество - сложное материальное образование, состоящее из множества социальных групп. Каждая группа является субъектом определенного группового сознания. Групповое сознание (ГС) связано как с ОС так и с ИС. Оно складывается на основе ИС , но не представляет собой простой суммы ИС. ГС опосредуется ОС и выступает как элемент или подсистема ОС, входя в него частью своих элементов.

Формы общественного сознания.

1. Политическое 2. Правовое 3. Нравственное 4. Эстетическое 5. Религиозное 6. Философское 7. Научное.

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если ФОС интересует природа и общество, то ПОС интересуется взаимоотношениями между классами, их отношением к власти. Разные формы ОС по-разному отражают реальность. Например, наука отражает ее в категориях, законах, понятиях. Каждая форма ОС обладает своими специфическими признаками. Все же формы, вместе взятые, раскрывают многообразие мира. Итак духовная жизнь общества связана с удовлетворением духовных потребностей, с процессом сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного производства. Основными элементами духовного производства общества являются: 1. Духовные потребности 2. Деятельность 3. Потребление 4. Дух отношения.  
 

  1. Самосознание  и его функции.

Существенной  особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей  деятельности и свое отношение к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое «Я» из окружающего мира.

Самосознание - одна из форм сознания, которое отличается единством процессов познания себя и построения отношения к самому себе. Особо большое значение в самопознании имеют оценка одного человека другим и его коллективная оценка. Самопознание идет всю жизнь человека путем анализа его собственной деятельностной активности и поведения - оценивается уровень собственных личных качеств, анализируются собственные желания, потребности, поступки, волеизъявления - соотношения самооценки с оценками данной личности другими людьми и осуществляется путем самонаблюдения.

Самосознание - это относительно устойчивая, в  большей или меньшей степени  осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Самосознание - это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного «я», выступающий как установка по отношению к самому себе.

Плотин (III в. н.э.) ввел принцип абсолютной нематериальности души. У него, впервые в истории, психология становится наукой о сознании, понятом

как «самосознание». Плотин также выделил еще одно направление - обращенность на себя, на собственные незримые действия и созерцание. Оно как бы следит за своей работой, является ее «зеркалом». Рефлексия в период Плотина стала исходным понятием интроспективной психологии сознания.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений.

Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и  недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение, в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Самосознание  проявляется в: 1) самонаблюдении; 2) критическом отношении к себе; 3) самообладании; 4) ответственности перед обществом за свои поступки и действия.

Определенный  уровень самосознания - необходимая  предпосылка право-мерного поведения.

Самосознание  можно рассматривать как целостное  интегративное, концептуальное отражение  человеком

своей собственной личности, как психическую модель своего «Я». Человек направляет и регулирует свою

деятельность, исходя из своей «Я-концепции», которая  обусловлена социальными условиями  существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к  определенной социальной группе).

Таким образом, самосознание - это социально  обусловленная установочная система  личности, система ее ценностно-смысловых  образований. На

этой  основе и осуществляются все поведенческие  акты человека, они приобретают личностное единство - стиль поведения данной личности. 
 

  1. Происхождение и развитие психики  в оптогенезе.

Развитие  психики в онтогенезе - процесс  эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее  время можно говорить о том, что  противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada - tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сенситивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом.

Отличительные особенности психики человека еще  в большей степени проявляются  в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

Временной характеристикой индивидуального  развития является возраст. В отличие  от хронологического возраста, выражающего  длительность существования индивида с момента его рождения, понятие  «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Возрастному развитию присущи два свойства –  метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы).

Топологическое свойство возрастного развития означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида.

Каждый  период онтогенетического развития характеризуется определенными  возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида. 

  1. Понятие «индивид» и «личность».

Жизнь и деятельность человека обусловлены  единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология  учитывает, что личность — не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность  есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. 

  1. Личность  и ее формирование.

Понятие «личность» как социально-психологическая  сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"