Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание

1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.

Работа состоит из  1 файл

Билет по педагогики и псих 1-37 готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

3.Формы  педагогического контроля. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности. Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют больших затрат времени для преподавателя. Умелое сочетание разных видов контроля - показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя. По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный. Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля). Тематический контроль - это оценка результатов определенной темы или раздела программы. Рубежный контроль - проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. Итоговый контроль - экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики. Заключительный контроль - госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

Билет № 12

1. Образование как система. Система, как известно, - это упорядоченное множество, взаимосвязанность элементов, объединенных общей целью. Именно в этом случае система приобретает интегративные качества, характеризующие ее как систему в целом, так и образующие ее элементы (компоненты), независимо от их уровня и профиля. К таким интегративным качествам можно отнести: гибкость, динамичность, адаптивность, преемственность, целостность, прогностичность как системы в целом, так и ее составных компонентов. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.Основные элементы образования как макросистема, имеющие государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского образования.Современная система образования в Казахстане строится на основании Закона РК «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него были внесены в 1999 г.).В соответствии с Законом была определена структура образовательных учреждений, отличающаяся, прежде всего, по уровню и профессиональному направлению.В сложившейся системе образования выделяют следующие типы образовательных учреждений: дошкольные (детский сад, детские ясли — сад, детский развивающий центр и др.); общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного), общего образования; школы, гимназии и др.; профессиональные образовательные учреждения - начальные, средние и высшие (училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии);специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии (школа для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, школы для детей с проблемами умственного Развития, с проявлениями олигофрении; учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества и пр.); учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.Новой тенденцией в развитии образовательной системы Казахстана стало принятие в 2004 г. Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 г. Концепция определяет стратегические приоритеты в развитии, образование для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.

2. Цели профессионального образования. Цели профессионального образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих преподавателей.Нормативные государственные цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели — цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Инициативные цели - это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их студентами с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития студентов, подготовленности педагогов. Для более полного и дифференцированного описания целей, а также для обеспечения диагностичности они с самого начала должны формулироваться на языке тех задач, для решения которых необходимы подлежащие усвоению знания, умения, убеждения, эстетические чувства и т.д. Совокупность финальных целей - перечень задач, которые должен уметь решать специалист по завершении обучения, получили название модели (профили) специалиста.

3. Пути повышения объективности  контроля. Первое направление - формирование коллегиальной оценки комиссией, например ГЭК. Но ее оценка складывается из нескольких субъективных, это скорее так называемая интерсубъективная оценка, поскольку при неравноценном составе ГЭК мнение одного маститого \ специалиста может перевесить мнение других членов. Второе направление - использование стандартных тестовых программ технического контроля. Он может проводиться кафедрой, вузом, методической лабораторией, специализированными организациями по проверке качества вузовского образования (УМУ, РУМУ). Увеличению объективности способствует экспертный опрос, при котором мнения специалистов оцениваются количественными методами. Преподавателю высшей школы следует учитывать все аспекты критерия объективности в контролеПсихологический аспект объективности. Решение преподавателя о том, что считать критерием той или иной оценки, определяется еще и психологическими факторами. Отношение студентов к преподавателю, его курсу, посещаемость, характер и качество задаваемых вопросов формируют «образ» студента в сознании преподавателя. Поэтому для достижения объективности важно психологическое обоснование оценки знаний. Преподаватель во многих случаях должен объяснить, почему выставляется та или иная отметка. В случаях убедительной аргументации отметка воспринимается студентом как объективная оценка его знаний.

Билет № 13

1. Образование как процесс и  результат. Образование по самой своей сущности – это процесс движения от цели к результату результат путем субъектно-объектного и субъектно-объектного взаимодействия педагогов и учащихся.Педагогический процесс - это специально организованное направленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Как синоним употребляются «учебно-воспитательный процесс», «образовательный процесс». Однако эти понятия - узкие, неполные и не отражают главного в протекании процесса - целостности и общности.Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Это является главным в управлении педагогическим процессом. Следует особо подчеркнуть, что понимание связей и зависимостей позволяет решать проблему улучшения организации, управления и качества педагогического процесса.Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - это педагоги, воспитуемые, содержание образования и его средства.Цель образования как совокупность требований общества к личности, как специальный заказ является детерминантой, т.е. предпосылкой возникновения педагогической системы. Поэтому цель выступает в качестве системообразующего фактора педагогической системы, а не ее элементом.Педагогический процесс специфичен своей целенаправленностью, так как и в содержательном, и в организационном аспекте он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности.Сущность любого процесса состоит в последовательной смене одного состояния другим. В педагогическом процессе она является Результатом педагогического взаимодействия.

2. Модель специалиста как конкретная цель высшего образования. Сама по себе модель специалиста не является психолого-педагогическим конструктом. В основе ее содержания лежит, как правило, квалификационная характеристика, в которой фиксируется система требований к работнику, занимающему ту или иную должность. В ней, в частности, описывается назначение данной должности, основной характер деятельности работника, перечисляется, что он должен знать, уметь, какими личными качествами обладать. Модель специалиста становится инструментом решения психолого-педагогических задач, когда на ее основе строится модель подготовки будущего специалиста, в которой осуществляется проекция требований к специалисту на требования к организации учебного процесса, к содержанию учебных планов, программ, к методам обучения и т.д. Первым шагом перехода от модели специалиста к модели его подготовки служит выделение и полное описание типовых задач, которые он должен будет решать в своей будущей профессиональной деятельности. Типовые задачи выстраиваются в иерархию, которая одновременно является иерархией целей высшего образования. 1. Верхнюю ступень в этой иерархии занимают задачи, которые должны уметь решать все специалисты, независимо от конкретной профессии или страны проживания. Они определяются характером данной исторической эпохи и могут быть условно названы задачами века. В наше время к числу таких задач можно отнести: • экологические задачи (минимизация негативных воздействий на природу производственной и иной деятельности людей и т.д.); • задачи непрерывного послевузовского образования (эффективный поиск, анализ и хранение информации, приложение ее к решению профессиональных проблем и т.д.); • задачи, вытекающие из коллективного характера большинства видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности, учет "человеческого фактора" при прогнозировании результатов работы и т.д.). 2. Второй уровень образуют задачи, специфичные для данной страны. В нашей стране сейчас особенно актуальны задачи, связанные с развитием рыночных отношений (экономическое обоснование проектов, проведение маркетинга, поиск надежных партнеров и финансовых источников, рекламирование товаров и услуг, выход на зарубежный рынок и т.п

3. Воспитательнаяробота в высшей школе. В законе Республики Казахстан «Об образовании» (1999) сказано: «Образование - это непрерывный процесс воспитания и обучения, направленный на обеспечение высокого уровня нравственного, культурного развития и профессиональной компетенции всех членов общества». При всей условности такого деления, при обязательном сочетании таких неразделимых понятий, как нравственность, культура и профессионализм, представляется чрезвычайно важным подчеркнуть, что становление человека как гражданина, патриота, является не менее важным. Именно эти качества лежат в основе подготовки специалиста с высшим образованием. Современное воспитание, помимо необходимой в любом обществе социализации личности особое внимание уделяет вопросам духовности, ценностей личности, ее самоопределения. Традиционная система воспитания, основанная на социоцентрическом подходе, в котором цель развития личности - это ее формирование с позиции максимальной полезности, постепенно заменяется на наиболее прогрессивную и соответствующую условиям демократизации общества, образования и воспитания, концепцию гуманистического, личностно-ориентированного подхода. Сегодня в обществе востребованы не просто профессионалы, необходима высокая нравственно-культурная основа. Гуманистический подход, основанный на идее, что образование и воспитание, идущее от самой личности является наиболее прогрессивным наиболее соответствует условиям демократизации общества. Концепция гуманизациивоспитания рассматривает в качестве цели самоактуализацию личности. Самоактуализацияпредполагает осознание человеком самого себя в окружающем мире и свободный личностный выбор собственного жизненного пути, достижение внутренней гармонии, реализацию всех способностей и талантов, имеющихся в арсенале глобального, процессуального и личностного «Я».

Билет № 14

1.Педагогика  высшего образования. Педагогика высшей школы - это относительно молодая отрасль педагогической науки. Она изучает сущность, закономерности и тенденции педагогического процесса в условиях высшего учебного заведения, разрабатывает теорию и технологию организации этого процесса, формы и методы совершенствования педагогической деятельности в вузе, стратегию и способы взаимодействия преподавателя со студентами, выявляет специфические проблемы получения высшего образования и подготовки специалистов высшей квалификации. Педагогика высшей школы тесно связана с общей педагогикой. Современная система образования представляет собой единый, непрерывный процесс формирования и становления личности на всех этапах его жизненного пути. Общее образование при этом является не только базисным, но и входит в состав высшего образования, обеспечивая непрерывность овладения основами общечеловеческой культуры и цивилизации. Поэтому закономерности функционирования всех звеньев образовательной системы должны рассматриваться и исследоваться в неразрывном единстве и взаимодействии. Следует помнить, что педагогическая наука представляет собой единое учение о воспитании и образовании человека, а отдельные ее отрасли (в том числе педагогика высшего образования) лишь отражают специфику осуществления этого процесса в том или ином образовательном учреждении.

2.Характеристика принципов дидактики. Принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке на протяжении нескольких веков. Их основоположником считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Вслед за Я.А.Коменским принципы обучения обогащали классики западноевропейской и отечественной педагогики. Естественно, что развитие принципов дидактики активно продолжается и в современной педагогике. Для удобства последующего анализа представим две группы принципов обучения - «классические» и «современные». Следует отметить, что такое разделение является весьма условным. К числу классических принципов дидактики можно отнести: принципы научности, сознательности и самостоятельности, систематичности, последовательности, преемственности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой. Все они сохраняют свое значение и для современной дидактики. Само название принципов является лаконичной характеристикой их сути. Тем не менее, уместны и некоторые пояснения. Принципы последовательности и преемственности, при всей их внешней схожести, имеют различный дидактический смысл. Принцип последовательности выражает, главным образом, порядок и логику изучения учебного материала. Принцип преемственности выражает идею конструктивного отрицания. Суть реализации этого принципа в том, чтобы предшествующее развивалось, обогащалось и «сбывалось» в последующем. Принципы обучения ориентируют на создание таких условий, при которых учащийся сознательно, активно и упорно усваивает учебный материал. Вот почему так важен принцип сознательности и активности в обучении. Внимания заслуживает и принцип прочности усвоения. Нельзя отрицать того, что прочность усвоения может быть достигнута многократностью повторения. Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным тут является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.

3.Высшая  работа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста.Формирование и развитие личности человека происходит в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Молодежь поступает в вуз, пройдя значительный путь становления, формирования различных качеств, развития способностей, социализации. Несомненно, период обучения в вузе - важнейший период социализации человека. Социализация - процесс формирования личностив определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения.  Результат социализации - социализированность, как комплекс сформированных черт, задаваемых статусом и требуемых обществом в современных условиях.  Выделяются следующие характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению ценностных ": ориентации, умение находить баланс между своими ценностями, требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. В процессе и в результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентации, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"