Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, шпаргалка

Описание

1.Основные понятия педагогики. Педагогика имеет свой понятийный аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории, выступающие в качестве основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория представляет собой процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитывать - значит направлять развитие человека с целью формирования личности, ее мировоззрения, органических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями общества. Воспитание - историческое понятие. Выдвигая перед воспитателем задачи успешного становления необходимого для него типа гражданина, государство последовательно и систематично занимается совершенствованием системы воспитания. Обучение - двусторонний процесс преподавания и учения - является составной частью воспитания. Преподавание — трансформация или передача знаний, умений, способов познавательной деятельности. Учение - деятельность самого ученика по усвоению опыта посредством восприятия, усвоения, осмысления, использования. Отсюда, обучение - передача и усвоение знаний, умений и навыков практической деятельности посредством взаимодействия педагога и обучаемого. Образование - процесс и результат обучения и воспитания. Образование, прежде всего, - социальное явление - понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства.

Работа состоит из  1 файл

Билет по педагогики и псих 1-37 готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать документ)

3.Технология  разработки рабочей учебной прогпаммы. Преподавателю вуза дается право разрабатывать рабочую учебную программу преподаваемой им дисциплины. Создание рабочей программы - процесс творческий, сложный, требует специальной и кропотливой работы. Программа педагога выступает наглядным показателем его педагогического мастерства. Рабочая программа (РУПД) разрабатывается на основе типовой учебной программы и должен раскрывать: основные цели, задачи, требования к знаниям, умениям, навыкам, компетенции студента по дисциплине, содержание и структуру дисциплины, формы текущего и итогового контроля знаний, а также задания для самостоятельной работы студента с учетом объема индивидуальной подготовки. При составлении РУПД необходимо соблюдать структурно-логическую последовательность преподавания, указывать пререквизиты дисциплины. Основываясь на содержании и структуре дисциплины, приведенной в типовой программе, преподаватель в рабочей программе дополняет их всеми необходимыми сведениями, обеспечивающими планирование и организацию преподавания дисциплины.

Билет 33

1. Сущность  и структура профессиональной  компетенции преподавателя высшей  школы. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. В качестве основных элементов педагогической компетентности   российский ученый Кузьмина выделяет: специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины, методическую в области способов формирования знаний, умений и навыков учащихся, психолого-педагогическую в сфере обучения, дифференциально – психологическую в области мотивов, способностей и направленности  обучаемых и аутопсихологическую.Специальная включает глубокие знания, квалификацию о опыт производственной  деятельности в области преподаваемого предмета. Методическая включает владение различными методами обучения, знание пед методов и приемов. Психолого-педагогическая  предполагает  владение педагогической диагностикой. Дифференциально – психологическая включает умение выявлять личностные особенности. Аутопсихологическая подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей.

2. Практические  занятия в ВШ. Практические занятия включаю: название темы, цель занятия,  основные вопросы, методические рекомендации, литература. Содержание практических занятий включает название темы курса, которая рассматривается на данном занятии, указание на то, рассматривается ли данная тема на занятии впервые или же она определилась на лекции , перечень конкретных вопросов, рассматриваемых на семинаре. При этом указывается  конкретная форма проведения занятий, в том числе активные. В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.  На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину): • развитие творческого профессионального мышления; • познавательная мотивация; • профессиональное использование знаний в учебных условиях: а) овладение языком соответствующей науки; б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: • повторение и закрепление знаний; • контроль; • педагогическое общение.

3. Структура  вузовской лекции. 1.Вступление - определяется тема, план, литература. 2.Основная часть - излагается научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы. 3. Заключение. Лектор напоминает тему занятий, излагает опорные точки по материалу, делает заключение по всем вопросам занятия, лектор подводит краткий итог всей темы и отвечает на вопросы. Обязательно распределяйте материал по времени и строго этого придерживаетесь при чтении лекции.  Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость, структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету. Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену. Задача лектора - дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Каковы средства, помогающие конспектированию? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Билет 34

1. Коммуникативная  компетентность преподавателя высшей  школы. В структуре профессиональной компетентности преподавателя особая роль отводится коммуникативной составляющей как выражению его социальной и гуманитарной культуры, как средству и условию познанию, самопознания личности, способствующие ее самосовершенствованию и саморазвитию. Коммуникативная компетентность характеризуются сформированностью перцептивных умений преподавателя и уровнем эффективности профессионального (педагогического) общения. Коммуникативная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, включающих функции общения и особенности коммуникативного процесса, вида общения и его основные характеристики, средства общения (вербальные, невербальные). Понятие коммуникативной компетентности включает в себя такие аспекты: - как коммуникативный (взаимоотношения, взаимовлияние, взаимопонимание); - мировоззренческий (формирование системы культурных ценностей); - аспект социализации (социальное воспитание); - аспект регулирования психологической стабильности (создание уверенности). В самом широком смысле коммуникативную компетентность человека можно рассматривать как его компетентность в межличностном восприятия, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии. Коммуникативная компетентность обусловлена системой отношений и особенностей личности, проявляется в ситуации взаимодействия, обеспечивая эффективность общения.

2. Семинарские  занятия в ВШ. Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи: - развитие творческого профессионального мышления; - познавательная мотивация; - профессиональное использования знаний в учебных заведениях; - овладение языком соответствующей науки; - навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; - овладения умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения и отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов: - просеминар; - собственно семинар; - спецсеминар. Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару,представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего.

3. Психолого  - педагогические рекомендации в  проведении лекции. Отступление (исторический экскурс). Краткое отступление в лекции – необходимый элемент. Используется для разрядки уставшей аудитории. Изменение интонации  - все изменение интонации необходимы для создания акцента на главном моменте лекции, на самом важном, самом ответственном. Интервалы – для обеспечения лучшего восприятия речи особенно важно соблюдение интервалов между словами и группами слов. Пауза – при переходе к рассмотрению нового вопроса (раздела) необходимо делать паузу. Темп – (быстрый, медленный, ускоренный) чтения лекции, тембр и громкость речи (высоко, средне, низко), повторять и уточнять сказанное.Жесты – на лекции важно использовать жесты (невербальное общение) для придания речи выразительности, акцентирования наиболее важной информации. Используйте наглядность – использование иллюстраций на лекции (примеры из повседневной жизни, таблицы, диаграммы, схемы, картины) позволяет легче усваивать учебный материал, образно наглядно представить слушателям самую важную часть учебного материала, в определенной степени облегчая восприятие. Ободрение действий обучаемых – один из рычагов, с помощью которого можно заставить «звенеть колокольчик» в душе студента. Создание творческой обстановки – на занятии использовать приемы, которые позволят студентам включаться в учебный процесс «Подумайте, пожалуйста…»

Билет 35

1. Педагогическое  общение. Общение – воздействие людей в процессе общественных отношений на сознание друг друга посредством знаково-выраженной деятельности с целью изменения и согласования поведения. Профессионально-педагогическое общение есть система социально-психологического воздействия взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является: - обмен информацией; - оказания воспитательного воздействия; - организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества находит свое выражение в умении передавать информацию, понять состояние партнера или воспитуемого, т.е. в искусстве его понимания, в организации взаимоотношений с участниками процесса, управлять собственно психическим состоянием.

2. Лабораторные  работы. Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке специалистов, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет совместная групповая работа. Максимальная степень приближения к будущей профессиональной деятельности достигается при прохождении производственной практики на конкретных рабочих постах.Критерии оценки лабораторного занятия: - Наличие лабораторного практикума (методических указаний или другой литературы по проведению лабораторной работы); - Наличие и подготовка техники, приборов, оборудования, посуды, реактивов и т.п., необходимых для проведения лабораторной работы; - Наличие инструкции по технике безопасности по проведению работы; - Проведение инструктажа по ТБ (обращение внимания на меры безопасности при проведении работы); - Выполнение правил работы в лаборатории.

3. Этапы подготовки  преподавателя к чтению лекции. 1. Записать полный содержательный текст. 2. На его основе создать рабочий конспект, в который можно заглядывать, иметь опору (желательно таблично, ключевые слова, цифры, мысли, цитаты ученых). 3. Психологически настроиться. Содержание лекций должно включать формулировки тем и основных вопросов каждой темы с обязательным последующим кратким изложением содержания этих тем и вопросов. Описание содержания должно быть кратким, давать однозначное представление о сущности названных тем и вопросов. Нераскрытое содержание тем и вопросов свидетельствует о том, что авторы не хотят представить конкретно содержание и полностью распланировать занятия. Раскрытие содержания лекций необходимо также и для исключения повторов материала, выявляемых именно при сравнении описания содержания дисциплин в программах разных дисциплин каждой специальности. При описании содержания соответствующих вопросов лекции целесообразно также указать в них ТСО и другие инновации со ссылкой на более подробное описание этих методов в соответствующем разделе программы.

Билет 36

1. Стиль педагогического  общения. Авторитарный стиль – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности коллектива. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает их результаты. Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения – характеризуется стремлением минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь преподаванием. Это стиль общения реализует тактику невмешательства. Альтернативой является стиль общения – это стиль сотрудничества, или демократический стиль. При таком общении педагог ориентирован на повышение субъективной роли студента во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих целей. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, стиль педагогического общения на основе дружеского расположения является стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися.

2. Критерии оценки семинарского  занятия. Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности. Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами. Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя. Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией. Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Следовательно, это, прежде всего, диалоговое обучение. Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс обучения.

3. Организация  СРС по кредитной технологии. В условиях внедрения кредитной технологии обучения необходимо выделить задания на СРС в начале семестра. При этом каждое задание должно сопровождаться следующими организационно-методическими материалами: - Тема заданий СРС; - Рекомендуемая литература; - Формы контроля по каждому заданию; - Срок сдачи каждого задания; - Оценочные баллы. Важнейшим элементом эффективной СРС является постоянный контроль качества выполнения с количественной оценкой. Он может быть эффективным только в том случае, если четко определены цели и необходимые уровни усвоения знаний и умений, которые должны быть достигнуты в результате самостоятельной работы. Различают стартовый контроль (в начале каждого семестра), текущий контроль (еженедельный контроль качества выполняемой СРС), рубежный контроль (после каждого цикла обучения), итоговый контроль (после окончания изучаемой дисциплины).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"