Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения литературной сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни
Понятие «здоровье», его содержание и критерии
1.2 Роль физкультуры в развитии личности
Составляющие здорового образа жизни
1.4. Формирование здорового образа жизни в семье

Глава 2. Исследование роли семьи в формировании в воспитании основ здорового образа жизни
2.1. Изучение уровня сформированности знаний и представлений учащихся о здоровом образе жизни
2.2. Рекомендации родителям школьника
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЗОЖ.docx

— 122.66 Кб (Скачать документ)

10. Годовикова, Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 44 - 48. 11. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 2002. – 342 с.

12. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.

13. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная  технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов,  М.Н.Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.

14. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 9. – С.34-36.

15. Карманова, Л.В. Занятия по  физической культуре в старшей  группе детского сада: методическое  пособие / Л.В.Карманова – М.: Нар.  Асвета, 2010. – 162 с.

16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.

17. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие  ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 2009. – С. 13 - 25.

18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. – М. : Институт практической психологии, 2007. – 98 с.

19. Макаренко, А.С. Собрание сочинений.  – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко.  – М.: Правда, 2008. – 534с.

20. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 2008. – 224 с.

21. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – с. 22 - 24.

22. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х кн. – Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 608 с.

23. Нежина, Н.В. Охрана здоровья  детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

24. Педагогика: Большая современная  энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 116 с.

25. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. –  Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.

26. Психологический словарь / под  ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 479 с.

27. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления  ребенка / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2006. – 421с.

28. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 288 с.

29. Смирнова, Е.О. Психология ребенка:  учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 384 с.

30. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.

31. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – М. : Полит. литература, 2005. – 35 с.

32. Ушинский, К.Д. Человек как  предмет воспитания. Опыт педагогической  антропологии: Избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 2004. – 600 с.

33. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учеб. пособие / Ф.Р. Филатов. – М. : Дашков и К.; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. – 656 с.

34. Фомина, А.И. Физкультурные занятия,  игры и упражнения в детском  саду / А.И.Фомина. – М.: Гардарики, 2007. – 183 с.

35. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

36. Юрко, Г.П. Физическое воспитание  детей раннего и дошкольного  возраста / Г.П.Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.

37. Юматова, А.В. Формирование  здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. – С. 12 - 14.

 

Приложение 1

 

Таблица 1. Результаты анкетирования  учащихся по основам ЗОЖ

№ п/п

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащихся

Число учащихся, %

1.

Что, по-твоему, означает «здоровый  образ жизни»?

Занятия спортом

7

35%

Правильное питание

2

10%

Отказ от вредных привычек

7

35%

Ничего не ответили

4

20%

2.

Что ты знаешь о своем  здоровье?

Отличное

10

50%

Удовлетворительное

7

35%

Не очень хорошее

2

10%

Плохое

1

5%

3.

Твое здоровье зависит  от:

ЗОЖ

10

50%

Занятий спортом

9

45%

Закаливания

2

10%

Хорошего настроения

1

5%

4.

Делаешь ли ты утром зарядку?

Да

2

10%

Нет

11

55%

Иногда

7

35%

5.

Знаешь ли ты сколько раз  в день нужно чистить зубы?

1 раз в день

0

0%

2 раза в день

20

100%

Чистить зубы не обязательно

0

0%

6.

Холодной водой ты…

Умываешься

10

50%

Обливаешь ноги

0

0%

Обливаешься полностью

3

15%

Я боюсь холодной воды!

7

35%

7.

Занимаешься на уроке физкультуры…

С полной отдачей

15

75%

Без желания

2

10%

Лишь бы не ругали

3

15%

8.

Занимаешься ли спортом?

В школьной секции

1

5%

В спортивной школе

11

55%

Не занимаюсь нигде

8

40%

9.

Какие вредные привычки ты знаешь?

Курение

19

95%

Алкоголь

15

75%

Наркомания

8

40%

Токсикомания

2

10%

10.

Знаешь ли ты сколько часов в сутки тебе нужно спать?

8 часов

7

35%

9–10 часов

8

40%

12 часов

5

25%

11.

Какие элементы входят в  правильный режим дня?

Утренняя зарядка

20

100%

Завтрак, обед, ужин

15

75%

Прогулка

10

50%

Игра на компьютере 3 часа

3

15%

Личная гигиена и подготовка ко сну

10

50%

Подготовка уроков

5

25%

Длительный просмотр телевизора

1

5%

12.

Как часто ты болеешь?

Раз в месяц

4

20%

Раз в полгода

9

45%

Раз в год

7

35%

13.

Чувствуешь ли усталость  после уроков?

Очень устаю

5

25%

Не очень устаю

6

40%

Всегда

2

10%

Иногда

7

35%

14.

В твоей жизни чаще всего  преобладают:

Негативные эмоции

1

5%

Положительные эмоции

6

30%

Одинаково и те и другие

13

65%


 

Приложение 2

«Здоровый образ  жизни школьника»

Цель: способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни.

Форма проведения: заседание круглого стола.

Ход собрания

ВСТУПЛЕНИЕ.

1. Сегодня мы собрались  с вами, чтобы решить важные  проблемы. Но чтобы настроиться  на совместную работу, я предлагаю  вам поиграть в детскую игру. Если вы согласны с моим  высказыванием, то крикните «да», в противном случае – «нет». 

Крикните громко и хором, друзья, 
Детей своих все вы любите?                  (да) 
С работы пришли, сил совсем нет, 
Вам хочется лекции слушать здесь?     (нет) 
Я вас понимаю… Как быть нам тогда? 
Проблемы детей решать нужно нам?     (да) 
Дайте тогда мне скорее ответ: 
Помочь  откажитесь нам?                      (нет) 
Последнее спрошу вас я: 
Активными все будем?                          (да)

2. А теперь поздоровайтесь  друг с другом, пожмите друг  другу руки, улыбнитесь и скажите:  «Здравствуйте, как я рада вас  видеть!»

3. Здравствуйте!

Что особого мы тем друг другу сказали? 
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. 
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 
Здравствуй – ты скажешь человеку.

Здравствуй – улыбнется  он в ответ. 
И, наверно, не пойдет  в аптеку, 
И здоровым будет много лет.

Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. При  встрече люди приветствовали друг друга так: «Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдёшь».

4. Сегодня мы с вами  и поговорим о здоровье –  самом ценном достоянии человека. Назовем мы нашу сегодняшнюю  встречу: «Я здоровье берегу  – сам себе я помогу!».

Сегодня мы с вами попробуем  разработать рецепт здоровья для  наших детей и нас с вами.  Я предлагаю вам провести наше собрание в виде круглого стола.

5. Вопросы для родителей:  ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА  МОЖНО СЧИТАТЬ ЗДОРОВЫМ? (работа в группах)

* В словаре С. И. Ожегова  «Здоровье – правильная, нормальная  деятельность животного организма».

* Словарь: «Здоровый –  обладающий здоровьем, не больной».

Быть здоровым – значит жить без болезней, вести нормальную деятельность.

Вот как ответили на этот вопрос наши дети. Фрагмент фильма. (ответы детей)

Ответы родителей и  специалистов

Результаты предварительного анкетирования:

Я счиитаю себя здоровым – 21 ученик из 28; я хочу быть здоровым – 28 из 28 учеников.

Как видим, проблема здоровья касается и нас с вами.

6. СПРАВКА о состоянии  здоровья учеников класса.

7. Вопрос для группы:

Здоровье  в большей  степени зависит от вас самих.

ЧТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ  ЗДОРОВЬЯ? + Фрагмент фильма. (ответы детей)

ЧТО БЫ ВЫ ДОБАВИЛИ К СКАЗАННОМУ?

а) Образ жизни

б) Состояние окружающей среды – природы

в) Питание и т. д.

Древние греки, например, мало болели, но долго жили!

– Почему  же им так везло?

– Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, много двигались.

– Но главное закалялись. В школе полдня занимались наукой, полдня – физкультурой.

8. Игра «Ромашка»  (участвуют все)

На лепестках ромашки  записана первая половина пословицы  – продолжить… 

  • В здоровом теле – (здоровый дух)
  • Голову держи в холоде, (а ноги – в тепле)
  • Заболел живот, держи (закрытым рот)
  • Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
  • Землю сушит зной, человека – (болезни)
  • К слабому и болезнь (пристает)
  • Поработал – (отдохни)
  • Курить – (здоровью вредить)
  • Любящий чистоту  (будет здоровым)

– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы  – это народная мудрость. И мы с вами только что вывели составляющие здорового образа жизни.

9. Из чего же складывается  здоровый образ жизни? Конечно  же, составляющих ЗОЖ гораздо  больше, но мы остановимся сегодня  на этих 5.

10. Знакомство с анкетированием  детей, проведенным предварительно.

Вопросы

Да 

Нет

1. Я регулярно чищу  зубы 

23

5

2. Я всегда мою руки перед едой

18

10

3. По утрам я всегда  делаю зарядку

3

25

4. Я посещаю спортивные  секции

6

22

5. Я ложусь спать не  позднее 22 часов 

20

8

6. Я полноценно питаюсь 

23

5

7. Я ежедневно гуляю  на свежем воздухе 

17

11

8. Летом я отдыхал в  лагере 

11

17

9. У меня хорошее зрение

23

5

10. Я хочу быть здоровым

28

-

11. Я считаю себя здоровым 

21

7


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Классный руководитель:

В каждом  маленьком ребенке, 
И в мальчишке, и в девчонке, 
Есть по двести грамм взрывчатки 
Или даже полкило, 
Должен он скакать и прыгать, 
Все хватать, ногами дрыгать, 
А иначе он взорвется 
Неизвестно отчего.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает  двигательную активность, свойственную детям младшего школьного возраста. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

Фрагмент фильма «Физминутка», «На уроке физкультуры» , «На уроке ритмики».

Результаты предварительного анкетирования: по утрам я всегда делаю зарядку: 3 – да, 25 – нет.                                                                      

Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят  все, только одни у телевизора, а  другие - в спортзале. Без физкультуры  и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ  ФИЗКУЛЬТУРЫ.

(Выполнение упражнений вместе с родителями)                                                                                                                               

Классный руководитель: Я знаю, что физическая культура и спорт – важные составляющие разумного отношения к себе и своему здоровью. Но эти составляющие должны быть настоящими. Послушайте высказывание известного авиаконструктора О. К. Антонова: «Настоящая физическая культура – это разумное отношение к организму – вместилищу нашего разума – все 24 часа в сутки. Я хочу еще раз подчеркнуть: не утренняя зарядка, даже не спортивные занятия два раза в неделю, а постоянная круглосуточная культура отношения к самому себе, оптимальный образ жизни делает существование человека полноценным».

Родители о своих детях, посещающих спортивные секции и делающих утром зарядку.

ГИГИЕНА.

Результаты анкетирования:

Я регулярно чищу зубы: 23 – да, 5 – нет

Я всегда мою руки перед едой: 18 – да, 7 – нет

ПАМЯТКА «ЛИЧНАЯ  ГИГИЕНА»

Упражнения на правильную осанку. Фрагмент фильма.                                                                                         

Вопросы для родителей:

СКОЛЬКО ЧАСОВ ВАШ РЕБЕНОК  ТРАТИТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ?

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения литературной сказки