Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения литературной сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни
Понятие «здоровье», его содержание и критерии
1.2 Роль физкультуры в развитии личности
Составляющие здорового образа жизни
1.4. Формирование здорового образа жизни в семье

Глава 2. Исследование роли семьи в формировании в воспитании основ здорового образа жизни
2.1. Изучение уровня сформированности знаний и представлений учащихся о здоровом образе жизни
2.2. Рекомендации родителям школьника
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЗОЖ.docx

— 122.66 Кб (Скачать документ)
  1. Правильное чередование труда и отдыха.
  2. Регулярный прием пищи.
  3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
  4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
  5. Определенное время для приготовления домашних заданий.

6. Определенную продолжительность  отдыха с максимальным пребыванием  на открытом воздухе.

Каждый день школьника  должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки  сонливости и как бы дает заряд  бодрости на весь предстоящий день.

Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года —  при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную  систему.

После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний  или обливаний.

Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Но для всестороннего  развития детей очень важно также  приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках, в саду, огороде, помощи родителям по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.

Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный  материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями  в школе и началом приготовления  уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

Учащимся, занимающимся в  первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.

При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через  каждые 45 минут следует делать перерыв  на 10 минут, во время которого нужно  проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных  гимнастических упражнений.

Часто дети тратят много  времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для  этой работы такие условия, которые  позволяли бы сосредоточиться и  работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате  громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние  раздражители отвлекают внимание (что  у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате

не только удлиняется время  приготовления уроков, но и увеличивается  утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной  работы, он приучается отвлекаться  во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время  приготовления ребенком домашних заданий  прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой дверь» и  т. д. Это недопустимо. Надо создать  для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.

Каждый школьник нуждается  в определенном, постоянном месте  за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так  как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается  внимание на учебном материале, а  следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться  со своими пособиями. Размеры стола  и стула должны соответствовать  росту учащегося, в противном  случае происходит быстрое утомление  мышц, ребенок не может сохранять  правильную позу за столом во время  выполнения заданий. Длительное сидение  в неправильной позе влечет за собой  искривление позвоночника, появление  сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки.

Для роста и развития организма  ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет  для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов  нужно проветривать комнату, а в  теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при  открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное  освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как  выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением  зрения. Свет из окна или от лампы  должен падать на учебники (тетради) слева  от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких  цветов и сплошной занавески, так  как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно  освещать настольной лампой, ставя  ее спереди и слева.

Выполнение всех перечисленных  условий способствует сохранению высокой  работоспособности.

Односторонняя умственная сидячая  работа школьников не создает условий  для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного  труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции.

Как показывает опыт, при  желании и настойчивости родителей  почти в каждом дворе зимой  можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.

Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной  из спортивных секций при школах, домах  пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника  крепким, выносливым и оказывают  положительное влияние на его  работоспособность и успеваемость.

Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует  уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр  на открытом воздухе детям лучше  заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате  за партой, сколько на лужайке, в  подвижных играх».

В режиме дня школьника  следует выделить время и для  свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы.

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим  можно поручать уборку комнаты, поливку  цветов, мытье посуды; старшим — прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам  по обслуживанию семьи и даже к  обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они допускают  большую ошибку.

Для правильного роста  и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание, полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных  солей и витаминов.

Большое внимание нужно уделить  режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время  — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс  на время, т. е. при приближении определенного  часа появляется аппетит, начинается выделение  пищеварительных соков, что облегчает  переваривание пищи.

Нужно приучить школьника  мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая  во время еды. Регулярный прием полноценной  пищи при соблюдении всех гигиенических  правил является залогом здоровья.

День школьника должен завершаться вечерним туалетом и  последующим сном. На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это  время школьник должен привести в  порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить  зубы, вымыть ноги водой комнатной  температуры.

Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время  вставать, тогда его нервная система  приучается к определенному ритму  работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.

При составлении распорядка дня школьника родители могут  руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Всестороннее развитие человека, прежде всего, необходимо ему самому. Ведь, чем больше человек будет  знать и уметь, тем легче ему претворять в реальность свои жизненные планы, а, следовательно, интереснее жить. В то же время очень многие планы человека зависят от его здоровья, физической подготовленности. Недаром в древности утверждали, что в здоровом теле – здоровый дух. Этим и объясняется то, что физическое развитие, физическое воспитание являются неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Вот почему так важно для постоянного своего совершенствования регулярно заниматься физическими упражнениями, быть физически культурным человеком. Не случайно физическая культура считается важнейшей составляющей общей культуры, от состояния которой зависит человеческий прогресс. Естественно при этом, что чем больше в обществе (государстве) будет разносторонне (в том числе и физически) развитых, культурных людей, тем оно будет богаче и сильнее.

Особенно большое значение приобретает физическая культура сейчас, когда бурное наступление техники  на природу, изменения, вносимые научно-техническим прогрессом в жизнь человека, и характер его труда оказывают значительное негативное влияние на физическое состояние людей. Кроме возникновения всевозможных экологических проблем это проявляется в увеличении нагрузки на мозг и интеллектуальные силы человека, которому приходится усваивать постоянно возрастающий объём информации. В связи с этим наблюдается заметное снижение двигательной активности, том числе и у школьников. Возникает так называемая гиподинамия, характеризующаяся нарушением функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения).

  1. Констатирующий эксперимент   показал, что 60% учащихся имеют средний и поверхностный уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни.
  2. Формирующий эксперимент был направлен на усвоение учащимися знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни, а также на формирование мотивации к ведению ЗОЖ с помощью работы родителей.
  3. Внеклассная работа проводилась в различных формах: экскурсии, походы, игры, беседы, круглый стол и т.д., при участии родителей.

3. Контрольный эксперимент  показал эффективность проведенной  нами работы, т.к. количество учащихся  с высоким и средним уровнем  знаний и представлений о здоровом  образе жизни увеличилось до 90%.

 

Актуальным становится внедрение  различных форм физического воспитания в жизнь человека, ибо физические упражнения благотворно сказываются  на его здоровье. А крепкое здоровье как мы знаем, способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных  школах у 80% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки. От общего состояния здоровья и физических сил во многом зависит память, внимательность, усидчивочть.

 

 

 

 

Список использованных источников: 

1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М.: Педагогика. – 2005. – 217 с.

2. Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2005. – 464 с.

3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Академический Проект, 2006. – 240 с.

4. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с.

5. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л. Веремкович // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 2. – С. 7 - 8.

6. Воробьева, М. Воспитание здорового  образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 7. – С. 5 - 9.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 2004. – 213 с.

8. Гальперин, П.Я. Актуальные  проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. –  М. : Просвещение, 2008. – 240 с.

9. Глазырина, Л.Д. Физическая  культура – дошкольникам: программа  и программные требования / Л.Д.Глазырина.  – М. : ВЛАДОС, 2009. – 365 с.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения литературной сказки