Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения литературной сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания здорового образа жизни
Понятие «здоровье», его содержание и критерии
1.2 Роль физкультуры в развитии личности
Составляющие здорового образа жизни
1.4. Формирование здорового образа жизни в семье

Глава 2. Исследование роли семьи в формировании в воспитании основ здорового образа жизни
2.1. Изучение уровня сформированности знаний и представлений учащихся о здоровом образе жизни
2.2. Рекомендации родителям школьника
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая ЗОЖ.docx

— 122.66 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование роли семьи в формировании  в  воспитании основ здорового образа жизни

2.1. Изучение  уровня сформированности знаний и представлений учащихся о здоровом образе жизни 

 

Нами было проведено опытно-экспериментальное  исследование на базе общеобразовательной  школы №10 г. Михайловки, 3 Б классе. На первом этапе исследования  детям была предложена анкета, состоящая из 14 вопросов направленных на выявление знаний и представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. В анкетировании приняли участие 20 учащихся в возрасте 9–10 лет (Приложение1).

Понятие о «здоровом образе жизни» у учащихся отождествлено  с понятием «здоровье», причем 35% учащихся считают, что ЗОЖ – это «занятия спортом», т.е. они предусматривают  определенные действия со своей стороны, направленные на укрепление и сохранение здоровья. Также 35% учащихся считают, что «здоровый образ жизни» – это отказ от вредных привычек, т.е. их знания еще не систематизированы. 10% учащихся, считают, что здоровый образ жизни – это правильное питание, т.е. их знания и представления фрагментарны и не точны, и 20% учащихся вообще не ответили на поставленный вопрос, что в свою очередь говорит о том, что они не имеют представления о понятии «здоровый образ жизни».

Отношение к состоянию  своего здоровья у учащихся не вполне адекватное: 50% учащихся считают, что  у них здоровье «отличное», 35% учащихся считают свое здоровье «удовлетворительное», 10% считают, что у них здоровье «не очень хорошее», и лишь 5% считают  свое здоровье «плохое».

На вопрос «от чего зависит  твое здоровье» 50% учащихся ответили, что  их здоровье зависит от здорового  образа жизни и занятий спортом, 10% учащихся к этим двум компонентам  отнесли еще и закаливание. И  только 5% опрошенных считают что, их здоровье зависит и от хорошего настроения, это говорит о том, что у  детей не достаточно знаний о составляющих здоровья и ЗОЖ.

Большинство учащихся владеет  знаниями о вредных привычках: 95% учащихся выделили курение как вредную  привычку, 75% – употребление

алкоголя, 40% – наркоманию.

Также не все учащиеся владеют  достаточными знаниями о режиме дня, только 50% опрошенных выделили все правильные компоненты режима дня.

К занятиям на уроках физкультуры  учащиеся относятся в большей  степени положительно, 75% детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме  того, 60% учащихся ходят в различные  кружки и спортивные секции.

Следовательно, большинство  учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют  их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 10% учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 35% – лишь иногда, также 55% учащихся зарядку  не делают совсем. Это говорит о  том, что установка на самосовершенствование  присутствует лишь у меньшинства  учащихся исследуемого класса.

Таким образом, на основе результатов  анализа анкет можно выделить разноуровневые группы учащихся в зависимости от их знаний и представлений о здоровом образе жизни:

Первая группа учащихся, обладающая высоким уровнем, характеризуется  наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма  и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне  развиваться и совершенствоваться. Они регулярно включают в свою жизнедеятельность основные элементы здорового образа жизни.

Вторая группа подростков, относящаяся к среднему уровню, характеризуется  частично сформированной мотивацией на ведение ЗОЖ. Учащиеся понимают важность и необходимость сохранения здоровья, но реальные практические действия совершают  обычно в присутствии других детей, по настроению, по настоянию взрослых, т.е. у них отсутствует личная заинтересованности в ведении ЗОЖ.

Третья группа подростков относится к поверхностному уровню – это дети с фрагментарным  отношением к ЗОЖ, неполными и  не системными знаниями и умениями в этой области. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в  основном бытового характера, приобретенные  стихийно, не всегда соответствуют  реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляют.

В соответствии с выделенными  уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 40% учащихся класса, среднему уровню 40% учащихся, к поверхностному уровню 20% учащихся.

В ходе проверки работы было выявлено следующее:

Таблица 1.

Умение

   Всего учащихся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3 Б

20

40%

40%

20%


 

Необходимо добавить, что  в результате выше приведенного анкетирования  мы выявили не только уровень знаний и представления детей о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного здорового образа жизни, состояния  здоровья учащихся.

Таким образом, полученные материалы  указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них систематизированных  знаний и представлений о сущности ЗОЖ и выработки индивидуального  способа валеологически обоснованного поведения с помощью внеклассной работы.

На втором этапе исследования была проведена работа по повышению уровня знаний учащихся о ЗОЖ и привлечении к нему.

В исследуемом нами классе у классного руководителя разработан план мероприятий внеклассной воспитательной работы по формированию ЗОЖ. В течение года мы систематически проводили внеклассные занятия, направленные на приобретение учащимися знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни, а также на формирование мотивации к ведению ЗОЖ. Внеклассная работа проводилась в различных формах: экскурсии, походы, игры, беседы, круглый стол и т.д., при участии родителей и различных специалистов, что делало проведение занятий интересным и увлекательным.

Но самая большая работа была проведена  с семьями учащихся. Было проведено родительское собрание на тему: «Здоровый образ жизни школьника» (Приложение 2) на котором была проведена беседа о роли семьи в воспитании основ здорового образа жизни, о роли семьи в воспитании личности. Родителям были розданы листовки с режимом дня школьника, о вреде курения, наркомания, упражнения для закаливания, (Приложение 3) и родители согласились тесно сотрудничать с детьми, помочь ребятам в воспитании основ здорового образа жизни.

На протяжении всей внеклассной  работы мы тесно сотрудничали с семьями  учащихся. Для взаимодействия с родителями в ходе внеклассной воспитательной деятельности мы использовали различные  формы ее организации. Привлечение  родителей к формированию ЗОЖ  детей является одним из условий  эффективности проводимой работы, т. к. они являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Родители должны быть примером для своих детей, ведь именно в семье закладываются основы характера и морального облика.

Участие родителей во внеклассной  воспитательной работе повышает их собственный  уровень знаний о здоровье и ЗОЖ, а также ведет к сплочению  семьи, повышению авторитета родителей  в глазах детей.

Из всего вышесказанного следует, что целенаправленно и  систематически проводимая воспитательная работа в семье учащегося может являться эффективным средством формирования ЗОЖ учащихся.

На третьем, последнем  этапе исследования, , для выявления изменения знаний и представлений детей о ЗОЖ в исследуемом классе, мы еще раз предложили им заполнить анкету.

Из таблицы 3 следует, что  работа классного руководителя, и в первую очередь работа семьи принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья.

Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (85%) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также уменьшилось  количество учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам до 35%, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 55%. Это говорит  о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы  укрепить свое здоровье. Также изменилось отношение к состоянию своего здоровья у учащихся. Оценка состояния здоровья стала более адекватной: 35% учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 50% учащихся считают свое здоровье «удовлетворительное».

Увеличилось количество учащихся, отметивших алкоголь и наркоманию как  вредные привычки: 90% и 55%. Около 70% учащихся правильно определили все составляющие режима дня, тогда как в начале исследования их было 50%. Необходимо заметить, что валеологизация учебного и воспитательного процесса, включающая формирование положительных эмоций и снятие напряжения во время занятий, оказала благоприятное влияние на здоровье учащихся: 45% детей не чувствуют после уроков усталости и 35% устают иногда.

В ходе проверки работы было выявлено следующее:

Таблица 2.

Умение

   Всего учащихся

Высокий уровень

Средний уровень

Поверхностный уровень

3 Б

20

50%

45%

5%


 

Таким образом, в соответствии с уровнями (выделенными в первом параграфе этой главы), учитывая положительную  динамику представлений учащихся о  здоровом образе жизни и изменении  собственного образа жизни, их можно  распределить следующим образом: высокому уровню соответствует 50% учащихся класса, среднему уровню – 45%, поверхностному – 5%.

 

 

2.2. Рекомендации  родителям школьника

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования  и сна, чередования различных  видов деятельности и отдыха в  течение суток.

От того, насколько правильно  организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Большую часть времени  школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические  требования к режиму дня школьника  и, руководствуясь ими, помочь своим  детям в правильной организации  распорядка дня.

Организм ребенка для  своего роста и развития нуждается  в определенных условиях, так как  его жизнь находится в теснейшей  связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней  средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются  при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.

Внешняя среда включает в  себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые  факторы — жилище, питание, условия  занятий в школе и дома, отдых.

Неблагоприятные изменения  во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно  организовать условия, в которых  школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы  обеспечить наилучшее осуществление  данной деятельности или отдыха.

В основе правильно организованного  режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных  элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных  элементов режима дня в центральной  нервной системе создаются сложные  связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и  выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени  подъема и отхода ко сну, приготовления  домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению  должны быть подчинены все элементы режима.

Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и  прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной  системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его  нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает  к выполнению большей работы без  утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.

Правильно организованный режим  дня школьника предусматривает:

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения литературной сказки