Эстетическое воспитание детей средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Воспитание как развитие природных и духовных сил человека является важнейшим видом социальной деятельности, проводимой в интересах личности и общества. Очевидно, что деятельность этого рода должна пронизывать весь процесс общения педагога с учащимися. Воспитание средствами прекрасного осуществлялось всегда. От поколения к поколению, словно священный сосуд жизненной силы, бережно хранит человечество завоевания эстетической культуры. Наша эпоха характеризуется важнейшими преобразованиями в политической, экономической и духовной сферах жизни. Место, роль эстетического наследия в условиях научно-технического прогресса и современных

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – ПОТЕНЦИАЛ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ………......................................5
1.1. Сущность эстетического воспитания.......................................................5
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………...12
ГЛАВА II. ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………………..15
2.1. Разнообразие средств, форм и методов изобразительного искусства при обучении детей………………………..…………………………………15
2.2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву).................................................................................................................18
2.3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства).....................................................................................................................22
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.................................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................35
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.docx

— 119.55 Кб (Скачать документ)

3.  Правила техники безопасности

Дети повторяют  основные правила работы с ножницами  и клеем.

III. Гимнастика для пальчиков

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли 

Отталкиваем тучки.

Упражнение выполнять  стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а затем поднимают их вверх и тянутся, как можно выше Упражнение повторить 2-3 раза.

IV. Практическая часть

1. Ход выполнения работы

Учащиеся выполняют  работу согласно намеченному плану  и ранее полученных знаний. Дети, которые испытывают затруднения, могут вех пользоваться опорной схемой изготовления плетеной картинки.

Схема последовательного  выполнения плетеной картинки

1. Обведи шаблон основания.

2. Вырежи.

3. Сверни основание пополам. Выполни разметку.

4. Разрежь по намеченным линиям. Разверни основание.

5.  Приготовь полоски для вплетения, придерживаясь последовательности выполнения.

6.  Выполни плетение картинки.

7.  Приклей вплетаемые полоски клеем к основанию.

2.  Гимнастика для глаз

Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим  — на парту глядим.

И снова наверх — снежинка летит!

Глазами повертим, поищем ее.

И снова работать. Немного еще.

3.  Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся самостоятельно выбирают картинку и выполняют ее плетение. Так же дети могут выполнить  картинку со своим рисунком.

V. Физкультминутка

Время для  проведения физкультминутки учитель определяется индивидуально по работоспособности класса.

Робот наш большой  чудак 

Все он делает не так.

Говорят, что  надо встать — 

Он ложится  на кровать.

Робот просит показать,

Что как надо выполнять.

Встали дружно — шаг на месте.

Руки к поясу, к плечам.

Вверх подняли, помахали,

Опустили. Не устали?

Тогда на месте  пять прыжков.

К работе робот  наш готов!

VI. Практическое использование работы

Плетеная картинка может использоваться как салфетка для украшения стола, подарка родителям.

VII. Итог урока

1. Беседа

— Какую технику  вы использовали в своей работе? (Технику прямого плетения.) Какой материал вы использовали на уроке? (Цветную бумагу.)

На каком этапе  урока вам было интересно работать?

2. Оценивание работ учащихся 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  классного часа

Тема: Книги о дружбе и товариществе

Цель: Осознание ценности подлинного душевного общения, на основе которого складываются теплые отношения между людьми.

Задачи:

• способствовать улучшению психологического климата  в детском коллективе;

• развить  дружеские отношения в классе.

Оборудование: фонограммы песен «Ты да я, да мы с тобой!», «Настоящий друг».

  1. Организационный момент
  2. Введение в тему

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем очередном классном часе. Для начала предлагаю вам  прослушать песню «Если с другом вышел в путь»! Ребята слушают песню.

Учитель. О чем эта песня?

Школьники отвечают; говорят, что о дружбе.

Учитель. Правильно. Сегодня наш урок  посвящен такому знакомому и понятному  для всех чувству, как дружба. Скажите, ребята, какое значение в вашей  жизни имеет общение со сверстниками? Как, по-вашему, может ли человек  жить без друзей?

Учитель. А что такое дружба, как вы понимаете?

Учитель. В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь» (определение выводится на экран). На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми. Но что тогда мешает дружбе?(зависть, корысть, ненадежность, ложь, предательство, обман и др).

Учитель. Верно, молодцы. А что помогает дружбе?

Ученики называют доверие, надежность, искренность, честность, уверенность, милосердие и др.

Учитель. Что дает дружба каждому из нас? Друг и приятель – это одно и то же?

  1. Основная часть

Проверка  домашнего задания Учитель. Переходя к следующему этапу нашей работы, хочу озвучить слова Аристотеля: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». А теперь я предлагаю вам рассказать о книгах, которые вы принесли сегодня на урок.

Пословицы

Учитель. Во все времена дружба имела ценность для человека. Недаром народ слагал о ней пословицы и поговорки. Каждой группе я предлагаю составить  из них по четыре пословицы о дружбе.

Пословицы и поговорки:

Друга ищи, а найдешь –  береги.
Старый  друг лучше новых  двух.
Не  имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Недруг  поддакивает, а друг спорит.
Друзья познаются в  беде.
Хороший друг всегда приходит вовремя.

Законы  дружбы

Учитель. Ребята, как вы думаете, а что нужно  сделать для того, чтобы наш  класс стал дружнее? Я вижу у вас  много мыслей по этому поводу! Предлагаю сейчас каждой группе выработать «Законы дружбы» для нашего класса и записать их на лепестках ромашки. Идет работа в группах. Ребята придумывают законы. Каждый ученик озвучивает закон. Я искренне желаю, чтобы отношения в нашем классе были такими же теплыми и добрыми!

          Не  стой в стороне равнодушным,

            Когда у кого-то беда.

            Рвануться на выручку можно

            В любую минуту, всегда.

            И если кому-то поможет

            Твоя доброта и дружба твоя,

            Ты счастлив, что день не напрасно  был прожит,

            На свете живешь ты не зря.

  1. Подведение итогов

Учитель. Дружба – на самом деле нелегкий труд. Если хочешь, чтобы она не прекратилась, учись принимать в друге и  плохое, и хорошее. Приятели приходят и уходят, а настоящие друзья остаются на долгие годы. В жизни можно  обойтись без многого, но только не без друга. Когда тебе плохо и  всё не в радость, или, наоборот, когда  ты счастлив и всё хорошо, или  когда нужно принять какое-то важное решение или посоветоваться, как поступить, – рядом всегда настоящий друг.

Учитель предлагает спеть песню «Вместе  весело шагать» Школьники поют, учитель говорит заключительное слово.

   Учитель. Заканчивая сегодняшний классный час, я желаю, чтобы вас всегда окружали надежные и верные друзья!

   Приложение 2.

   Задания в игровой форме

   "Вспомни  слово".

   Учащимся  предлагается вставить пропущенные  буквы при этом оговаривается, что слово представляет собой название какого-либо объекта, вещи, связанной с искусством, эстетическое понятие, с которым школьники знакомились на предыдущих занятиях. Сложность задания должна идти по нарастающей, начиная с одного пропущенного знака до трех и более, при условии, что начальные и конечные буквы в слове должны сохраняться.

   Примерный набор слов.

   Ж-нр (жанр)               2.О-р-з (образ)                       3. Ж-в-п-сь (живопись)

   С-иль (стиль)                П-с-ель (пастель)                     К-л-р-т (колорит)

   К-сть (кисть)                 Гр-ф-ка (графика)                    Р-с-н-к (рисунок)

   Г-пс (гипс)                    Р-а-изм (реализм)                    А-в-р-ль (акварель)

   Г-ашь (гуашь)               М-с-о (масло)                          Т-м-е-а (темпера)

   Ц-ет (цвет)                    Х-л-т (холст)                           С-н-и-ал (сангина)

   Т-шь (тушь)                  И-о-а (икона)                          О-и-и-ал (оригинал)

       Преподавателю необходимо выявить  среднее время выполнения задания определенного объема. Время меньше среднего обнаруживает гибкое мышление учащихся;  время, значительно превышающее среднее, говорит о том,  что у выполнивших задание мыслительный процесс затруднен. Эти показатели определяют индивидуальный  подход при построении учебно-воспитательного процесса. Такое недолговременное упражнение можно использовать в начале урока.

   "Продолжи  перечень".

     Эту разработку можно проводить  при использовании раздаточного  материала или как разминку в начале урока. Преподаватель обращается к учащемуся со словами: "Продолжи перечень!" Затем называет (или дает карточку задание), где написан неполный перечень понятий, объединенных одним ключевым понятием, например, жанры изобразительного искусства "Пейзаж, натюрморт, портрет...".

   Учащийся  должен продолжить перечень, классификацию по возможности полнее.

   Игра "Музыкальный и живописный образ".

   На  классную доску вывешиваются репродукции  пейзажей разных времен года. Учитель рассказывает ученикам о том, что художник при помощи изобразительных средств (красок, оттенков, светотеней и пр.), а музыкант при помощи выразительных средств (музыки) создают образ, в котором передают настроение от запечатленного объекта. Звучат, например, "Времена года" А.Вивальди или П.И.Чайковского. Ученики должны определить к какой репродукции наиболее подходит тот или иной музыкальный фрагмент. Объяснить, почему» например, "Осенняя песнь" Чайковского созвучна по настроению "Золотой осени" И.Левитана или белорусского художника И.Карасева. Когда музыка к репродукции будет определена, можно предложить школьникам еще раз вглядеться в репродукции, оставляя по очереди на доске только один пейзаж, и на музыкальном фоне к нему прочитать стихи  разных порах года Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета. А.Блока, В.Жуковского, А.Пушкина, Е.Баратынского и« др. Могут звучать стихи как русских поэтических классиков, так и белорусских (Я.Купалы, Я.Коласа, М. Багдановича, П.Панченко, А.Лойки и др.). Если есть возможность, учащимся можно предложить послушать известную ораторию Ф.Й.Гайдна "Времена года", после чего порассуждать на тему музыки и живописи.

   Викторина «Удивительное рядом»

   1.  Всем известна картина Леонардо  да Винчи "Мона Лиза" (Джоконда). Какая деталь внешности отсутствует  у женщины,  изображенной на  этом полотне, в то время  как она есть у каждого человека?

Информация о работе Эстетическое воспитание детей средствами искусства