Эстетическое воспитание детей средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Воспитание как развитие природных и духовных сил человека является важнейшим видом социальной деятельности, проводимой в интересах личности и общества. Очевидно, что деятельность этого рода должна пронизывать весь процесс общения педагога с учащимися. Воспитание средствами прекрасного осуществлялось всегда. От поколения к поколению, словно священный сосуд жизненной силы, бережно хранит человечество завоевания эстетической культуры. Наша эпоха характеризуется важнейшими преобразованиями в политической, экономической и духовной сферах жизни. Место, роль эстетического наследия в условиях научно-технического прогресса и современных

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – ПОТЕНЦИАЛ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ………......................................5
1.1. Сущность эстетического воспитания.......................................................5
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………...12
ГЛАВА II. ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………………..15
2.1. Разнообразие средств, форм и методов изобразительного искусства при обучении детей………………………..…………………………………15
2.2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву).................................................................................................................18
2.3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства).....................................................................................................................22
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.................................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................35
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.docx

— 119.55 Кб (Скачать документ)

Картины и открытки (нашу «экспозицию») мы оставили висеть еще на неделю, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть  уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята, как мы и рассчитывали подходили  и с новым интересом рассматривали  картины, приходили даже дети из других классов. Результаты этого урока  проявили себя и позднее. Результативность этого урока несомненна: средства искусства действительно могут  оказывать на младшего школьника  свое неограниченное воздействие. Правильно  организованный, нацеленный на ребенка  урок, вызывает неподдельный интерес  и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который  в будущем станет основой становления  эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит  свой отпечаток и на отношении  к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня  ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение  и к искусству и к жизни. Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

Вначале исследования мы провели тестирование (см. анкета № 1) целью которого было выявление начального уровня интересов  учащихся, их увлечений. Выяснилось, что у учащихся класса наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве.

   В дальнейшем на уроках литературного  чтения, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения и на внеклассных  занятиях были предложены различные  виды работ по повышению уровня эстетического  развития учащихся. С этой целью  были предложены следующие внеклассные мероприятия и уроки: урок внеклассного чтения «Весёлые книжки Эдуарда Успенского», урок трудового обучения «Работа с бумагой. Прямое плетение из полосок бумаги. Плетеные картинки», классный час «Книги о дружбе и товариществе»(Приложение 1), задания в игровой форме "Вспомни слово", "Продолжи перечень", игра "Музыкальный и живописный образ", викторина «Удивительное рядом» (Приложение 2).

Введение  музыкальных пауз на уроках литературного  чтения и трудового обучения, более  полный анализ художественных произведений, предложение детям делать краткие  выступления об искусстве и его  видах по мере необходимости на уроках, позволило увеличить интерес  детей к искусству, их добровольное предпочтение тем или другим видам  искусства.

После данных мероприятий был проведен контрольный эксперимент. Детям  была предложена следующая система  вопросов, предназначенная для изучения динамики развития интересов учащихся в области искусства.

Анкета  № 2

  1. Узнал ли ты что-то новое об искусстве за последние 2 месяца?

    а) да                         б) нет                         в) свой вариант ответа

  1. Изменилось ли твое отношение к книгам, передачам об искусстве?

    а) да                         б) нет                         в) свой вариант ответа

  1. Есть ли у тебя излюбленные занятия в свободное время?

    а) да                         б) нет                         в) свой вариант ответа

  1. Посещал ли ты за последние 2 месяца выставки, концерты, представления?

    а) да                         б) нет                         в) свой вариант ответа

  1. Какое участие принимаешь в культурной жизни класса, школы?

    а) активное               б) пассивное             в) свой вариант ответа

  1. Хочешь ли ты быть известным человеком в области искусства?

    а) да                         б) нет                         в) свой вариант ответа

  1. Какие общеобразовательные предметы помогают тебе в выборе занятий в свободное время?

Таблица 2

                                                   Ответ

Вопрос

«да» «нет» «свой вариант  ответа»
Узнал ли ты что-то новое об искусстве за последние 2 месяца? 11 0 3
Изменилось  ли твое отношение к книгам, передачам об искусстве? 6 0 8
Есть  ли у тебя излюбленные занятия  в свободное время? 10 0 4
Посещал ли ты за последние 2 месяца выставки, концерты, представления? 14 0 0
Какое участие принимаешь в культурной жизни класса, школы? 9 2 3
Хочешь  ли ты быть известным человеком в области искусства? 5 5 4
Какие общеобразовательные предметы помогают тебе в выборе занятий в свободное время? 0 0 14

В тестировании принимали участие 14 человек. Вопросы  анкеты фокусировали внимание на предметах художественно-эстетического цикла. Ответы на эти вопросы позволили полнее учесть интересы учащихся, усовершенствовать форму уроков, внеклассных занятий.

Обработка результатов анкетирования показала общий рост заинтересованности ребят к учебе (см. таблица 2). Предметы художественно-эстетического цикла заняли ведущее место в формировании новых увлечений, интересов учащихся.

На вопрос «Узнал ли ты что-то новое об искусстве  за последние 2 месяца?» «да» ответило 11 человек, «свой вариант ответа» - 3 человека. Предпочтение отдано видам искусства, отдельным жанрам ИЗО, проявился интерес к классической и популярной музыке. Так на вопрос «Изменилось ли твое отношение к книгам, передачам об искусстве?» «да» ответило 6 человек, «свой вариант ответа» ответило 8 человек, ответа «нет» не было. В ответах звучало «Я больше стал читать», «Мне стали интересны книги и передачи об искусстве». На вопрос «Есть ли у тебя излюбленные занятия в свободное время?» «да» ответило 10 человек, «свой вариант ответа» ответило 4 человека. В своих ответах дети рассказали, что им нравится рисовать, читать, слушать музыку. На вопрос «Посещал ли ты за последние 2 месяца выставки, концерты, представления?» «да» ответило 14 человек. На вопрос «Какое участие принимаешь в культурной жизни класса, школы?» «активное» - 9 человек, «пассивное» - 2 человека, «свой вариант ответа» - 3 человека. Дети указали, что они являются в классе цветоводами и ответственными за школьный инвентарь. На вопрос «Хочешь ли ты быть известным человеком в области искусства?» «да» ответило 5 человек, «нет» - 5 человек (мотивируя ответ тем, что хотят стать врачами, водителями, учителями), «свой вариант ответа» - 4 человека. Так на вопрос «Какие общеобразовательные предметы помогают тебе в выборе занятий в свободное время?» дети ответили «литература, музыка, ИЗО».

Сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов выяснилось, что средства искусства при правильной организации, при использовании интересных форм, при  личном примере учителя позволяет  сформировать у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, способствует не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема  эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти  качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и  природа, и труд, и окружающая нас  действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.  

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аришина Н.Л. Уроки прекрасного М., 1983.
  2. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. — Киев: Навук. думка, 1994.   —  С.   294.
  3. Выгодский Л.С. Психология искусства М.; 1986.
  4. Голубова М.Н. Роль взоимодействия творческий союзов и педагогов искусства в духовно-нравственном воспитании школьников.\\Мастацкая адукация и культура. – 2005 - №1 с. 13-20
  5. Громов. Начала эстетических знаний. М.; 1989.
  6. Жук, АЛ. Проблемы научно-методического повышения квалификации педагогических кадров // Науч.-методич.  обеспечение содержания и технологий последипломного образования в условиях реформирования   школы:    матер,    междунар.    конфер. / МО РБ, АЛО. — Мн., 1999.  — С. 3—15.
  7. Искусство и школа: Кн для учителя. А.К.Василевский. – М.; 1981.
  8. Каган, М.С. Мир общения. — М., 1988. — С. 308—309.
  9. Котикова О.П. Этетическое воспитание старше классников.; Мн., 1999.
  10. Лукашенко, АГ. Государство и творческая личность. Фрагменты лекции... в Академии искусств // Мастацкая адукацыя i культура. — 2003. — № 4. — С. 4—11.
  11. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной  культуры в школе.  — М.: Владос,  2003.  — 96 с.
  12. Позняков,   В.В.   «...Искусство  делает время и формирует человека»  [Интервью с М.А.  Савицким] //  Мастацкая адукацыя i кулвдура.  — 2002.  — № 1. — С.  31—38:
  13. Романенко, Л.Е. Искусство — ядро культуры // Мастацкая адукацыя i культура — 2003. — № 3. — С. 3—5.
  14. Салеев В.А. Концепция эстетического воспитания детий и молодёжи Республики Беларусь. – 2000. - №4. с. 8-30.
  15. Шварц Г.Э. Способы формирование эстетической потребности средствами современного искусства\\Асновы мастацтва . – 2001. - №2. с. 6-11
  16. Экологическая и эстетическое воспитание школьников .Л.П.Почко.\М.; 1984.
  17. Эстетическая культура и эстетическое воспитание : Кн. Для учителя (Сост. Г.С. Лабковская. – М.; 1983.
  18. Янчук, В А. Метод психологического основания развития психологической науки в культурно-научной традиции постмодернизма // Белорусский психологич. журнал. — 2004. — ,№ 1.
 
 
 
 
 

   ПРИЛОЖЕНИЕ

   Приложение 1

   Планы-конспекты  занятий направленных на эстетическое воспитание младших школьников

Информация о работе Эстетическое воспитание детей средствами искусства