Эмпирическое исследование особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 01:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности коммуникативных умений у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников;
2. Эмпирически выявить особенности проявления коммуникативных умений у старшеклассников.
3. Осуществить сравнительный анализ результатов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая Айгуль.docx

— 83.90 Кб (Скачать документ)

Для выявления результатов  мы использовали следующие методики:

Проведение методики КОС-1; выявление межличностных отношений в группе через проведение социометрии Дж. Морено. Для того чтобы выявить коммуникативные и организаторские способности личности, к которым относятся: умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление к расширению сферы контактов, участию в общественных и групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу.

Тест - опросник коммуникативных умений (для подростков и старшеклассников). Благодаря методике «Тест - опросник коммуникативных умений» каждый, начиная с подросткового возраста, может определить степень сформированности своих коммуникативных умений в общении: 1) со сверстниками; 2) со взрослыми людьми. Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Коммуникативные умение вырабатываются различными способами: благодаря наставлениям и личному примеру взрослых, из чтения литературы, в результате специального обучения правилам культурного поведения и даже путем особых тренировочных упражнений (социально-психологический тренинг). Каждый, вероятно, хотел бы тем или иным способом повысить уровень своей коммуникативной культуры. Но для этого нужно прежде всего знать, каков этот уровень сегодня. По сравнению, скажем, с определенным эталоном, так сказать, идеальным уровнем. Далее можно сравнивать себя со своими сверстниками – кто ближе к этому эталону? Помочь каждому желающему решить эту задачу в индивидуальном порядке, в форме самопроверки, и призван «Тест - опросник коммуникативных умений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов  исследования

Эмпирическая часть  нашего исследования предполагала проверку предположения о том, что успешное развитие коммуникативных умений старшеклассников будет более эффективно, если учитывать  уровень сформированности коммуникативных умений учащихся, использовать игры, направленные на развитие мотивации к коммуникативной деятельности и использовать специальные методические приемы для организации речевого взаимодействия учащихся при помощи деловых и ролевых игр. Экспериментальное исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего  этапа заключается в определении  уровня развития коммуникативных умений старшеклассников в начале исследования. Задачей констатирующего этапа  было выявление и оценка коммуникативных  и организационных умений старшеклассников через проведение методики КОС-1. Для того чтобы выявить коммуникативные и организаторские способности личности, к которым относятся: умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление к расширению сферы контактов, участию в общественных и групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу, мы предложили старшеклассникам методику КОС-1, которая состоит из 40 вопросов. Результаты получились следующие: 26% старшеклассников имеют высокий уровень коммуникативных способностей, 51% старшеклассников - средний уровень, 16% старшеклассников - ниже среднего уровня и 7% старшеклассников - низкий уровень (Рис.1).

Рис 1.

При этом 24% старшеклассников имеют высокий уровень организаторских способностей, 64% старшеклассников - средний уровень,8% старшеклассников - ниже среднего уровень и 4% - низкий уровень. Данные результаты выразим в виде диаграммы.

 Рис.2

Делаем вывод, что предположение  о том, что успешное развитие коммуникативных  умений старшеклассников будет более  эффективно, если учитывать уровень  сформированности коммуникативных умений учащихся, использовать игры, направленные на развитие мотивации к коммуникативной деятельности и использовать специальные методические приемы для организации речевого взаимодействия учащихся.

Так же мы использовали тест - опросник коммуникативных умений (для подростков и старшеклассников). Предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть, построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. После обработки данных мы получили результаты: 30% старшеклассников относятся к зависимому типу, 58% относятся к компетентному типу, 12% относятся к агрессивному типу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Коммуникативное умение учеников имеет ряд специфических особенностей, зависящих от этапа работы, используемого программного обеспечения, а также типа реализуемого диалога. Применение того или иного метода обучения зависит от конкретных условий работы, характера изучаемого в данный момент материала, а также коммуникативного потенциала применяемых способов обучения. Констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента показали, что большинство учащихся не обладают высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, но с помощью целенаправленного педагогического воздействия, созданных психолого-педагогические условий, благоприятных для формирования искомых умений, можно добиться перехода на более высокую ступень сформированности коммуникативных умений.

 В результате целенаправленного  педагогического воздействия развиваются  вербальные и невербальные коммуникативные  умения, повышается активность учащихся  в коммуникативной деятельности, осуществляется широкий перенос  коммуникативных умений в другие  виды деятельности; формируется  потребность в коммуникативной  активности, интерес к информации; информационная потребность; «образ  Я» как субъект коммуникативной  деятельности, вместе с потребностью  в дальнейшем совершенствовании.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из материалов исследования можно сделать теоретические  и практические выводы. Опираясь на анализ философской, психолого-педагогической литературы, разобрано смысловое  и структурное содержания понятий, связанных с коммуникативными умениями старших школьников. Выделены и классифицированы умения и составляющие их действия, владение которыми необходимо современному выпускнику школы, для успешной дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Как показало исследование в результате опытно-экспериментальной работы увеличилась общая степень владения коммуникативными навыками, большинство учащихся повысили свой личный уровень сформированности коммуникативных умений. Старшеклассники научились решать разнообразные задачи, в основе которых лежит необходимость использования умений поиска, обработки и хранения информации. При этом использовались как традиционные способы и средства выполнения этих операций, так и средства, связанные с изучением и использованием информационно-коммуникационных технологий. В основе применения ИКТ лежит использование различных форм диалога, как для непосредственного, так и опосредованного общения.

С учетом специфических особенностей предмета информатики, где компьютер  является одним из элементов коммуникативной  системы урока; возрастных особенностей учащихся была построена модель формирования коммуникативных умений старшеклассников, в основе, которой лежат следующие компоненты: создание положительной мотивации, расширение коммуникативной базы в рамках урока информатики, погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационно-коммуникационных технологий, конструирование «образа Я» посредством рефлексивных заданий. Реализация этой модели в учебном процессе способствует успешному переходу старшеклассников на более высокий уровень овладения коммуникативными умениями. Создание положительной мотивации заключается в использовании для актуализации внутренних потребностей учащегося его индивидуального опыта общения, коммуникативных способностей и полученных ранее коммуникативных навыков. Развитие коммуникативных умений учащихся является на сегодняшнем этапе социальным заказом общества.

Перспективным видится выяснение  условий развития коммуникативных  умений старшеклассников в свете  перехода школьного образования  на профильное обучение, включающего  элементы профессионально ориентированного развития; исследование возможностей общения, связанных с совершенствованием программного обеспечения и расширением  технических возможностей мультимедиа; разработки методики развития коммуникативных  умений учащихся с использованием ИКТ  на базе других предметов школьного  цикла; методик, связанных с формированием  данной группы умений на более ранних стадиях изучения информатики.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абдуллина М. А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе [Текст]: Абдуллина М.А. // Дис. канд. пед. наук: Уфа, 2001. - 200 с.
  2. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения [Текст]: Айсмонтас Б.Б. // Схемы и тесты. - М.: Из-во Вла-дос-Пресс, 2002. - 176 с.
  3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст]: Ананьев Б.Г. // учебник - СПб.: Питер, 2001. - 260 с.
  4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]: Ананьев Б.Г. // учебное пособие - СПб.: Питер, 2002.-282 с.
  5. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: Андреев В.И. - Казань: Изд-воКГУ, 1996. - 567 с.
  6. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: Андреева Г.М. // учебник // М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 416 с.
  7. Асеев В. Г. Возрастная психология [Текст]: Асеев В.Г. // Учебное пособие - Иркутск, 1989. - 193 с.
  8. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения [Текст]: Бабанский Ю.К. учебник // М.: Знание, 1987. - 80 с.
  9. Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения [Текст]: Бабанский Ю.К. учебник // М.: Знание, 1978. - 48 с.
  10. Барсукова С. А. Формирование опыта коммуникативного взаимодействия старших подростков средствами специального учебного предмета [Текст]: Барсукова С. А. // Дис. канд. пед. наук: Пенза, 2002 - 179 с.
  11. Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) [Текст]: Беликов В.А. // Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141 с.
  12. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]: Беспалько В.П. // учебное пособие - М.: ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
  13. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост.  И.В. Дубровина, А.М Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  14. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука [Текст]:  Гальперин П.Я.– М.: Ин-т практ. психологии, НПО, 1998.
  15. Гальперин П.Я., Проблемы возрастной психологии [Текст]: учеб. для вузов / Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова Н. Актуальные. –2001.
  16. Гамезо М. «Возрастная психология» [Текст]: Гамезо М. // учебное пособие для студентов - М., 1999.
  17. Головин С. Ю. Словарь практического психолога [Текст]: Головин С.Ю. // Минск: Харвест, -1997. – 800 с.
  18. Горякина В.А. Психология общения [Текст]: Горякина В.А. // Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 416с.
  19. Грановская Р.М. Элементы практической психологии [Текст]: Грановская Р.М. – СПб.: Свет, 1997.
  20. Гриншпун И.Б. Введение в психологию [Текст]: Гриншпун И.Б. // учеб., пособ., - М., 1999.
  21. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология [Текст]: Гулина М.А. - СПб.: Издательство "Речь", 2001. - 352 с.
  22. Давыдов В.В., Принцип развития в психологии [Текст]: Давыдов В.В., Зинченко В.П. // Вопросы философии. 1981. № 12.
  23. Дашкин М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек» как предметное содержание их подготовки [Текст]: Дашкин М. Е. // Дис. канд. пед. наук: М, 1999.- 134 с.
  24. Долгополова Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета [Текст]: Долгополова Н.Ф. // Дис. канд. пед. наук: Оренбург, 1998. - 188 с.
  25. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи [Текст]: Елизаров А.Н. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17.
  26. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг [Текст]: Жуков Ю.М. // учебник - М.: Гардарики, 2003. - 223 с.
  27. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст]:  Журавлев В. И. // учебник –М., 1990
  28. Зинченко В.П., Человек развивающийся [Текст]: Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. // учебник - М., 1994.
  29. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]: Зимняя И.А. // учеб., пособ., для студентов –М., 2000
  30. Ковалев А.Г. О предмете социальной психологии [Текст]: Ковалев А.Г. // «Вестник ЛГУ», 1959, № 11. Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. М. - Л., 1929. Леонтьев А.Н.
  31. Ковалев А.Г. Психология личности [Текст]: Ковалев А.Г - М.: Просвещение, 1973.
  32. Кречмер Э. Строение тела и характер [Текст]: Кречмер Э. // учебник - М.: 1982.
  33. Крогиус Н. В. Личность в конфликте [Текст]: Крогиус Н. В. // Саратов: ИСУ, 1976. -135 с.
  34. Кулагина И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст]: Учеб. пособ. для высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
  35. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии [Текст]: Левитов Н.Д. // Учебное пособие для вузов - М.: 1982. – 322 с.
  36. Левитов Н.Д. Психология характера [Текст]: Левитов Н.Д. - М.: Просвещение, 1969. – 424 с.
  37. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]: Леонтьев А.Н. // Избранные психологические произведения: В 2т. – М., 1983. – Т.2.
  38. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности [Текст]: Леонтьев Д.А. Учебник для студентов – М., 1993.
  39. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий [Текст]:  Личко А.Е. // М.: Эксмо-пресс, 1999. - 416 с.
  40. Максимова В.Н. Зрелость как акмеологический критерий развития растущего человека [Текст]: Максимова В.Н. //  Мир психологии 2002. № 3. С. 239-245.
  41. Майерс Д. Социальная психология [Текст]: Майерс Д. // СПб.: Питер, 1997 - 688 с.
  42. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей [Текст]: А.Максимова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 26 с.
  43. Макланов А.Г., Общая психология [Текст]: Маклаков А.Г. – СПб.: Питер, 2002.- 319 с.
  44. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей [Текст]: Максимова А. // учебник - М., 2006.
  45. Матюхина В., Н.Ф. Прокина. Возрастная и педагогическая психология: [Текст]: Матюхина В., Т.С. Михальчик // Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1984 .-202с.
  46. Михеев В.И. Методики получения и обработки экспериментальных данных в психолого – педагогических исследованиях [Текст]: Михеев В.И.– М.: Изд – во Ун – т дружбы народов, 1986. – 83 с.
  47. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст]: Мудрик А.В. // пособие для вузов - Дис. д-ра пед. наук. - Москва, 1980. - 414 с.
  48. Немов Р. С. Психология [Текст]: Немов Р.С. // учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2000. - 686 с.
  49. Павицкая З. И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения [Текст]: Павицкая З.И. // Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Казань, 1999. - 175 с.
  50. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Н.Н.Палагина // учебное пособие для вузов - М.: Московский психолого- социальный институт, 2005. - 234 с.
  51. Панферов В.Н. Психология человека [Текст]: Панферов В.Н. // Учеб. пособие. – СПб.: Изд – во Михайлова В.А., 2002. – 252 с.
  52. Петровский А.В., Психология [Текст]: Петровский А. В., Ярошевский М.Г. // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  53. Петровский В. А., Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания [Текст]: Петровский В.А., Черепанова Е. М. // Вопросы психологии. 1987,-№5.
  54. Петровская Л. А. Компетентность в общении [Текст]: Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]: Рубинштейн С.Л. // СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").
  56. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Селевко Г.К. // учебное пособие. - М: Народное образование, 1998. - 256 с.
  57. Солдатченко А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы [Текст]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.- Магнитогорск, 2001. -186 с.
  58. Смирнов В.И. Общая педагогика [Текст]: Смирнов В.И. // Учебное пособие. –М.: Логос, 2003. –304 с.
  59. Страве Т. Академическая зрелость как интегральная ценность и показатель готовности студентов к профессиональной деятельности [Текст]: Диссертация докт.пед.наук. М.,1999.
  60. Столяренко Л.Д., Психология личности и типология поведения [Текст]: Столяренко Л.Д., Корешкова Н.В. // учебник –Р-н/Дону, 1994г.
  61. Субботин А.И. Антропологические корни проблемы самосознания [Текст]: Субботин А.И. // учеб. - Ростов-н/Д, 2007.
  62. Татьянченко Д. В., Г. Общеучебные умения: очарование очевидного [Текст]: Воровщиков С. Челябинск: Челяб. ЦНТИ, 1996. - 86 с.
  63. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии [Текст]: Тихомиров О.К. // учебное пособие для студентов – М., 1992.
  64. Трусов В.П. Современные психологические теории личности. [Текст]:  Трусов В.П.–МГУ, 1990
  65. Толстых А. Возрасты жизни [Текст]: Толстых А. // учебник для вузов - М., 1988.
  66. Толстых A.B. Опыт конкретно-исторической психологии личности [Текст]: Толстых А.В. // учеб., пособ., для институтов - СПб., 2000.
  67. Филипп Н. Четыре возраста человека [Текст]: Филипп Н. //Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х т. М., 1994. Т.Н.
  68. Хараш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности [Текст]: В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977. - с. 21-32.
  69. Фромм Э. Душа человека [Текст]: Фромм Э. // учебник- М., 1998.
  70. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: Харламова И.Ф. // учеб., пособ –М., 1999
  71. Хорни К. Невротическая личность нашего времени [Текст]: Хорни К. // уч. - М.,1993.
  72. Хьелл Л., Теории личности [Текст]: Хьелл Л.,Зиглер Д. // учебник – Спб., 1997.
  73. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учеб. для выших вузов / Шаповаленко И.В. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.
  74. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании [Текст]: Шевандрин Н.И. // учебное пособие - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
  75. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека [Текст]: Щадриков В.Д. // учебник для вузов – М.: Логос, 2001.
  76. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития [Текст]: Эльконин Б.Дю // учебник для вузов - М., 1994.
  77. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. [Текст]: общ. ред. и предисл. / Эриксон Э.,  А. В. Толстых. – М.: Прогресс, г. 1996.
  78. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/158966.html
  79. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykh-umenii-starsheklassnikov-sredstvami-informatiki
  80. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i2/pdf/4.pdf

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников