Эмпирическое исследование особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 01:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности коммуникативных умений у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников;
2. Эмпирически выявить особенности проявления коммуникативных умений у старшеклассников.
3. Осуществить сравнительный анализ результатов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая Айгуль.docx

— 83.90 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Актуальность  данной темы заключается в том, что перемены в общественном устройстве нашей страны, которые происходят в течение последних 10-15 лет, совпали с мировой информационной революцией. Осуществление перехода от индустриального общества к информационному вносит соответствующие коррективы в процессы обучения и воспитания школьников. К выпускнику школы предъявляются требования, связанные с внедрением новых информационных технологий в процесс профессионального обучения (в высших и средних специальных учебных заведениях) и в дальнейшую трудовую деятельность.

Информатизация обучения ставит перед педагогами, теоретиками  и практиками задачи, связанные с  необходимостью поиска неординарных, научно-обоснованных решений. Особенность  современной образовательной системы  в том, что «традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь – уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба».

В современном мире, в  котором живут, развиваются и  самоутверждаются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства нынешних старшеклассников. Проблема формирования коммуникативных умений и навыков переходит из традиционных для этой области предметов (литература, русский и иностранные языки) на уроки информатики, так как именно на этих занятиях учащиеся изучают новые инструменты, способы, средства общения, раздвигают границы коммуникации, расширяют круг собеседников, единомышленников.

Таким образом, актуальность проблемы формирования коммуникативных  умений старшеклассников на уроках информатики  вызвана:

• потребностью в реализации коммуникативной направленности современного образовательного процесса и недостаточной  разработанностью теоретических подходов к формированию коммуникативных  умений старшеклассников на уроках информатики;

• потребностью в развитии одновременно традиционных коммуникативных  умений и связанных с внедрением ИКТ и характерными особенностями  информатизации обучения на данном этапе  развития школы.

В исследовании необходимо выявить сущность коммуникативных  умений, принципы их классификации. Возникает  необходимость определить, какие  коммуникативные умения можно наиболее успешно формировать на уроках информатики, каковы благоприятные условия формирования коммуникативных умений старшеклассников средствами информатики. Поставленные вопросы определили

Проблема исследования: комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования коммуникативных умений учащихся старших классов средствами информатики или на уроках информатики.

Объект исследования: коммуникативный умения.

Предмет исследования: особенности проявления коммуникативных умений у старшеклассников.

 Цель исследования: изучить особенности коммуникативных умений у старшеклассников.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический  анализ изученности особенностей  проявления коммуникативных умений у старшеклассников;

2. Эмпирически выявить  особенности проявления коммуникативных умений у старшеклассников.

3. Осуществить сравнительный  анализ результатов.

Гипотеза предполагается, что констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента показали, что большинство учащихся не обладают высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, но с помощью целенаправленного педагогического воздействия, созданных психолого-педагогические условий, благоприятных для формирования искомых умений, можно добиться перехода на более высокую ступень сформированности коммуникативных умений.

Методы и методики исследования:

      1. Теоретический анализ источников, особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников.
      2. Изучение различных методик и их применение на практике.
  1. Методики: методика КОС-1; выявление межличностных отношений в группе через проведение социометрии Дж. Морено. Тест - опросник коммуникативных умений (для подростков и старшеклассников).

Эмпирическая  база исследования: СОШ № 9 г. Альметьевска. В исследовании приняло участие 30 детей старшеклассников, возраст детей 15-16 лет.

Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы по первой и второй главам, заключение, библиографический список, приложение. Работа содержит две диаграммы. Объём основного текста составляет 33 страницы.  
В приложении приводятся тексты методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ особенностей проявления коммуникативных  умений у старшеклассников

1.1 Психологическая  характеристика коммуникативных умений

Уменьшение времени непосредственного  межличностного общения напрямую связано  с развитием телекоммуникационных систем и внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности. Поэтому необходимы специальные усилия, направленных на формирование коммуникативных умений [7, с. 209]. В последнее время развивается и такой способ общения, как компьютерно-опосредованная коммуникация. Современному человеку для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений, включающим не только традиционные, но и связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности. С этой точки зрения классификация коммуникативных умений нуждается в некоторой корректировке [7, с. 209].  

Не секрет что большинство старшеклассников находятся на низком уровне сформированности коммуникативных умений. А, кроме владения общими коммуникативными умениями, от них в этом возрасте требуется уже и овладение профессиональными коммуникативными умениями. Таким образом, процесс формирования коммуникативных умений старшеклассников осложняется двумя факторами: 1) низким уровнем сформированности общих коммуникативных умений и необходимостью овладения профессиональными коммуникативными умениями; 2) необходимостью овладения коммуникативными умениями, связанными с использованием инфо-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности студентов. В соответствии с этим для успешного формирования коммуникативных умений на высоком уровне необходимо уточнить содержание понятия и состав коммуникативных умений [7, с. 209].  

В зависимости от того, в какой  предметной области рассматривается  данное понятие (в психологии, педагогике, дидактике, философии) меняется его  трактовка. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной  коммуникации. Традиционно коммуникативные умения – это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Будем считать, что коммуникативные умения это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик [9, с. 129].  

Для определения круга коммуникативных  умений, рассмотрим их известные классификации. Наибольший интерес представляет определение  коммуникативных умений, даваемое в психологических и педагогических науках. Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности он отмечает, что «одни подразумевают под умениями, прежде всего поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи – способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач». Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений [9, с. 129].   Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения [9, с. 129].  

Аргументируется это тем, что в  рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции  происходят на уровне подсознания, что  требует дополнительных усилий для  формирования сознательных умений пользования  этими реакциями. К специальным  коммуникативным умениям относятся  в основном умения необходимые в  профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных) [17, с. 134].  

Таким образом, сделаем вывод о  том, что существует более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях [17, с. 134].  

В России, еще в начале развития методических идей, рассматривались  некоторые коммуникативные свойства личности, такими учеными как К. Д. Ушинский, Н. М. Соколов. Они считали важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для которой необходимы реальные прикладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных умений, без использования самого термина, — умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке [17, с. 134].  

Современные авторы, такие как Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков, исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Т. к. актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации [21, с. 92].  

Однако можно использовать и  другие критерии и, следовательно, классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое) [21, с. 92].  

Анализируя общение как коммуникативный  обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений, и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника. О навыках активного слушания говорит и Н. И. Шевандрин. Важна также способность партнеров обмениваться сведениями друг о друге – этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым коммуникативным умением. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи:

1) описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме, малоэффективна;

2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения;

3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника [21, с. 92].  

По мнению Р. С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения [32, с. 152].   Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты – это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек – это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения [32, с. 152].  

По Г. М. Андреевой каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной). Группа умений соответствующая коммуникационной стороне общения: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа – интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях [2, с. 167].  

Главным различием в классификациях является критерий, по которому выполнена  систематизация. А. Л Солдатченко в своем исследовании приводит таблицу классификации коммуникативных умений по различным критериям: по психологическим особенностям, по видам информация, по информационным процессам, по источникам информации. Как нам, кажется, наиболее привлекательна, с точки зрения широкого использования информационно-коммуникационных технологий для межличностного опосредованного общения, а значит и для формирования коммуникативных умений, классификация по критерию «информационные процессы» [21, с. 237].  

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников