Эмоции. Понятие эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследовать эмоциональное состояние дошкольника в игровой деятельности, в учебной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми.
Объектом изучения являются дети пяти лет.
Предметом изучения являются эмоциональные переживания в деятельности дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Теоретические подходы к изучению эмоций………………..4
Психологические теории эмоций…………………………………..4
Понятие эмоций, виды, функции…………………………………..8
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста………………….18
Глава 2: Исследований эмоций у детей дошкольного возраста……...25
2.1 Организация эксперимента…………………………………………25
2.2 Методы исследования………………………………………………25
2.3 Результаты исследования…………………………………………...28
2.4 Рекомендации………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………….31
Приложение…………………………

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 72.63 Кб (Скачать документ)

Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо  более сложных ситуациях, отмечая  несоответствие в поведении людей  недостатки в их знаниях. Они смеются  над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над наивным Незнайкой, мастером – ломастером и т.п. В  шутках детей появляется скрытый  смысл, попытки «поймать» собеседника  на ответе, не соответствующем действительности.[12,305c]

Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство  прекрасного, вызываемое у ребенка  предметами, явлениями природы, произведениями искусства. К старшему дошкольном возрасту ребенок начинает улавливать красоту  в ритмичности, гармонии красок и  линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания  вызывает у старшего дошкольника  красота природных явлений. Чем  лучше ребенок ориентируется  в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие  у него чувство прекрасного.[22, 134c]

Существенно изменяется в дошкольном детстве и внешние проявления чувства ребенка. Во-первых, ребенок  постепенно овладевает умением до известной  степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Во-вторых, он усваивает  «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

Хотя более резкие проявления чувств связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В  дальнейшем ребенок научается ими  управлять, информируя окружающих о  своих переживаниях, воздействуя  на них. Что же касается всего богатства  средств выражения чувств, то они  имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем  подражания.[16,603c]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2: Исследование эмоций у детей дошкольного возраста.

 

2.1 Организация эксперимента

Дошкольное детство – очень  короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период формируются основы личности. Малыш  научается в определенных пределах управлять своим поведением и  деятельностью, предвидеть ее результат  и контролировать выполнение. Усложняется  эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются  высшие чувства.

Для исследования эмоций у дошкольников я взяла среднюю группу в детском  саду «Полянка» в возрасте пяти лет. Эксперимент проводился в несколько  этапов. Вначале было необходимо познакомиться  с детьми и быть у них доверительным  лицом. Прогулка  и игры в группе раскрепостили детей по отношению  ко мне. На второй день начались мои  исследования эмоций. Дети радостно встретили  меня на второй день, что было очень  приятно, возобновилась доверительная  обстановка. И я начала эксперимент.

 

2.2 Методы исследования

Я решила исследовать четверых детей: Полина П., Маша Л., Олег Б., Саша Ж.

Наблюдение. Исследование эмоций девочек Полины П., Маши Л. И мальчиков Сашу Ж. и Олег Б. в возрасте пяти лет на прогулке.

30 апреля 2010г.

Полина П.: очень быстро оделась, чтобы не быть последней. Пошли гулять и так получилось, что у нее  не было пары. Она подошла ко мне  и предложила руку со словами: «Мне не с кем идти. Можно я пойду  с вами.» На что я согласилась. Пока мы шли до веранды, у нас завязался  разговор:

П.: «Я забыла как вас зовут.»

Я.:  «Ольга Леонидовна»

П: «Ольга Леонидовна», а вам нравятся во эти цветочки, одуванчики» и  показывает на поляну с одуванчиками. «Они такие красивые, похожи на солнышко».

Я: «Нравятся».

Перед нами шла пара Маша Л. И Саша Ж. Они, услышав наш разговор, тоже заговорили о цветах. Выяснилось, что  детям нравятся яркие цветы. На встречу  нам попались муравьи. Дети закричали, чтобы на них никто не наступал. Когда мы дошли до веранды, дети разбежались  играть. Полина П. и Маша Л. Побежали поливать клумбу, а мальчики начали бегать, играть в догонялки. На прогулке дети вели себя очень эмоционально: радовались солнцу, смеялись. После  прогулке уставшие дети пообедали и  легли спать. На этом мой эксперимент  закончился. 

 

Методика: Изучение понимания эмоциональных состояний, изображенного на картинке. Методика проводилась 04.05.2010г.

Я выложила на стол картинки с изображенным на них кроликом в разных эмоциональных  состояниях:

1.Плачущий кролик.

2.Злой кролик

3.Испуганный кролик.

4.Веселый кролик.

5.Удивленный кролик.

Вызывая каждого по очереди, задавала вопрос: «Кто изображен на рисунке? Как он себя чувствует?»

 Ответы:

Полина П. «1.На картинке кролик и  он грустный, потому что хочет есть.

2.На этой картинке злой кролик

3. Нарисован кролик.

4. Кролик. Он веселый, потому  что его кто то рассмешил.

5. Кролик и он грустный»

Маша Л. «1. Грустный кролик, его  кто-то обидел.

2. Злой кролик, ему не дают  играть.

3. Кролик. Я не знаю, как он  себя чувствует.

4. Кролик смеётся, ему весело.

5. Кролик ушки прижал».

Саша Ж. «1. Плачет зайчик.

2. Злой зайчик.

3. Зайчик открыл рот, он разговаривает.

4.Весёлый зайчик (сам при этом  улыбается)

5. Зайчик испугался кого-то».

Олег Б. «1. Плачет кролик. Его обидел кто то.

2. Злой кролик, ругается на кого  то.

3.Кролик. Он увидел что то.

4. Кролику очень весело.

5. Кролик боится».

Эксперимент. Эксперимент проводился 05.05.2010г. Я попросила Полину П., Сашу Ж., Женю Д., Машу Л. Нарисовать рисунок. «Нарисуйте мне, пожалуйста, рисунок. Изобразите на нём всё что хотите. Можете машину, маму, папу, братика, сестричку, домик. Всё что хотите. И скажите мне какое у вас сейчас настроение». С начала дети рисовали молча, сосредоточенно. Затем начали обсуждать что кто нарисовал.

Полина П. «Я нарисовала маму и папу. Мы на даче на речку купаться пошли. У меня хорошее настроение».

Саша Ж. «Я нарисовал солнышко, машину, она едет по дорожке. Много травки и большой цветок. У меня хорошее  настроение. Папа сказал, что в субботу  мы поедем на рыбалку».

Олег Б. «Я нарисовал тропинку на ней большие цветки, а по тропинке идет челове

Маша Л. «Я нарисовала птичек на дереве. И дождик, который не мочит птичек. Они у себя в домике». (прежде чем  ответить долго думала)

На этом мои исследования закончились. Дети приглашали меня еще.

 

2.3 Результаты исследования

Полина П.: девочка идет на контакт сразу же. Всегда улыбалась, когда мы с ней беседовали. По рисунку видно, что у нее одни положительные эмоции. Поля пользовалась только яркими красками, что говорит о ее спокойном эмоциональном состоянии. На рисунке она расположила себя между родителями, что говорит, что отношения с ними у девочки одинаковые. Она чувствует себя защищённой рядом с ними. Только не очень хорошо разбирается в понимании эмоционального выражения на лице. Не знает такие эмоции, как удивление.

Саша Ж.: хорошо идет на контакт. На вопросы отвечал не задумываясь. Когда рассматривал картинки, улыбался. На рисунке в основном желтый и красный цвета. По интерпретации теста Люшера Желтый – это признак того, что мальчик открыт для общения. На прогулке не срывал цветки, потому что им больно, это говорит о том, что у Саши есть чувства жалости и сострадания.  Он не знает эмоции удивление.

Маша Л.: сразу подошла и познакомилась, воспитанная. На прогулке были видны такие эмоции, как: радость, сожаление, удовольствие. Не знает как и другие дети эмоции удивления. На рисунке пользовалась всеми цветами. Все эмоциональные переживания равны друг перед другом. Чувствует защищённость со стороны родителей.

Олег Б.: тяжело шел на контакт. Сначала боялся меня, потом все прошло, страх преодолел. На рисунке больше всего зеленого цвета. По Люшеру, это значит самоутверждение. На прогулке улыбался, всем был доволен. Знает все эмоциональные состояния.

 

 

 

 

2.4 Рекомендации

Необходимо провести занятие по определению эмоциональных состояний. Дети вели себя так, как положено им себя вести, т.е. моральные нормы  они знают. По отношению к чужому человеку (ко мне): Полина П. сразу со мной разговорилась, была приветлива, вежлива. Я думаю, что рекомендации ей не нужны, она развивается постепенно в эмоциональной сфере. Саша Ж. почти  сразу на чал контактировать со мной, был вежлив, только громко все говорит (даже кричит). Я думаю у него слишком  много энергии и ему ее не куда девать. Рекомендация: стоит занять мальчика какой-нибудь секцией, чтобы  его «лишние» эмоции выплескивались там. Маша Л. Без проблем пошла  на контакт. Любимы вопросы: «Зачем? Почему?», что говорит о ее заинтересованности. Всем все время улыбается, добрая, отзывчивая. Олег Б. знает все эмоциональные  состояния, но долго не хотел идти на контакт. Не много улыбался, был  хмуроват, но я думаю это временная  эмоция.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В главе 1 были рассмотрены психологические  теории эмоций, само понятие эмоций, виды и функции эмоций. 1.1. До настоящего времени единой точки зрения на природу  эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в  настоящее время экспериментальный  и теоретический материал позволяет  говорить о двойственной природе  эмоций. С одной стороны – это  субъективные факторы, к которым  относят различные психические  явления, в том числе когнитивные  процессы, особенности организации  системы ценностей человека и  др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. 1.2. Каждый из перечисленных видов  эмоций имеет свои подвиды, которые  будут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения  и исчезновения и др. неоднократно предпринимались попытки выделить общие для всех эмоциональных  состояний признаки. Одна из таких  попыток принадлежит  В. Вундту. 1.3. Эмоции начинают формироваться с  раннего детства. Все окружающие его факторы влияют на формирование эмоций.

 Во второй главе были исследованы  дети в возрасте пяти лет.  Это возраст, когда уже эмоции  начинают бурное развитие у  ребенка. 

Да, это тема сейчас актуальна, что  без эмоций жить нельзя. Сегодня  никто не отрицает связь эмоций с  особенностями жизнедеятельности  организма. Хорошо известно, что под  влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Задачи были выполнены, гипотеза подтверждена. Методы исследования были адекватны задачам.      

 

  

 

 

Литература

    

  1. Дубровина И.В. психология. – М., 1999 – 673c.
  2. Котова И.Б., Канаркевич О.С.Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
  3. Немов Р.С. Психология. – М., 1999 – 678с.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2002, - 592с.
  5. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. – 352с.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2002. – 512с.
  7. Рогов Е.И. Психология человека. – М., 1999 -  445с.
  8. Ольшакова А.Е. Эмоции и воспитание – М., 2000 – 431с.
  9. Додонов Б.И. В мире эмоций – К.,2005 – 238с.
  10. Василюк Ф.Е. Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций – М., 2006 – 358с.
  11. Веккер Л.М. психические процессы личности – М., 2007 – 155с.
  12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений – М., 2002 – 305с.
  13. Гезард К.Е. Эмоции человека – М., 2003 – 210с.
  14. Чистяков М.И. психогимнастика – М., 2007 – 184с.
  15. Березин Ф.Б. Психологическая психофизиология адаптации человека – М., 2008 – 308с.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб, 2004 – 603с.
  17. Гаврилова Т.П. Основы воспитания нравственных чувств. – СПб, 2001 – 187с.
  18. Симонов П.В.  Мотивационный мозг – М., 2004 – 315с.
  19. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология – М., 2005 – 489с.
  20. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника – М., 2009 -189с.
  21. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств – М., 1999 – 289с.
  22. Наенко Н.И. Психологическое напряжение – М., 1998 – 134с.
  23. Райковский Я. Экспериментальная психология эмоций – М., 2005 – 634с.     

Информация о работе Эмоции. Понятие эмоций