Эмоции. Понятие эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследовать эмоциональное состояние дошкольника в игровой деятельности, в учебной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми.
Объектом изучения являются дети пяти лет.
Предметом изучения являются эмоциональные переживания в деятельности дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Теоретические подходы к изучению эмоций………………..4
Психологические теории эмоций…………………………………..4
Понятие эмоций, виды, функции…………………………………..8
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста………………….18
Глава 2: Исследований эмоций у детей дошкольного возраста……...25
2.1 Организация эксперимента…………………………………………25
2.2 Методы исследования………………………………………………25
2.3 Результаты исследования…………………………………………...28
2.4 Рекомендации………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………….31
Приложение…………………………

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 72.63 Кб (Скачать документ)

Кроме того, что эмоции и чувства выполняют функцию  регуляции состояния организма, они также задействованы и  в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.[21, 289c]

Эмоциональная оценка событий  может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т. Д. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т. Е. чувства выполняют еще и предынформационную, или сигнальную, функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. Д.[ 19,489c]

Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно  связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С. Л. Рубинштейн указывал, что «…эмоция в себе Амой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается  в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т. Е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. Е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.[10,358c]

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

Еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Существует и коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34 %).[14, 184c]

В рамках коммуникативной  функции можно выделить и другие. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети 
очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание. 

 

1.3 Развитие эмоций у  детей дошкольного возраста

В младшем и среднем дошкольном возрасте, так же как и в раннем детстве, чувства господствуют над  всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет  управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену  у захватившего его чувства.[7, 445c]

Внешнее выражение чувств у ребенка  по сравнению со взрослым человеком  носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства  ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут, бурное веселье нередко сменяется слезами.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его  взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к  нему внимание, он испытывают эмоциональное  благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное  благополучие способствует нормальному  развитию личности ребенка, выработке  у него положительных качеств, доброжелательного  отношения к другим людям.[3,687c]

Поведение окружающих по отношению  к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства  – радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок, с одной стороны, остро  переживает ласку, похвалу, с другой – причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению  к ним заботу, сочувствие.[ 13,210c]

 Любовь и нежность по отношению  к другим людям связаны с  возмущением и гневом против  тех, кто выступает в глазах  ребенка в качестве их обидчика. Ребенок неосознанно ставит себя  на место человека, к которому  он привязан, и переживает боль  или несправедливость, испытанную  этим человеком, как свою собственную.

Вместе с тем когда другой ребенок пользуется, как кажется  дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Чувство, возникающие у ребенка  по отношению к другим людям, переносятся  им и на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов; он сочувствует несчастью Красной  Шапочки немногим меньше, чем реальному  несчастью. Он может вновь и вновь  слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого  не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Он  идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду.[5,352c]

Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может  пожалеть и злодея, если тому приходиться  уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются  поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Чувства, испытываемые ребенком при  слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного  участника событий. Ужасаясь предстоящим  событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали ее дальше, или сам придумывает  более приемлемый, с его точки  зрения, вариант той части, которая  его пугает. При этом нередко ребенок  берет на себя роль героя. [17,187c]

Рассматривая иллюстрацию к  сказкам, дошкольники часто пытаются непосредственно вмешаться в  ход событий: замарывают или выцарапывают изображение отрицательных действующих  лиц.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут  возникать у него по отношению  к животным, растениям, игрушкам, предметам  и явлениям природы. Знакомясь с  человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать  их и к предметам. Он сочувствует  сломанному цветку или дереву, возмущается  дождем, который мешает гулять, гневается  на ударивший его камень.[10,358c]

Особое место среди детских  чувств занимают бурные переживания  страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного  воспитания и неразумного поведения  взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку  постоянно грозит опасность. Такое  поведение взрослых приводит ребенка  в состояние напряженности, тревоги  и страха. Например, какой-нибудь жизненный  эпизод, который при правильном отношении  прошел бы бесследно, превращается взрослыми в грозное событие и поэтому может иметь тяжелые последствия для ребенка. Таким образом, дети начинают бояться грозы, мышей, темноты. Некоторые люди считают позволительным запугивать детей, лишь бы добиться от них послушания. [23,634c]

Чувство страха иногда возникают и  без воздействий взрослых. При  встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления  и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной  из причин, вызывающих страх, бывает необычное  изменение знакомого лица. В необычной, неопределенной ситуации ребенка очень  часто охватывает сильное волнение. Типичен в этом отношении страх  темноты. Он объясняется в большей  мере тем, что темнота скрывает все  знакомые предметы и каждый незначительный шум кажется необычным. Если ребенок  хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет  пугать его. Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое  самочувствие ребенка, поэтому взрослые должны воспитывать и поддерживать в ребенке чувство свободы  и бесстрашие.[ 2,480c]

От этих форм страха принципиально  отличается страх за других, когда  самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление  у ребенка свидетельствует о  развивающейся способности к  сопереживанию.

Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися  членами семьи, обычно вообще не бывают особенно длительными. Наблюдение проявлений дружбы детей в детском саду показывает, что в подавляющем большинстве  случаев ребенок дружит попеременно  со многими детьми в зависимости  от обстоятельств. Такая дружба основана не на стойком отношении к сверстнику, а на том, что ребенок с ним  вместе играет или вместе сидит за столом.[11, 155c]

На протяжении дошкольного детства  чувства ребенка приобретают  значительно большую глубину  и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становиться  длительная привязанность к сверстнику, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При  завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает  не внешняя ситуация, а их симпатии друг другу, положительное отношение  к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и  умениям.[ 21, 289c]

Одно из главных направлений  развития чувств в дошкольном детстве  – увеличение их «разумности», связанное  с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать  окружающий мир, знакомиться с последствиями  своих поступков, разбираться в  том, что такое хорошо и что  такое плохо.

Существует распространенное мнение о том, что маленькие дети часто  бесчувственны, даже жестоки по отношению  к животным. Действительно, нас болезненно поражает равнодушие, с которым ребенок  иногда обращается с животными. Он давит  муху, топчет жука, разрывает бабочку, хватает за горло котенка. Это  производит впечатление полной противоположности  проявляющемуся в других случаях  сочувствию, состраданию животным. Однако во многих случаях безучастие, иногда кажущаяся жестокость есть не что иное, как отсутствие понимания. Любопытство ребенка, желающего  проникать внутрь всех вещей, сочетаясь  с чисто детской беззаботностью насчет последствий, приводит к проявлениям, которые мы расцениваем как бездушие, жестокость.

Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства, относящиеся к  людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка. Уже ребенку трехлетнего  возраста приятно похвала взрослых, его огорчает порицание. Мы знаем, что  у ребенка возникают чувства  гордости и стыда, зависящие от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся  еще не к самим поступкам, а  к их оценке другими людьми. Происходящие в детстве усвоение норм, правил поведения, формирование самооценки приводят к тому, что само выполнение или  невыполнение этих норм начинает переживаться ребенком, вызывать у него радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд даже в том случае, когда ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.[6,512c]

Изменение чувств ребенка в зависимости  от понимания им ситуации хорошо видно  на примере развития у дошкольников чувства комического.

Это чувство возникает у ребенка, когда он сталкивается с чем-либо несуразным, неожиданным, нарушающим привычный  ход вещей. У младших дошкольников чувство комического проявляется  в веселом смехе, оно возникает, когда дети видят смешные жесты  Петрушки, слышат словесные перевертыши, обнаруживают несоответствия во внешности, одежде человека. Они и сами шутят, давая предметам другие названия, гримасничая, переворачивая слова.

Информация о работе Эмоции. Понятие эмоций