Эмоции. Понятие эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследовать эмоциональное состояние дошкольника в игровой деятельности, в учебной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми.
Объектом изучения являются дети пяти лет.
Предметом изучения являются эмоциональные переживания в деятельности дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Теоретические подходы к изучению эмоций………………..4
Психологические теории эмоций…………………………………..4
Понятие эмоций, виды, функции…………………………………..8
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста………………….18
Глава 2: Исследований эмоций у детей дошкольного возраста……...25
2.1 Организация эксперимента…………………………………………25
2.2 Методы исследования………………………………………………25
2.3 Результаты исследования…………………………………………...28
2.4 Рекомендации………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………….31
Приложение…………………………

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 72.63 Кб (Скачать документ)


Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1: Теоретические  подходы к изучению эмоций………………..4

    1. Психологические теории эмоций…………………………………..4
    2. Понятие эмоций, виды, функции…………………………………..8
    3. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста………………….18

Глава 2: Исследований эмоций у детей дошкольного возраста……...25

2.1 Организация  эксперимента…………………………………………25

2.2 Методы  исследования………………………………………………25

2.3 Результаты  исследования…………………………………………...28

2.4 Рекомендации………………………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………30

Литература……………………………………………………………….31

Приложение……………………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

Актуальность: Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей с самого рождения. В моральных чувствах выражается отношение детей к окружающим – их поступкам, их поведению; в них проявляется отношение к собственному поведению, чертам характера. У людей чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Поэтому важно изучение эмоций.   Изучением эмоций занимались: Ч. Дарвин, У. Джеймс, Г. Ланге, У. Кэннон, П. Бард, П.В. Симонов, И.П. Павлов и многие другие.

Цель исследования: исследовать эмоциональное состояние дошкольника в игровой деятельности, в учебной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми.

Объектом изучения являются  дети пяти лет.

Предметом изучения являются эмоциональные переживания в деятельности дошкольника.

Гипотеза: развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение со взрослыми и сверстниками.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа.

Практическая значимость исследования: результаты исследования важны для дальнейшего развития эмоциональной сферы ребенка.

Структура: состоит из введения, двух глав, вывода, литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теоретические  подходы к изучению эмоций.

1.1 Психологические теории эмоций

Исторически сложилось  так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало  появление различных точек зрения, которые находили отражение в  соответствующих теориях. В течение  длительного времени психологи  пытались решить вопрос о природе  эмоций. В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями.[ 3,534]   

 Первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. Е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако в 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в том числе и в отношении эмоций.[4, 592c]

В этой работе Дарвин доказывал, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию он обосновывал исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Например, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (например, движения), по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Забегая несколько вперед, необходимо сказать, что позднее к этой теории вернулся Э. Клапаред, который писал: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха». Однако воспроизведенная Э. Клапаредом точка зрения уже не соответствовала накопленному к тому времени экспериментальному и теоретическому материалу.[10, 358c]

Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. ДжемА «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечнососудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся».[13, 210c]

Именно органические изменения  по теории Джемса—Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появление теории Джемса—Ланге рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.[15, 308c]

Однако концепция Джемса—Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В то же время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса—Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.[11, 155c]

Кеннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной  настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При  этом эмоциональные переживания  и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают  в одном и том же мозговом центре – таламусе.[17, 187c]

К разряду когнитивистских  может быть отнесена и информационная концепция эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.[12, 305c]

Подход В. П. Симонова был  реализован в формуле

Э = -П(Ин-И),

где:

Э — эмоция, ее сила и  качество;

П — величина и специфика  актуальной потребности;

Ии — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;

Ис — существующая информация, т. Е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет  потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает  и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.[7, 445c]

Результаты экспериментальных  исследований позволяют утверждать, что ведущую роль в регуляции эмоциональных состояний играет кора больших полушарий. И. П. Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т. Д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. В случае же распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. Д.[5, 352 c]

1.2 Эмоции, виды и функции

Эмоции – это очень сложные  психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид  эмоциональной реакции. Аффектами  называют интенсивные, бурно протекающие  и кратковременные эмоциональные  вспышки. Примерами аффектов могут  служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое море, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью  захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. [8,431c]

Одна из главных особенностей аффектов состоит в том, что данная эмоциональная  реакция неотделимо навязывает человеку необходимость выполнять какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает  себя контролировать и даже может  не осознавать того, что делает. Это  объясняется тем, что в состоянии  аффекта возникает чрезвычайно  сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит  в двигательное возбуждение. Под  де6йствием этого возбуждения  человек совершает обильные и  часто беспорядочные движения и  действия. Бывает и так, что в состоянии  аффекта цепенеет, его движения и  действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.[1, 673c]

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических  процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость  снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно  связаны с переживанием. На них  внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.[2, 480c]

Даже при самом сильном аффекте  человек в той или иной степени  отдает себе отчет в том, что с  ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями  и поступками, а другие – нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. Е. из-за особенностей эмоциональной  сферы и уровня развития волевых  характеристик человека. Следует  отметить, что данная характеристика является весьма показательной в  отношении поведенческой регуляции  людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями  организма конкретного человека, а с другой стороны – с особенностями  его воспитания.[6, 512c]

Информация о работе Эмоции. Понятие эмоций