Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:27, диссертация

Описание

Цель данной работы: изучение сформированности экологической культуры младших школьников.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1) Теоретический анализ проблемы сформированности экологической культуры у младших школьников;
2) Подбор диагностических средств для изучения субъективного отношения к природе у младших школьников;
3) Проведение экспериментального исследования уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;
4) Психологический анализ результатов экспериментального исследования сформированности экологической культуры младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения экологической культуры…….5
1.1. Экологическое воспитание в школе как следствие экологической проблемы……………………………………...5
1.2. Сущность экологической культуры у младших школьников……………………………………………………10
1.3. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения………………………………………16
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников………………………….26
2.1. Описание базы и методик исследования……………….26
2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников……………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….33
Литература…………………………………………………………………..35
Приложение 1…..…………………………………………………………...37
Приложение 2………………………………………………………………44
Приложение 3………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

готовая дипломная работа.doc

— 620.00 Кб (Скачать документ)

Через познание экологических связей и отношений на уроках природоведения, ученики изучают окружающий мир. Большое значение имеет раскрытие связей между природой и человеком, как частью природы, так как он существует внутри природы и неотделим от нее. Это позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

В целях изучения сформированности экологической культуры у младших школьников, мы провели экспериментальное исследование на базе второго класса Косолаповской средней школы Мари-Турекского района РМЭ. Мы предположили, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.

В результате психологической диагностики мы выяснили, что  большинство младших школьников имеют достаточно высокий уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе и показывают высокую натуралистическую эрудицию. Преобладающей установкой в отношении природы, у младших школьников, является - эстетическая, когда природа воспринимается, как объект охраны. Следующие по популярности установки в отношении природы, когда она воспринимается как объект красоты и объект изучения. Лишь пятая часть младших школьников имеют прагматическую установку, то есть относятся к природе, как к объекту пользы. Более того, у пятой части испытуемых установка на природу, как объект пользы, не проявляется вообще.

Таким образом, изучив полученные в ходе психологического эксперимента данные, мы пришли к выводу, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе. Что полностью подтверждает нашу гипотезу. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.

Однако, данная работа не претендует на окончательный результат. Для более полного изучения проблемы формирования экологической культуры, на наш взгляд, будет целесообразно изучить зависимость ответственного отношения к природе с другими качествами личности младших школьников. Для того, чтобы развивать и поощрять эти качества на протяжении всего периода школьного обучения.

Литература

1.                  Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М, 2006

2.                  Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.

3.                  БогдановаТ. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 2004.

4.                  Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Наша планета земля. Учебники 1,2,3,4 классов. М. Баласс. 2001.

5.                  Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М, 2001.

6.                  Виноградова Н.Р., Калинова Г.С. Окружающий мир. Учебники 1,2,3,4 классов. М.2003.

7.                  Гардеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. Начальная школа №2 2004. с.75

8.                  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М, 2006.

9.                  Клепинина З.А. Я и мир вокруг нас. Учебники 1,2 классов. Смоленск 2002.

10.             Клепинина З.А. Природоведение. Учебники 3,4 классов. Смоленск 2001.

11.             Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1989.

12.             Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002.

13.             Крюкова Н.С. Праздник «Птицы – наши друзья». Досуг в школе №3 2002. с.16.

14.             Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2002.

15.             Мельник Е.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы. Начальная школа №5  с.74. 1998.

16.             Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: 2002.

17.             Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, 2002.

18.             Огонькова Т.В. Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения учебных занятий. Начальная школа плюс до и после. №1 с.40. 2003.

19.             Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М.: 2000.

20.             Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М, 2000.

21.             Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебники 1,2,3 классов. М.: 2003.

22.             Плешаков А.А. Природоведение. Учебник 4 класса. М.: 2002.

23.             Развитие мотивов у детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. – М, 2004.

24.             Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. Волгоград. 2003.

25.             Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. \Начальная школа №5, с.34, 1995.

26.             Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М, 1996.

27.             Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. /Начальная школа №2, с.42, 1988/

28.             Смирнова И.В. Из опыта интегрированного преподавания. Начальная школа плюс до и после. №4, с.47, 2003.

29.             Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М., 1948, Т.4.

30.             Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М., 1949, Т.6.

31.             Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М., 1988, Т.11.

32.             Цветкова И.В. Экология и культура. 1998.

33.             Шиндина В.М. Сказка «Теремок» на экологический лад. Педсовет. №6 2003.

34.             Эльконин Д.Б. Психология игры. – М, 2002

35.             Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М, 2004.

Приложение 1.

Диагностические методики

1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»

Инструкция:

«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отме­ченные «*» можно отвечать "не знаю"). Отвечать на вопросы сле­дует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.

В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе "нет" - "-", "не знаю" – «н».

При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3—5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов — около 25—30 минут.

Испытуемым раздаются бланки следующего образца.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1.  6.   11. 16.  21. 26. 31.   36.   41.   46.

2.  7.   12. 17.  22. 27. 32.   37.   42.   47.

3.  8.   13. 18. 23. 28. 33.   38.   43.   48.

4.  9.   14. 19. 24. 29. 34.   39.   44.   49.

5.  10. 15. 20. 25.  30. 35.  40.   45.   50.

 

Текст методики:

1.  Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?

2.  Верно ли, что, придя к кому-то в гости, и увидев там библиотеч­ку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?

3.  Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?

4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?! •5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою?

6.  Комнатные растения улучшают Ваше настроение?

7.  Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать как оно называется?

8.  Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?

9.  Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да - не стану; нет - стану)

*10. Алоэ относится к кактусам?

11.  Мох на деревьях портит их внешний вид?

12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?

13.  Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они буду посажены и Вашими руками?

14.  Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да - не стану; нет - стану)

*15. Семена ели созревают осенью?

16.  Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?

17.  Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?

18.  Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природою

19.  Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?

*20. Окунь — это хищная рыба?

21.  Вы считаете крыс противными?

22.  Если началась передача или фильм о животных, то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?

23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?

24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?

*25. Паук — это насекомое?

26.  Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?

27.  Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку ее кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?

28.  Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?

29.  Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?

*30. Спаниель — это служебная собака?

31.  Вы считаете крапиву неприятным растением?

32.  Вы находите интересным послушать сообщения знатоков при­роды об их наблюдениях?

33.  Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для ком­позиций?

34.  Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?

*35. Бамбук — это трава?

36.  Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бро­дить по лесу? (да, не станет; нет, станет)

37.  Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о при­роде?

38.  Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить бота­ническую или зоологическую коллекцию природы Вашей мест­ности?

39.  Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?

*40. Биология — это наука об изучении всей природы?

41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным ква­канье лягушек на болоте?

42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую оче­редь обращаете внимание на статьи о природе?

43.  Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?

44.  Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеле­ных» и т.п.?

*45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?

46.  У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?

47.  Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?

48.  Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попу­гаев?

49.  Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые силь­нее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?

*50. Белый медведь охотится на пингвинов?

 

Обработка и интерпретация результатов

Результаты методики обрабатываются с помощью специаль­ного ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».)

 

КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ»

Растения        Животные     Природа

1.-    6.+ 11..     16.+ 21- 26.+ 31.-36.- 41.-  46.-                        ПА

2.+   7.+ 12.+    17.+  22.- 27.+ 32.+37.+ 42.+ 47.+                              К

3.-    8.+ 13.+    18.+ 23.- 28.+ 33.+38.+43.+ 48.-                              Пк

4.+   9.-  14.-     19.+ 24+29.+ 34.-39.+44.+49.+                       Пс

5.-     10.- 15.-     20.+ 25- 30.-   35.+40.- 45.+ 50.-                   НЭ

 

Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс;

Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитивная (К), третья — практическая (Пк), четвертая — поступочная (Пс), пятая — дополнительна шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивного субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам.

Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводят в стандартную Шкалу станайнов с М = 5 и s = 2 с помощью таблицы 1.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников