Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Описание

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

диплом Погадаева.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Наблюдение  № 5. /Как черепаха копает грунт?/

Цель: показать, что черепаха может раскапывать грунт. Она делает это передними ногами.

Цикл наблюдений за божьей коровкой.

Наблюдение  № 1. /Какая божья коровка, где ее можно найти?/

Цель: В апреле на солнечных местах можно увидеть маленького жучка. У нее круглая спинка, выпуклая яркая окраска с черными и белыми точками.

Наблюдение  № 2. /Как ползает и летает жучок?/

Цель: она имеет 6 лапок, 2 крылышка, 2 твердых надкрылья, при помощи лапок она бегает по листьям, крылья позволяют ей летать.

Наблюдение  № 3. /Что ест божья коровка?/

Цель: дать представление о том, что в разных местах она питается разными насекомыми, которые из растения сосут сок и приносят большой вред.

 

Тема: Круговорот воды (Путешествие капельки).

Задачи:

- познакомить детей  с круговоротом воды,   дать  знание об образовании облаков;

- формировать умение  логически рассуждать, делать выводы;

- развивать наблюдательность, умение слышать и слушать;

- воспитывать бережно-действенное  отношение к воде. Обогащение  словаря: круговорот.

Методы и  приемы: словесные (рассказ, вопрос, объяснения) наглядный - объект изучения; практический.

Оборудование: кипятильник, банки, 2 стеклянные бутылки, желоб из пластиковой бутылки, штатив.

Предварительная работа: беседа с детьми   о значении воды в   жизни человека.

Ход.

Ребята, а давайте будем  путешествовать вместе с капелькой. Посмотрите, что у нас в банке? (Вода). А в бутылке? (Лед).

- А как вы думаете,  откуда берется вода?

- Ребята, посмотрите, что  у меня на столе?

Давайте представим, что  банки с водой это - море, бутылка  со льдом - небо, а желоб - река.

- Посмотрите, вода в  баке закипает.

- А во, что превращается кипящая вода?

-  Верно, вода превращается  в пар. Пар это очень маленькие  капельки воды. И вода, так же  как она испаряется из банки  - испаряется из морей, озер.

- Ребята, а куда же  направляется пар?

- Он состоит из очень  маленьких и легких капелек, поэтому поднимается вверх. А наверху, в небе, гораздо холоднее.

- Что происходит с  паром, когда он касается холодной  бутылки?

- Правильно вы ответили, ребята. Он превращается в маленькие  капельки воды. Так получается  облако, состоящие из очень маленьких капелек воды. Поэтому оно легкое и «плывет» по небу. Маленькие капельки сливаются в большие и получаются тучи. Большие капельки тяжелые они падают на землю и по рекам стекают опять в море.

Вот мы и попутешествовали с капелькой. Молодцы! Как много  вы знаете о воде.

Тема: Свойства дерева.

Задачи: учить детей опытным путем доказывать свои предположения и гипотезы; проводить элементарные опыты, соблюдая технику безопасности; развивать умения сравнивать свойства нескольких материалов, делать выводы, оформлять их во фразовой речи;

Воспитывать: бережное отношение к предметам сделанным из дерева, уважать труд людей, изготовляющих бумагу, трепетное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: плавится, хрупкое, тонущие предметы.

Оборудование: гвозди, палочки, тарелки с водой, кукла Буратино, нитки, соломка для коктейлей.

Ход.

В гости пришел Буратино и говорит, что дерево самое прочное, самое уникальное из материалов.

1. Перед вами на  столе в квадратах лежат предметы. А как можно догадаться, что  это за предметы не видя их?

2. Что тверже?

Предлагаю сломать деревянную палочку, соломку, гвоздь. Дерево - хрупкое, ломкое, а железо твердое.

3. Предлагаю поджечь  гвоздь и деревянную палочку.  Гвоздь не горит, а только  нагревается, а палочка горит.

4. Вбить в деревянный  брусок гвоздик; в железную пластинку гвоздь.

5. Попробовать написать  на железе и на дереве, где  останется след. На дереве можно  писать многими предметами.

6. Предлагаю опустить  в тарелки с водой гвоздь  и палочку. Гвоздь тонет, а  палочка плавает - она легче гвоздя.

7. Как можно переправить  гвоздь и палочку с одного  конца на другой по реке?

Предположения детей.

8. Предлагаю перечислить  предметы сделанные из дерева  и из металла. Вывод: дерево - хрупкое, ломкое, горит, не тонет,  на нем можно писать, можно  вбить гвоздь; железо - твердое, нагревается, тонет и т.д.

 

Тема: Экскурсия в Парк.

Программные задачи:

1. Закрепить и расширить  знания детей об явлениях неживой  природы (дни стали холоднее, солнце  греет меньше, ветер сильный). Отметить  изменения осенью (листья пожелтели, трава тоже). Сравнить погоду с летней.

2. Дополнить знания  детей о деревьях, кустарниках.  Отметить характерные особенности  деревьев и кустарников.

3. Уточнить представления  детей об изменениях образа  жизни птиц осенью, установить  связи между состоянием погоды и образом жизни птиц (с исчезновением насекомых исчезли многие птицы).

4. Обобщить и систематизировать  знания детей об осени.

5. Воспитывать бережное  отношение к живой и неживой природе.

Программное содержание:

Наблюдения за пожелтением  и опаданием листьев. Привлечение внимания к красоте деревьев в осеннем наряде.

 Методические приемы: художественное слово, вопросы, загадка, сравнения, творческие задания и упражнения.

Оборудование: иллюстрации, ветки березы и черемухи, их листья, веточки для букетов, кормушки, крошки хлеба.

Предварительная работа: заучивание стихов об осени, изготовление кормушек.

Ход экскурсии:

Перед выходом на экскурсию  надо сказать детям: «Сегодня хорошая  погода; светит солнце, тихо, и мы пойдем в Парк, посмотреть какими стали деревья осенью».

После прихода в Парк даю немного осмотреться.

- Дети, мы пришли с  вами в один из красивых  уголков нашего парка. Особенно  он красив в это время года, в какое же вы угадайте из  моей загадки:

Пусты поля, Мокнет земля, День убывет, Когда это бывает?

- Правильно, это бывает  осенью. Вы отгадали, сейчас осень.  И часто мокнет земля в поздний  период осени. А кто мне скажет, какой сейчас период осени? (ранняя  осень). Как вы догадались, что  ранняя? (тепло, а в поздний  период - погода холодная).

- Дети обратите внимание на красоту деревьев с разноцветными листьями: «Посмотрите, как красиво блестят на солнце листья березы (клена). Скажите, какого они цвета. А какого цвета были листья  на деревьях летом? (зеленые).

- Дети, еще раз посмотрите  вокруг и скажите, как называют осень? (золотой, багряной). А почему называют золотой? С чем это связано? (потому что листья желтые, как золотые).

Понаблюдать с детьми листопад: «Послушайте, как шелестят листья. Посмотрите, как они кружатся, когда падают с дерева». Обратите внимание на большое количество опавших листьев, предложите побегать по дорожкам и послушать, как шуршат сухие листья под ногами.

- Дети, вы бегая не  заметили (посмотрите), что к нам  идет сама «Госпожа Осень».

- Здравствуйте детки,  а вы знаете кто я?

- Я Госпожа осень  и это я сделала таким красивым  наш парк и все деревья на  нашей земле.

- Кто знает стихи  об осени? (рассказывают стихи).

- Осенью ветер какой? (холодный, сильный и т.д.).

- А летом какой?

- Сейчас пойдемте за  мной вглубь парка я  всем  покажу разные уголки парка. Обратите внимание на разнообразие деревьев, кустарников и трав.

Игра «Узнай дерево»:

    1. по описанию.
    2. по названию.
    3. по иллюстрации.
    4. по загадке.

Посмотрите, какие хвойные  деревья растут в нашем парке? (отвечают). Обратите внимание: где был прикреплен листочек, на том месте выросла почка.

- Когда появляется  почка?

- А когда она распустится?

- А для чего нужен  листопад? это удобрение, листочки  перегнивают. Если листочки не  падают, первый снег может поломать  веточки, не появятся новые  почки. Почкам надо расти, а листочек мешает росту.

-  Теперь обратите  внимание на звуки парка. Прислушайтесь.  Что вы слышите? Так ли звонко  поют птицы, как летом? Почему  не слышно птиц? (Они готовятся  к отлету).

- Куда полетят скоро  птицы? Почему птицы летят в теплые края? Какие птицы улетают на юг?

А почему ласточки и чижи улетают первыми? (потому что они  питаются насекомыми).

- А где сейчас насекомые

- Какие птицы прилетят  к нам на зиму? (снегири, синицы).

- Какие животные готовятся  встретить зимушку?

- Чем заняты люди осенью?

- А сейчас вспомните  об осени, осенних явлениях, приметы,  загадки.

- Молодцы, мне понравилось,  как вы внимательно слушали  мои вопросы и отвечали на  них правильно, полностью. Особенно  понравилось, как подмечали все  изменения в живой и неживой природе. Понравилось, что много описаний знаете, применяли в речи прилагательные. Хорошо можете сравнивать.

- А теперь давайте  вернемся в группу в месте  с «Госпожой Осенью» она сегодня  будет гостить у нас в группе.

- А сейчас можете  насобирать разных листочков и принести их в группу. Вернувшись в группу. Дидактическая игра «Дети на ветке».

После экскурсии с  заготовленными на ней плодами и  ветками либо с их изображениями  на картинках можно провести упражнение, различение деревьев - игра «Детки на ветке».

Осень наступила, высохли  цветы, И глядят уныло голые цветы.

«Госпожа осень» уходит: - До встречи, на следующий год я  вновь вернусь, а сейчас мне пора!»

 

Тема: Рассматривание веток тополя с почками.

Цель: ознакомить детей с появлением листьев из почек. Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода). Свет на первых порах не нужен. Эти условия должны повлиять на их состояние.

Предварительная работа: Наблюдение организуется в 3 этапа: кладут ветки в прохладное помещение и отмечают, что в нем теплее, чем на улице, поэтому ветки должны оттаять и затем их ставят в нормальные комнатные условия. Обнаружить изменение в состоянии веток, заметить набухшие почки, поставить на свет, добавить питательные вещества. Изменения: появление цветов, листьев, корешков. Долить воду с питательными веществами. Наслаждаться красотой распустившихся цветов. Сравнить и обсудить: как распустились ветки: какие условия им были созданы в начале, и потом; сколько времени это длилось.

Программные задачи: Учить ребенка сравнивать наблюдаемый объект с уже известными; воспитывать желание фиксировать результаты, наблюдение за появлением листьев на ветках тополя; развивать у детей умение наблюдать, логически рассуждать, делать выводы.

Материалы: Почки тополя (форма, величина, запах, расположение).

Ход занятия:

«У меня в руках  ветка тополя» - говорит воспитатель. На столе у каждого из вас такие  же веточки. Возьмите их в руки. На ветках есть почки, вот они (показывает). Найдите  почки на ваших ветках. Покажите мне их (вызываю несколько детей). Посмотрите, какие почки у тополя; они длинненькие, остренькие (и показываю).  Потрогайте почку пальцем. Она приклеивается к пальчикам. Почка клейкая. Понюхайте пальцы, которыми вы трогали почки тополя: душистые, поэтому и пахнут ваши пальцы. Посмотрите, как расположены почки на ветке? Наверху - близко друг от друга, внизу - дальше.

Воспитатель вызывает несколько  детей и спрашивает у них: «Какая почка у тополя? Как ты узнал, что  почка клейкая? Душистая?

Воспитатель: «Теперь дежурный соберет все ветки. Мы поставим, их в воду и будем наблюдать в уголке природы, как из почек появляются листья».

 

Тема: Нефтяная река.

Задачи: учить детей самостоятельно проводить опыты по очистке воды; формировать умения логически рассуждать; воспитывать бережно действенное отношение к животным в воде.

Методы и  приемы: словесный (указания, вопросы, пояснения); практический - выполнение детьми определенных действий; наглядный - показ письма.

Оборудование: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, чем дышат животные и рыбы подводой.

Обогащение  словаря: нефть, танкер.

Ход:

Стук в дверь. Пришла телеграмма от Нептуна.

Содержание телеграммы: «Здравствуйте ребята! Меня интересует, опасна ли нефтяная пленка для обитателей воды, и если опасна то почему? Заранее благодарный вам Нептун».

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников