Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Описание

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплодь до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антопоцентрическую(Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) -ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
7
Сущность экологической культуры.
7
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников.
15
Содержание экологической культуры дошкольников.
21
Средства и методы формирований экологической культуры.
25
Глава 2.Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.
34
2.1. Развивающая среда и ее роль в формировании экологической
культуры дошкольников.
34
2.2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условие формирования экологической культуры.
37
2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирование экологической культуры дошкольников.
40
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ.
46
Заключение.
54
Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

диплом Погадаева.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Итак, на основе выше изложенного  можно сказать следующее: итогом экологического образования должно стать высокоразвитое экологическое сознание, экологическое мышление составляющие экологическую культуру личности;

-экологическая культура  личности включает в себя знание  основных законов природы; понимание  необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всем; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природоиспользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей;

-экологическая культура  сложная категория, которая развивается  на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного детства; - становление экологической культуры  происходит при участии и под  руководством взрослого;

-интерес к процессу  формирования экологической культуры детей дошкольного возраста привел к большой экспериментальной работе в этом направлении, в ходе которой различные теоретики и практики дошкольного образования стали создавать программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста;

-в данных программах  определено содержание экологической  культуры детей дошкольного возраста  на каждом возрастном этапе;

-несмотря на различие  теоретических воззрений в практике  воспитательно-образовательной работе  ДОУ по формированию экологической  культуры дошкольников используются разнообразные методы; имеющие свою специфику и особенности применения на разных ступенях дошкольного детства;

-для комплексного  решения поставленных задач целесообразно  использовать

сочетание ряда методов  и средств экологического образования детей

дошкольного возраста, в  частности с целью формирования экологической культуры детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Педагогические условия формирования

экологической культуры дошкольников

 

2.1. Развивающая среда  и ее роль в формировании

 экологической культуры дошкольников

Роль среды как фактора  формирования развивающейся личности подчеркивалось рядом выдающихся педагогов  прошлого. Так, например, А.С Макаренко  придавал большое значение введению в интерьер декоративных растений: «Поэтому я даже тогда когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею ... Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах ... Это очень важно» (А.С Макаренко Воспитание гражданина. М, 1998. – С. 245-246).

Действительно, ситуация, когда процесс экологического образования  происходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольеров и т.п. выглядит ненормально. Интерьер, в котором  ограничено, включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие. Ведь только та педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значительным, убедительным.

Известный швейцарский  педагог XIX в. Иоанн Генрих Песталоцци подчеркивал значение среды в педагогическом процессе, давал рекомендации по ее организации, которые не потеряли своей актуальности и в наше время: «Установи близко от себя, от твоих органов чувств, все предметы, положительные в твоем восприятии ... Предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, стягивай в более узкий круг, подводя ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание ... Главное, при этом повышается чувствительность самих органов чувств и путем упражнения помогает получать правильные и прочные представления об окружающих предметах».*

В настоящее время  одним из важных условий реализации системы экологического образования  в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. О необходимости ее организации Е.И Тихеева говорила, что « каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми выращивание цветов и овощей».

Создание развивающей  среды в ДОУ является важнейшим  направлением реформы дошкольного  образования в Росси 80е -90е г.г. - это период, когда во многих детских  садах России начался процесс обновления предметно - развивающееся среды, согласно разработанными коллективом ученых (С.М Кларина, В.А Петровский, Л.П Стрелкова и др.) принципов личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ, а в документе Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в ДОУ указаны условия для развития экологической культуры детей.

Дерябо С.Д. (1996) отмечает, что насыщение педагогической среды соответствующими стимулами не сводится к реализации широкого известного в педагогике принципа наглядности, который предписывает демонстрацию объекта в целях формирования более полного и точного понятия о нем». Экологизация педагогической среды подразумевает включение в эту среду природных объектов и их комплексов, обуславливает постоянное воздействие на дошкольников всей совокупности психологических факторов; создает возможности для вступления в контакт с природными объектами и следовательно, возможности получения «ответов» от них ... Таким образом, экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологической личности».1

Развивающая среда создает  благоприятные условия для обучения

_________________________________________________________________

1 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс, 1996. - С. 362 - 363.

ребенка в процессе его  самостоятельной деятельности: он осваивает  свойства и признаки объектов природы, овладевает определенными умениями и навыками. Иными словами, «среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка», - пишет С.А Смирнова (2000). При этом развиваются любознательность, умственные способности, коммуникативные навыки.

Непосредственное общение  с природой в условиях экологической  развивающей среды дает ребенку  более яркие представления, чем  книжки, и рассказы взрослых. Хорошо оборудованная среда, где удачно расположены объекты природы  не только украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям от непосредственного общения с растениями и животными, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течении всего года. Здесь дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов природы, что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно формируются прочные осознанные знания о животных, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе этих знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

Следовательно, создание развивающей экологической среды  в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а именно для формирования представлений, знаний и умений, и развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность получения информации всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом.

2.2. Включение  дошкольников в природоохранную деятельность как условия формирования экологической культуры

Формирование экологической  культуры детей дошкольного возраста возможно при условии включения  детей в природоохранную деятельность, т.е. виды деятельности предполагающие взаимодействие с природой в любых формах начиная с самого простого ухода за обитателями уголка природы - и заканчивая природоохранными акциями.

Уход за обитателями  уголка природы осуществляется в  процессе организации трудовой деятельности дошкольников в природе.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается бережно- действенное отношение к природе. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь во природе, дети часто знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. А так же на практике усваивают зависимость состояния растения и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду; труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе осуществления данной деятельности у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами, уходя за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы.

В процессе труда формируется  практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать  материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т.д.1

Данный вид деятельности соприкасается с моделирующей деятельностью, в ходе которой дети создают различного вида модели. Например, в процессе ухода  за комнатными растениями и наблюдением  за ними дети могут создать модель его роста и развития, посредством которой в дальнейшем дошкольники могут воспроизвести некую последовательность в процессе роста растения.

Календарь наблюдений ростом и развитием птенцов или мальков  позволяет составить схему развития объекта природы до взрослой особи, что является сложным материалом.

С дошкольниками можно  создавать и использовать различные  модели. Например, при проведении опытов по выращиванию кристалла соли, или  окрашиванию зелёнолистного растения дети составляют модель, а в дальнейшем возможно воспроизведение полученных знаний в процессе этой деятельности по данной модели.

Иными словами, труд в  природе, моделирование, проведение опытов можно соединить в одно, а именно вырастить несколько луковиц  лука в разных условиях и вести фиксацию наблюдений.

Природоохранные акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ его  сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому  они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей.

__________________________________________________________________

1 Методика ознакомления детей с природой в детском саду./Под ред. П.Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 1991. - С. 131 -132.

Чаще всего акции  являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность  во времени, что делает их ценными. Дети старшего дошкольного возраста могут  принять участие в таких акциях, которые понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность (С.Н Николаева, 1999).К таким относится «Зеленая елочка - живая иголочка»- акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом. В ДОУ эта акция включает ряд   мероприятий, которые начинаются в начале декабря и длятся полтора месяца:

  • - цикл наблюдений за елью;
  • - сравнение ели с искусственной елкой;
  • - создание плакатов в защиту живой ели;
  • - традиционный новогодний праздник в ДОУ вокруг искусственной елки;
  • - праздник- досуг вскоре после Нового года вокруг живой елки;
  • - осмотр выброшенных елок, и т.д.

Доступные и  понятные для детей акции можно  провести к таким значительным международным  датам, как Всемирный День воды (22.03.), Всемирный День здоровья (07.04), День Земли (22.04.) и т.д.

Таким образом, любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся  с природой, может быть условно  названа природоохранной, так как  в процессе ее дети узнаю новые  знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Что в свою очередь является частью экологической культуры, так как происходит становление осознанно - правильного отношения к объектам природы на основе понимания зависимости определенной деятельности человека в природе.

 

2.3. Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирования экологической культуры дошкольников

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников