Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:09, контрольная работа

Описание

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Содержание

Введение 3
1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками 4
2. Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста при ознакомлении с живой природой 8 Заключение. 17
Список используемой литературы 18
Приложение№1. Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребенка(схема).
Приложение№2. Игры с коллекцией и коллекционирование с детьми младшего дошкольного возраста.
Приложение№3. ТРИЗ для младших дошкольников.

Работа состоит из  1 файл

готовая почти.docx

— 1.68 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками                                                                                                       4      
2. Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста при ознакомлении с живой природой                                                                           8                                           Заключение.                                                                                                           17 

Список используемой литературы                                                                       18     

Приложение№1. Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребенка(схема).                                                                               

Приложение№2. Игры с коллекцией  и коллекционирование с детьми младшего дошкольного возраста.

Приложение№3. ТРИЗ для младших дошкольников.

Приложение№4. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.

 

Приложение№5.Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

во 2 младшей группе (с 3 до 4 лет) из цикла «Времена года»  «Животный мир осенью»

Приложение№6.Сценарий музыкально-экологической сказки "Одуванчик" для детей младшего дошкольного возраста.  

 

 

 

 

 

 

Введение

            Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. 

        Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

       В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют  развитию увлечения и успеху деятельности.

      В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).

      Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени.

        Любое воспитание будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. «Годы детства – прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой - семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

    1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками 
Достижением дошкольного периода  является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.  
 
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

В.Ф. Одоевский указывал, что в  умственном и нравственном воспитании дошкольников, в подготовке их к  школе большое значение имеет  сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам  использовать рациональные методы воспитания, которые способствуют овладению  знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

К.Д. Ушинский считал природу великой  воспитательницей, которая оказывает  существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств. Русский  педагог высоко ценил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наиболее доступна познанию, способствует развитию образного и логического мышления, формирует такие качества ума, как  любознательность и наблюдательность. Основоположник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих знаний, построенной на знакомом детям  материале, с учетом сезонных изменений.

Е.И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного  влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. Чем больше органов  чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. Е.И. Тихеева считает, что мир природы  таит большие возможности для  развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи.

Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой формировались под влиянием К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого. В своем оригинальном труде, посвященном вопросам воспитания и обучения детей до школы, она подчеркивала особую роль природы в воспитании малышей, ее значение для всестороннего развития личности ребенка и, прежде всего, для умственного воспитания. В результате общения с природой у ребенка совершенствуются сенсорные процессы, развивается интерес к окружающему, любознательность, формируется система знаний. Природа, по мнению Е.Н. Водовозовой, является основой умственного воспитания дошкольников.

 Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.).

Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных  сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).  
 
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.  
 
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.  
 
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.  
 
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного  детства ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир  природы, помогают наладить взаимоотношения  с ним.  
 
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.  
 
Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).  
 
Таким образом, проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

1. Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста при ознакомлении с живой природой.

       Многогранный мир живой природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление.

«Искреннее изумление перед  открывшейся тайной природы, - отмечает Сухомлинский, - могучий толчок для  стремительного потока мысли. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются  в познавательных вопросах, которые  помогают ему ориентироваться в  окружающем мире, обнаруживать имеющиеся  связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове».

      Ведущую роль в экологическом воспитании, по мнению Л. Бобылевой, играет формирование у детей познавательного интереса к живой и неживой природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к живой природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств, а от них – к интересу на более высокой ступени.

       Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

     Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Интерес к природе, подчеркивает Л. Бобылева, проявляется:

- в стремлении познать природу  (живую и неживую);

- в чтении (слушании) книг о природе;

- в деятельности по защите  природы;

- в изображении природы в  рисунках, лепке, аппликации;

- в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).

В младшем возрасте у ребенка формируется любознательность, проявляющаяся в элементарной форме – любопытстве ко всему окружающему. Своеобразие познавательной деятельности маленького ребенка в том, что она носит действенный характер и формируется на чувственной основе.

По мнению Л.Н. Павловой познавательное развитие маленького ребенка не следует  понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт. Малыш  учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться  система знаний о природе, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочивание этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.

Познавательный интерес проявляется  в разнообразных формах деятельности ребенка. Поиск знаний, пытливость ума  обнаруживается наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждает интерес, питает чувства ребенка, а  необходимых знаний для их выражения  еще нет.

Но само по себе познавательное отношение  не преобразуется в более или  менее стойкий познавательный интерес. Формирование познавательных интересов  как условие воспитания пытливости ума осуществляется в процессе целенаправленного  обучения и воспитания. Основное условие  развития любознательности – широкое  ознакомление детей с живой природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ней. Из многообразия воспитатель отбирает то, что имеет воспитывающее и развивающее воздействие, что может привлечь внимание детей, вызвать у них положительные эмоции – радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия природы и пробуждается интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагог закрепляет положительное отношение к объектам живой природы и лишь постепенно расширяет их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей тем или иным.

Информация о работе Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками