Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:09, контрольная работа

Описание

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Содержание

Введение 3
1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками 4
2. Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста при ознакомлении с живой природой 8 Заключение. 17
Список используемой литературы 18
Приложение№1. Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребенка(схема).
Приложение№2. Игры с коллекцией и коллекционирование с детьми младшего дошкольного возраста.
Приложение№3. ТРИЗ для младших дошкольников.

Работа состоит из  1 файл

готовая почти.docx

— 1.68 Мб (Скачать документ)

В работе с маленькими детьми для  возбуждения любознательности, заинтересованности воспитатели нередко используют элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности. Однако, как только перестают действовать все эти средства, внимание рассеивается, а познавательный интерес падает. Задача воспитателя заключается в том, чтобы исподволь и неустанно вводить целевые упражнения, тренирующие ребенка в проявлении сосредоточенного внимания, ибо оно позволяет видеть не только внешние стороны предмета или явления, но и проникать в существенные связи.

Развитие познавательного  интереса требует усилия мысли, сосредоточенности  на тех или иных явлениях или процессах, оно связано с непрестанным накоплением  знаний, умений, навыков. Содержанием  этого сложного процесса является систематическое, целенаправленное обучение и усвоение знаний, формирование на их основе любознательности и преобразование ее в познавательные интересы через разные виды деятельности ребенка (приложение№1).

Обязательным условием возникновения  познавательного интереса к живой природе являются дидактически продуманные занятия и игры.Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что нужно сделать, увидеть, услышать, и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направленности деятельности детей вызывают заинтересованность, практическую и умственную активность детей, содействуют повышению произвольности и осознанности восприятия, активно-действенного обследования предмета, пользование словом.

А.И. Сорокина считает, что познавательные интересы детей становятся тем полнее, чем содержательнее их деятельность, чем естественнее связь слова и дела. Развитие творческой мысли, ее воплощение в практическое дело осуществляется не на одном занятии, а в самом процессе формирования интересов на основе обогащения знаний, в системе обучающего воздействия воспитателя, в результате деятельности детей.

       Психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что характер социального поведения ребенка зависит, прежде всего, от приобретаемого им эмоционального опыта. Накопление положительных эмоциональных переживаний формирует у него доверие к миру, стремление к гуманистически направленному взаимодействию с окружающим с окружающим. Негативный эмоциональный опыт, напротив, обусловливает формирование неадекватного поведения.

       Для социально-нравственного развития дошкольника очень важно дать правильное направление развитию эмоций и чувств, обеспечить накопление положительного эмоционального опыта взаимодействия с миром. Огромные возможности для накопления дошкольников ценных эмоциональных переживаний предоставляет общение с живой природой.

       Проведенные психолого-педагогические исследования Т.А. Марковой и Т.Н. Виноградовой показывают, что эмоциональный опыт, приобретенный дошкольником при взаимодействии с живой природой, включает как позитивное, так и негативное содержание.

      Ценным в нем является положительно окрашенное отношение к привлекательным, на взгляд ребенка, объектам природы, прежде всего – к животным, наделенным развитыми чувствами и способностью их активно проявлять. Дошкольники с интересом наблюдают за ними, эмоционально положительно откликаются на проявление их жизни - движения, звуки, способы поведения, реакции на людей, заботу о потомстве: улыбаются, комментируют поведение животных.

     С привлекательными внешне животными дети нежно общаются, называют их ласковыми именами, «очеловечивают» их. С такими животными пытаются организовать совместные игры.

     Подобное взаимодействие с живыми существами способствует формированию у детей доброжелательности, интереса, эмоциональной отзывчивости, желание общаться, помогать, заботиться. Поддержание взрослым ценного детского опыта, создание условий для его расширения и обогащения, несомненно, является главным направлением стратегии развития гуманного отношения дошкольников к живой природе.

      Вместе с тем эмоциональный опыт взаимодействия ребенка с живой природой может иметь и негативную окрашенность. В чем это выражается? Многие дети неприязненно относятся к насекомым, пресмыкающимся и земноводным, допускают при общении с ними негативные действия. Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно строить свое отношение к ним.

     Накопление такого опыта взаимодействия с животными и растениями препятствует развитию у ребенка положительной оценки себя как носителя добра, помощника и защитника, формируют отрицательный образ «Я».

      Наблюдения показывают, что ярко проявляя положительные эмоции к живым существам в благоприятном состоянии, многие дети остаются эмоционально глухими к их плохому самочувствию и страданию.

     Дети могут привыкнуть равнодушно, бессердечно и даже жестоко относиться к слабым, судить об объекте не по существенным, а по внешним характеристикам, упражняются – пока неосознанно – в негативном взаимодействии с окружающим.

     Между тем дошкольный возраст – это период, когда ребенок открыт миру. Накопленный в этот период опыт эмоционально позитивного отношения к окружающему человек пронесет через всю жизнь.

      Важно определить, какой ценный эмоциональный опыт может накопить ребенок при взаимодействии с живой природой. Сначала это положительные эмоциональные проявления дошкольника к конкретным животным и растениям, затем – более осознанное и действенное отношение к ним, и наконец – устойчивое гуманно-ценностное отношение к широкому кругу природных объектов.

       Поначалу ребенок учится сопереживать: отражает чувства, эмоционально передаваемые взрослыми, - «заряжается» его эмоциями. Поэтому взрослый должен стать для детей примером эмоционально - позитивного отношения к живой природе: проявлять удивление, интерес к ней, удовольствие от общения с ней; восхищаться природными объектами, явлениями, добрыми поступками людей; испытывать радость от хорошего самочувствия живого существа, сочувствовать живому, находящемуся в беде. Умение ярко выражать свои чувства, вызывать ответный эмоциональный отклик - важное условие пробуждения сопереживания у малышей.

      Т.А. Маркова считает, что для того, чтобы эмоции детей не стали слепым копированием проявлений взрослого, необходимо обеспечить развитие у них адекватных социальных ориентаций. Дошкольники должны понять, почему в разных ситуациях люди проявляют различные чувства. Осмысление этого связано и с освоением детьми правил и норм отношения к природе, обогащением представлений о живом, его потребностях, условиях жизни, сложившихся связях. Освоение знаний о живом через эмоциональное переживание позволяет малышам осознать важность гуманного отношения к живому, понять и принять правила поведения в природе.

Этому способствует включение  дошкольников в разнообразную деятельность экологической направленности, в  которой они смогут «проживать»  положительные эмоции и чувства, проявлять их, обогащая тем самым  личный опыт взаимодействия с живой природой, поэтому важное место в экологическом воспитании детей отводится экологизации развивающей предметной среды – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. 
Предметная развивающая предполагает наличие таких элементов, которые бы способствовали уточнению, расширению и конкретизации экологических представлений детей, воспитанию у них бережного отношения к объектам природы, желание заботиться о них, чувствовать ответственность за их жизнь и ежедневное состояние.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста имеет большое  значение проведение прогулок, имеющих экологически направленную деятельность. На прогулке, как нигде, детям предоставляются уникальные возможности для всестороннего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить  деятельностью детей для максимального развития интереса в рамках участка, нужно создать игровую развивающую предметную среду: тематические площадки, природно-экологические и архитектурно-ландшафтные объекты. Это участок для привлечения птиц (кормушки, домики, скворечники), уголок для насекомых (муравейник, сухие деревья), полянка загадок, теремок сказок, мини огород, площадка дорожного движения и метеорологическая, необходимо создание экологической тропы на участке и огороде, так как экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Работа с детьми младшего возраста опирается на их чувственное восприятие и сенсорное развитие, поэтому можно использовать простейшее экспериментирование, решение простейших ситуаций,коллекционирование (приложение№2).

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А.Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Использование моделей начинается уже с младшей группы. Но в этом возрасте используются только предметные модели, так как  предмет легко узнаваем.

Традиционные методы, которые  прошли проверку временем и широко применяются: 
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе,);

- словесные (беседы, чтение  художественной литературы о  природе, использование фольклорных  материалов)

- практические (экологические игры, опыты, труд в природе). 

Наряду с традиционными  методами существуют и инновационные  методы: использование элементов ТРИЗ (приложение№3).

Кроме названных приемов  можно использовать еще и инсценировку с игрушками животных и растений (приложение№4).

 

 

 

 

Заключение.

На этапе дошкольного  детства складывается начальное  ощущение окружающего мира: ребенок  получает эмоциональное впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются  первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей  проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный  подход, предполагающий взаимосвязь  исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра  телепередач, экскурсий, а также  организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных  видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и  наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о  растительном мире; знания о неживой  природе; знания о временах года) и  экологически правильного отношения  к природным явлениям и объектам.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание- 2002- N 7- С. 2-5; N 11- С. 51-54.  
2. Бобылева, Л.Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева //Дошкольное воспитание - 2005 -№7 - С. 36-42.  
3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию - современная технология экологического образования дошкольников [Текст] / О.А. Воронкевич Дошкольная педагогика. - 2006, - С.23.  
4.Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого [Текст] : учеб. пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей / Е.В. Гончарова. Нижневартовский государственный педагогический институт - Нижневартовск, 2000.- С. 108

5. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду[Текст] / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004- С .240 .

 6.Коробова, М. В.Малыш в мире природы: метод, пособие для воспитателей и родителей [Текст] / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова; [науч. ред. Г. Г. Григорьева]. -2-е изд. - М: Просвещение, 2006. - С. 94.

7.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М., Просвещение, 1998-С. 132.

8. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] / А.В.Корзун - Мн.: Университетское, 2000-С. 87 
9. Коломина,Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий [Текст] / Н. В. Коломина - М.: ТЦ Сфера, 2004. – С.144 .

10.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников[Текст] / Л. М. Маневцова ,Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - С. 319.

11. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /

С. Н. Николаева. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. С - 336.  
12. Николаева С.Н., Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами[Текст] : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.С.-40.

13.Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду[Текст] / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова. – Спб.: Изд – во «Союз», 2001. С- 208 .

14. Токмакова, И. Земля – наш дом родной [Текст] / И. Токмакова // Дошкольное воспитание. -2001. -№7-С.20-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.Воспитание экологической культуры

через разные виды деятельности ребенка.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками