Художественно – эстетическое развитие дошкольников (по программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание

Цель: раскрыть теоретические и практические аспекты художественно-эстетического развития дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие художественно-эстетической деятельности;
- рассмотреть лепку, как средство художественно-эстетического развития;
- проанализировать задачи и содержание Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор
И.А. Лыкова);
- описать опыт планирования и работы кружка по лепке «Веселая мастерская».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие художественно-эстетической деятельности……………..5
1.2.Лепка, как один из видов художественно-эстетической деятельности…………………………………………………………….…….13
1.3. Анализ программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова)………….22
2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………...29
2.1. План работы кружка «Веселая мастерская»……………………..29
2.2. Описание работы кружка «Веселая мастерская»…………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лепка (коллективная композиция) «Плавают по морю киты и кашалоты…»…………………………………………………….47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Лепка (сюжетная)«Загорелые человечки на пляже».50

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пивоваровой.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     Пластический  способ—лепка из целого куска глины. Так лепят животных, вытягивая всю фигурку сразу. В процессе лепки глина, застывая, "садится", поэтому поверхность становится неровной. Это требует подправления изделия путем проглаживания и подтягивания глиняной заготовки. Иногда эту операцию приходится делать несколько раз, чтобы добиться хорошего качества.

     Комбинированный способ — лепка с применением пластического и конструктивного способов. Например, фигуру барыни (по типу дымковской игрушки) удобнее выполнять комбинированным способом: верхнюю часть (туловище, голова и руки) лепят из целого куска и присоединяют к нижней (конусообразная юбка). Можно дополнить изделие мелкими деталями, вылепив их отдельно (коса, оборки на платье и т.д.) Ленточный способ служит для изготовления посуды (чашки, вазы кувшины, стаканы и т. д.). Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины или пластилина. Разная длина жгутов, накладываемых друг на друга, определяет диаметр получаемых колец, и дает возможность изготовить сосуды различной формы.

     Концы жгутов соединяют между собой  в каждом ряду и выкладывают в  виде спирали. И в том и в  другом случае жгуты соединяю между  собой, тщательно замазывая внутренние и внешние швы.

     Детей очень привлекают нетрадиционные способы оформления изделий. Например, листья деревьев или ткань различной фактуры, играя роль штампов, оставляют на поверхности сырого изделия привлекательные рисунки.

     Каждое  занятие по лепке строится в зависимости  от темы и конкретных задач, которые ставит перед собой педагог. Однако во всех занятиях можно структурно выделить 3 части: начало занятия, основная часть и конец занятия. В начале занятия воспитатель, повышая мотивацию детей на творчество, использует разные методы и приемы: загадки, игры, показ игрушек и т.д. В основной части воспитатель постоянно стимулирует воображение детей. Важным моментом является последействие, оно проходит в виде «оживления» вылепленных игрушек, чтения стихов о них, обыгрывания, составления рассказ из личного опыта, размещения карточек со словами-надписями, оформления экспресс - выставки, выставки «страхоты», организации панорамы, подарков малышам, придумывания фантастических рассказов о сюжете и пр. После занятия по теме «Лукоморье» организован пластилиновый спектакль для родителей и малышей детского сада.

     Для того чтобы дети могли полнее удовлетворить  свои творческие фантазии воспитатель  планирует и проводит большую  предварительную работу: рассматривает  картинки и иллюстрации, читает или  рассказывает по теме предстоящей лепки, беседует с детьми или проводит викторины, разучивает стихи, рассматривает произведения мелкой скульптуры, рисует миниатюры на бумаге маленького формата, создает с детьми эскизы будущих работ, организует обследование игрушек двумя руками с закрытыми глазами и т.д.

     В течение года несколько раз устраиваются выставки детских работ. Выставки могут быть приурочены к праздничным датам, отчетные - по итогам учебного года, постоянные и даже однодневные. Педагог определяет отдельное место для каждого участника кружка, где сам автор решает, что ему показывать. Эти выставки являются рабочими, они не требуют тщательного оформления. После одного-двух занятий или после окончания последующей работы сам автор решает - показывать или убрать изделия с экспозиции. Постепенно накапливаются изделия для показа на итоговой выставке.

     Выставки  к праздничным датам подготавливаются заранее (например, Дню космонавтики). Определяется место для экспозиции и рассчитывается количество работ. Отбираются наиболее отвечающие теме выставки поделки детей.

     Отчетные выставки организовывают в зале или в фойе. На такие выставки приглашают родителей, педагогов и других детей. Каждая работа подписывается. На выставку по итогам года приглашают педагогов из других кружков, методистов, родителей.

     Таким образом,  организация кружка «Веселая мастерская» расширила опыт детей  в одном из видов изобразительной  деятельности - лепке, а также позволила  осуществлять художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами лепки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Успешность  художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У них постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным положительным результатам.

     Наиболее  эффективный путь подготовки к художественной практической деятельности - обучение. Если оно построено с учетом особенностей каждого вида искусства, то оно способствует развитию художественных способностей. Развитие ощущений, восприятий, представлений, оценочного отношения наиболее полно, основательно осуществляется в процессе практической деятельности. Выучивая песню, стихи, рассматривая окружающее, ребенок совершенствует свое восприятие.

     В основе нового подхода к развитию изобразительного творчества дошкольников - интегрированное воспитание и образование, которое возможно реализовать с позиций современных педагогических технологий. При этом педагогу следует учитывать ряд особенностей детского творчества: от экспериментирования с материалами - к поискам способов изображения для создания художественных образов в рисунке, лепке, аппликации, отличающихся оригинальностью, выразительностью, индивидуальностью «почерка» каждого «автора», выражению им личностной позиции.

     Для развития детского изобразительного творчества необходимо:

  • наличие у детей художественных впечатлений от восприятия действительности, образов искусства;
  • наличие знаний, умений в области разных видов изобразительной деятельности;
  • проведение занятий интегрированного типа, выполнение детьми творческих заданий, направленных на формирование у них способности самостоятельно создавать новые художественные образы, используя для этого средства разных видов искусства.

     Одним из средств художественно-эстетического  развития является кружковая работа. В МДОУ детский сад №11 города Вольска Саратовской области план кружка по лепке «Веселая мастерская» составлен в соответствии с занятиями в изостудии, разработанными И.А. Лыковой.

     Основной  формой организации кружковой работы стали занятия в ИЗОстудии  по следующей тематике: «Игрушки», «Мир вещей», «Жаркие страны», «Холодные страны», «Мир моря», «Мир космоса», «Древний мир», «Мир сказки».

     На  занятии использовались различные  виды лепки, среди которых традиционные (с натуры, по замыслу, предметная, сюжетная, коллективная, по мотивам декоративно-прикладного искусства), и нетрадиционные (лепка миниатюр в спичечном коробке, лепка из пластин или на готовой форме, лепка-экспериментирование, лепка с элементами конструирования, лепка – рельефная панорама).

     Использование разнообразных методов и средств  на кружковых занятиях позволили успешно решить поставленные задачи художественно-эстетического развития дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – М.: Издательство «Агар», 1998. – 47 с.

     2. Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования //До-школьное воспитание. - 2005. - №9. С.9

     3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М.: Советский художник, 1981. – 190 с.

     4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006. – 230 с.

     5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988. – 298 с.

     6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

     7. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 180 с.

     8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997. – 190 с.

     9. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995. -158 с.

     10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000. – 168 с.

     11. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя/Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 140 с.

     12. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – 192 с.

     13. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: Владос, 2006. – 255 с.

     14. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий)/Под ред. А.А. Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 166 с.

     15. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 200с.

     16. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. – 218 с.

     17. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. -213 с.

     18. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 106с.

     19. Косминская В.Б.,  Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

     20. Лыкова И.А. (в соавторстве с Казаковой Т.Г.). Изобразительное искусство//Примерная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ИД «Карапуз-дидактика», 2005. - 3 п.л.

     21. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2006, 2007. - 144 с.

     22. Лыкова И.А. Генезис изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста (монография). - М.: Карапуз-дидактика, 2007. - 208 с.

     23. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. -128 с.

     24. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. -112 с.

     25. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. -144 с.

     26. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий; методические рекомендации. Средняя группа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. - 144 с.

     27. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий,  методические рекомендации. Старшая группа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2008. - 208 с.

     28. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятия методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 208 с.

     29. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии М.: Карапуз-Дидактика, 2008. - 184 с.

     30. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность /Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М. 0ЛМА Медиа Групп, 2006. - 10 п.л.

     31. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность//Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. -10 п.л.

     32. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем: книга для занятий с детьми. - М.: Сфера, 2000, 2005. - бп.л.

     33. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008. – 192 с.

Информация о работе Художественно – эстетическое развитие дошкольников (по программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки»)