Художественно – эстетическое развитие дошкольников (по программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание

Цель: раскрыть теоретические и практические аспекты художественно-эстетического развития дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие художественно-эстетической деятельности;
- рассмотреть лепку, как средство художественно-эстетического развития;
- проанализировать задачи и содержание Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор
И.А. Лыкова);
- описать опыт планирования и работы кружка по лепке «Веселая мастерская».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие художественно-эстетической деятельности……………..5
1.2.Лепка, как один из видов художественно-эстетической деятельности…………………………………………………………….…….13
1.3. Анализ программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова)………….22
2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………...29
2.1. План работы кружка «Веселая мастерская»……………………..29
2.2. Описание работы кружка «Веселая мастерская»…………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лепка (коллективная композиция) «Плавают по морю киты и кашалоты…»…………………………………………………….47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Лепка (сюжетная)«Загорелые человечки на пляже».50

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пивоваровой.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     В лепке по памяти надо уметь иногда в очень короткий промежуток времени рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.

     В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, продумать ее сточки зрения выразительности образов, композиции, определить последовательность и приемы выполнения [10,12,19].

     Остановимся на материалах и оборудовании, используемых в лепке.

     Успехи  детей на занятиях лепкой во многом зависят от того, какими пластическими  материалами они пользуются. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступным ему по физическим возможностям и приятным для работы.

     Глина - самый доступный природный материал для занятий лепкой в любом возрасте. Мягкость глины дает возможность использовать ее на занятиях с самыми маленькими детьми. Глина - целебна, ее применяют и внутренне и наружно, это самый безопасный материал. Практически глина встречается почти во всех местностях, и запасти ее не представляет трудности.

     Найдя глину, ее нужно попробовать на лепкость. Если смоченный кусочек глины растягивается между большим и указательным пальцем, не рвется, то глина пригодна для лепки. Глину хранят в сухом виде. К работе ее готовят за неделю. Куски глины кладут в ведро и заливают водой так, чтобы верх оставался сухим, на следующий день глина осядет, размягчеет и вода накроет ее сверху. Воду нужно слить, а глину оставить на три-четыре дня подсохнуть. После этого глину замешивают, как тесто. Для того чтобы она стала вязкой, ее отбивают. Нужно взять небольшой комок глины и с большой силой кинуть его в таз, стоящий на полу. От удара структура глины изменяется, и она становится пригодной для лепки. Отбитую глину лучше всего скатать в шары величиной с кулак и завязать в два полиэтиленовых мешка. Готовую к лепке глину можно хранить в течение месяца. На занятии воспитатель раздает детям глину, скатанную в шар и покрытую мокрой тряпочкой. В работе с этим материалом нельзя использовать каркасы, так как глина при высыхании дает усадку. При работе все детали примазываются смоченным водой пальцем или мокрой тряпочкой, шероховатости убирают стекой и заглаживают пальцами. Вылепленные работы просушивают в течение недели вдали от окна и сквозняков.

     Пластилин - это искусственно созданный материал из сочетания глины, воска, масел и красителей. Пластилин - материал упругий и перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Лучше всего это делать в теплой воде. Пластилин бывает однотонный и цветной. Однотонный пластилин используется в скульптуре, он помогает понять целостность формы, а цветной помогает передать реальный цвет изображаемого предмета и сделать вещь более выразительной. Пластилин можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Использовать лучше отечественный пластилин ленинградского производства, он более пластичный и лепкий. Импортный пластилин имеет слабую лепкость, детали отваливаются, их трудно примазать. Недостатком его являются и слишкомкрикливые ненатуральные цвета. Вещь, вылепленная из пластилина, должна иметь хорошо заглаженную поверхность, что достигается с помощью пальца, смоченного водой (тогда поверхность становится как бы полированной, блестящей). И в процессе самой лепки пальцы или изделие следует смачивать, тогда лепить из пластилина приятно и легко. Готовое изделие можно окунуть в парафин, разогретый на водяной бане. Это сглаживает все шероховатости, придает изделию завершенность, и оно хорошо сохраняется в течение многих лет. Работа с парафином требует быстроты, иначе пластилин в нем расплавится, а плохо разогретый, непрозрачный парафин покроет изделие беловатой коркой. Работать с парафином несложно и безопасно, так как температура плавления у него низкая, но все же обрабатывать парафином вещи должен воспитатель.

     Если  имеется мука, непригодная к употреблению для еды, ее можно использовать для приготовления теста для лепки. Это мягкий, приятный для рук пластичный материал, шероховатости сглаживаются сами при высыхании фигурки. У этого материала прекрасная лепкость, поэтому он очень удобен в работе с младшими дошкольниками. Розовые свинки, птички, мышки, зеленые лягушки, тритончики, крокодильчики, желтые колобки, оранжевые морковки - все это доступно для лепки малышей. Тесто — единственный живой материал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка "подходит" и выравнивает форму вылепленной вещи. Можно приготовить тесто любых цветов и оттенков. Первый вариант приготовления теста: смешать стакан муки и стакан соли, добавить треть стакана воды, в котором размешана половина чайной ложки маргарина и цветной гуаши. Гуашь можно заменить высохшим фломастером, если его волокна вскипятить в воде с маргарином, затем вынуть их, залить муку и быстро замесить тесто. Если тесто липнет к рукам, надо повалять его в муке и снова помять. То же самое нужно сделать, если тесто используется для лепки через несколько дней. Второй вариант: стакан воды, столовую ложку маргарина, щепотку соли и краситель вскипятить, добавить три стакана муки и быстро замесить тесто. Должна получиться консистенция пресного теста для пирогов. Лучше всего сразу использовать его в лепке. Высохшую фигурку можно раскрасить гуашевыми красками.

     Мокрый  песок — любимый материал для лепки у детей любого возраста. Он позволяет лепить грандиозные фигуры, без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно лепить дворцы, машины, корабли, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками и пр.

     Зимой в теплую погоду можно использовать для лепки свежевыпавший снег. Это материал очень лепкий и позволяет лепить крупные выразительные фигуры с мелкими деталями (слонов, зайчиков, снегурочек, снежную королеву, кота в сапогах, рыбу-кита и все дымковские игрушки). Для раскраски подойдут все засохшие гуашевые краски, чернила, старые фломастеры, а для инкрустации — камешки, палочки, пуговицы, косточки от ягод и фруктов. Во время лепки из снега у детей рождаются фантастические образы и нет никакой задержки при их воплощении — материал под руками и места много. Здесь нет требований соблюдать чистоту, можно работать коллективно и индивидуально, и никто не регламентирует фантазию. Дается полный простор для творческого воображения и игровых ситуаций.

     Головки репейника — круглые, за все цепляющиеся шарики — являются прекрасным материалом для лепки в летнее время. Использовать их нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Репьи идут для лепки фигур большого размера, без мелких деталей (медвежата, слоны, белки, зайчики). Вылепленные из репьев игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года. Лепкой из репьев можно заниматься на прогулке и на занятии в групповой комнате.

     Бумажная  масса. Когда ничего под руками нет, дети могут лепить из размоченной газетной бумаги, в которую можно добавить немного клейстера. Лепить можно овощи, фрукты, животных и другие несложные вещи. Высохшие игрушки нужно раскрасить гуашью, а потом покрыть их лаком, клеем или парафином. Бумажную массу можно использовать в качестве каркаса для лепки из пластилина в целях его экономии.

     Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовой работе с детьми.

     Вспомогательные материалы. К ним, прежде всего, относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которые скрепляют детали, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, вырезанные формочки из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой пригодный материал. Детей нужно приучать к экономному использованию материалов. Иногда лепные работы украшаются инкрустацией. Это может быть бисер, гранулы цветного полиэтилена, бусинки, семена растений. Во время лепки возникает необходимость в дополнительных материалах — нужны "волосы" для Бабы Яги, иголки для ежика и пр. Воспитатель должен иметь коробку, где хранятся мотки мочалки, проволока, различные формочки, пуговицы, сосновые иглы. Все это должно храниться в порядке, чтобы у детей воспитывалась культура труда.

     Свои  работы дети лепят на дощечках. Это могут быть аккуратно выпиленные и зашкуренные фанерки, пластмассовые пластины, квадраты из линолеума. Старшим дошкольникам удобнее пользоваться настольными станками с вращающимся кругом, чтобы во время лепки рассматривать и лепить свою работу со всех сторон. В процессе лепки дети пользуются стеками. Это палочки, с одной стороны заостренные, с другой заточенные в виде лопаточки или ножичка. Стеки свивают и из стальной проволоки в виде узкой петли, чтобы снимать лишнюю глину. Для штампиков можно использовать палочки разнообразного диаметра или пеналы от фломастеров. На каждом столе должны стоять две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином [10,12,19].

     Наличие разнообразного материала, удобное  оборудование привлекают детей к занятиям лепкой и дают им творческую свободу.

     Таким образом, лепка в детском саду одно из средств художественно - эстетического развития ребенка – дошкольника. 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Анализ Программы  художественного  воспитания,

     обучения  и развития детей 2-7 лет 

     «Цветные  ладошки» (автор И.А. Лыкова) 

     Авторская Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет  «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности)(2007 г.) создана кандидатом педагогических наук Ириной Александровной Лыковой. Программа представляет собой оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности [21].

     В основе программы лежит триединая  составляющая:

     Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход.

     Системность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду.

     Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебно – методическими, дидактическими, практическими.

     Целью программы является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

     Программа решает целый комплекс задач, среди них:

     1. Развитие эстетического восприятия  художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

     2.Создание  условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

  1. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
  2. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
  3. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
  4. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
  5. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
  6. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

     Программа «Цветные ладошки» опирается на общепедагогические и специфические дидактические  принципы.

     Среди общепедагогических      принципов, обусловленных единством учебно-воспитательного пространства ГОУ, выделим:

     - принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

     - принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

     - принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

     - принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

     - принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

     - принцип развивающего характера художественного образования;

     - принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

     - принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

     Специфические принципы, обусловленны особенностями художественно-эстетической деятельности:

     - принцип эстетизации   предметно-развивающей среды и быта в целом;

     - принцип   культурного   обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

     - принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

     - принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

     - принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

Информация о работе Художественно – эстетическое развитие дошкольников (по программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки»)