Художественно - исторические основы пейзажной живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание

Русский пейзаж по своим живописным проблемам представляет достаточно интересный объект для изучения. В отечественном искусствознании существуют фундаментальные труды, в которых нашли отражение различные аспекты творчества выдающихся художников. Но, к сожалению, в этих трудах мало уделяется внимания технической стороне живописи, а, между тем, именно в технике живописи заложены основы творческого метода художника.

Содержание

Введение
Глава 1. Художественно - исторические основы пейзажной живописи.
1.1 История пейзажа
1.2 Пейзаж
1.3 Символизм в пейзаже
Глава 2.
2.1 Изображение культовых сооружений
2.2 Особенности построения композиции пейзажа
2.3 Архитектурные мотивы в пейзаже
2.4 Материал
2.5 Педагогическая деятельность мастеров пленэрной живописи
Глава 3. Блок занятий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа..doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство  по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования 

     Тульский  государственный университет

     Кафедра «Инженерная графика и дизайн» 

     Курсовая  работа

     По  дисциплине

     «Теория и методика обучения изобразительного искусства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: студент группы

     Проверил: преподаватель  
 
 
 
 

     Тула 2010 г.

 

     Оглавление.

     Введение

        Глава 1. Художественно - исторические основы пейзажной живописи.

          1.1 История пейзажа

          1.2 Пейзаж

          1.3 Символизм в пейзаже

        Глава 2.

          2.1 Изображение культовых сооружений

          2.2 Особенности построения композиции пейзажа

          2.3 Архитектурные мотивы в пейзаже

          2.4 Материал

          2.5 Педагогическая деятельность мастеров пленэрной живописи

        Глава 3. Блок занятий

     Заключение

     Список  литературы

     Приложение 

 

      Введение.

     Русский пейзаж по своим живописным проблемам  представляет достаточно интересный объект для изучения. В отечественном искусствознании существуют фундаментальные труды, в которых нашли отражение различные аспекты творчества выдающихся художников. Но, к сожалению, в этих трудах мало уделяется внимания технической стороне живописи, а, между тем, именно в технике живописи заложены основы творческого метода художника. Анализ построения структуры картины, оптические характеристики красочного слоя, технические приёмы нанесения красочного материала, химические составы красок во многом обогащают понимание особенностей живописного процесса создания произведения. Изучение живописи на основе комплекса методов (рентгенографии, микроскопии, химического анализа, ультрафиолетовых и инфракрасных излучений) позволяет, например, в элементах структуры картины (грунт, имприматура, подмалёвок, красочная фактура) выявить индивидуальные приёмы пластического построения формы, передачи пространства, световоздушной среды. И таким образом понять процессы, влияющие на формирование творческого метода художника 

 

        Глава 1. Художественно - исторические основы пейзажной живописи.

     1.1 История пейзажа.

19-ое  столетие характеризовалось сильными  волнениями в политической и  технологической сферах жизни человечества, что нашло свое отражение в искусстве. Национальные движения за освобождение и создание некоторыми народами собственных национальных государств привело к тому, что на картинах великих художников стали появляться современные картины с военной тематикой и сражениями, или известными личностями того времени. С другой стороны появились художники, писавшие свои шедевры в реалистичном и романтичном стилях. Всем известны работы Ренуара, Сезанна, Гойи, Ван Гога, Моне и Сислея. Работы этих художников одни из самых дорогостоящих, постоянно появляются на ведущих аукционах мира, и многие музеи мира хотят иметь в своей коллекции хотя бы одну их оригинальную работу.

     После того, как наметился упадок стиля  Рококо, в конце 18-ого столетия возник аскетический неоклассицизм, лучше всего представленный такими художниками как Жак – Луи Давид и его приемник Жан – Огюст Доминик Ингрес. Работы Ингреса содержат большую часть чувственности, но ни одна из них не может быть причислена к Романизму. Это направление в искусстве обращало свое внимание на пейзажи и природу, а также на человека и превосходство законов природы над желаниями человечества. Философия пантеизма (Спиноза и Гегель) выступает в пределах своей концепции против идеалов Просвещения, видя судьбу человечества в более трагическом или пессимистическом свете. Идея, что люди не выше сил Природы, находится в противоречии с Древне греческой традицией и идеалами эпохи Возрождения, где человечество было, прежде всего, основой всего и имело свою собственную судьбу. Это размышление вынудило романтичных художников изображать возвышенные, разрушенные церкви, кораблекрушения, резню и безумие.  

     Романтичные живописцы превратили пейзажную  живопись в главный жанр, который  рассматривали до этого времени, как незначительный жанр или как декоративный фон для главного предмета картин - людей. Некоторые из основных живописцев этого периода – Эжен Делакруа, Теодор Жерикалт, Дж. М. В. Тарнер, Каспар Давид Фридрих и Джон Констабль. Последняя работа Франсиско де Гойя демонстрирует «романтичный интерес» к иррациональности, в то время как работы Арнольда Бёклина вызывают чувство загадочности и тайны. В Соединенных Штатах Романтичная традиция пейзажной живописи была известна как Гудзонская Школа. Среди важных живописцев этой школы были Томас Коул, Фредерик Чарч, Альберт Бьерштадт, Томас Моран, и Джон Фредерик Кенсетт. Луминизм был другим важным движением в американской пейзажной живописи, связанным с Гудзонской Школой Живописи.

     1.2 Пейзаж.

     ПЕЙЗАЖ – это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства. Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзаж («марина», а художников, изображающих море, называют «маринистами») и космический, астральный – изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута – документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины – развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.

     В узком и строгом смысле следует  различать пейзаж и пейзажное  изображение. Пейзаж – это «портретное» изображение натурного вида, того, что есть, что реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие от него пейзажное изображение – это любые сочиненные с помощью воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и другое.

     Пейзаж  – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.

     Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

     В центре философии пейзажа стоит  вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Так, например, Левитан в пейзаже Вечерний звон создает образ, в котором сливаются в гармонии и светлая радость природы и благостный душевный мир бытия и чувств людей. Напротив, в философско-символическом пейзаже (Над вечным покоем) художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни.

     Философская мировоззренческая трактовка образа определяет его эстетику. В Вечернем звоне это благостная, идиллическая красота, Над вечным покоем решена в стиле монументального трагизма, возвышенного в своей основе.

     Философия и эстетика пейзажа лежит в  основе его поэтики, живописных средств. Можно провести определенную аналогию между поэтикой пейзажа и поэтикой литературы. И там и здесь уместно различать лирику, эпос и драму. Если в Вечернем звоне мы видим лирическую вещь, где эстетические чувства выражаются как состояния природы, то в картине Над вечным покоем при всей ее лиричности (как во всяком пейзаже) мы ощущаем скорбное повествование эпического характера, проникнутого напряжением и драматизмом.

     И.Левитан  – пейзажист реалистического  стиля, но предложенный способ трактовки  его пейзажного творчества применим и к другим стилям. Например, классицистический пейзаж в целом исповедует гармонический образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть внутренние противоречия отношения человека и среды, ему присуща особая романтическая красота и лиризм.

     Пейзажное искусство обнаруживает себя почти  во всех видах и родах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации и др.), но пейзажные изображения встречаются и в архитектуре, в декоративном искусстве (росписи на стекле, фарфоре и т.п.) и в сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

     Для модернистских течений современности характерно стремление к деформации пейзажного изображения, что часто является мостом для перехода к абстракциям, где пейзаж утрачивает свою жанровую специфику.

     Архитектурный пейзаж – разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру. В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А.Каналетто, Б.Беллотто, Ф.Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю.Робер; К.Д.Фридрих Аббатство в дубовой роще, 1809–1810, Берлин, Государственный музей; С.Ф.Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д.Б.Пиранези, Д.Паннини). 

      1.3 Символизм в пейзаже.

      Человеку  всегда было свойственно всматриваться  в мир природы его окружавший. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен. Сегодня понятие пейзаж мы прилагаем ко всякому виду местности, изображенному художником. Но представления о пейзаже как особом живописном жанре появилось всего несколько столетий тому назад. Рождению пейзажа предшествовало формирование представлений о природе в мифах. Огонь, воздух, вода и земля в древнейших мифологиях являются основными стихиями мироздания.  Дождь – символ союза неба и земли, дающего жизнь растениям и животным. Мировое древо или древо жизни в мифологиях разных народов определяло организацию вселенского пространства, противопоставление неба земле, верха низу. С древом связан и образ мировой горы, которая многими народами почиталась как место пребывания богов. С водой были связаны мотивы рождения и смерти, воздух соотносился с мужскими началами. Сильный ветер, ураган, буря, рассматривались как вестники божественного откровения.

      Живописный  пейзаж неразрывно связан с мифологическими  образами, но в нем изначально отражался  и эмпирический опыт художника и  осознание собственных, независимых от религии, мифологии, идеологии, задач искусства. 

 

        Глава 2.

     2.1 Изображение культовых сооружений.

     Культовые сооружения: монастыри, церкви, часовни  и т. п., постройки, как правило, являются произведениями высокого архитектурного мастерства и расположены в живописных местах. Столетиями человечество вкладывало в культовые постройки лучшие достижения строительной мысли и образного воплощения религиозных идей. На земле есть территории, где монастыри расположены настолько близко друг к другу, что образуют целые системы, как бы переходящих друг в друга. Так, на севере Греции, на одном из отрогов полуострова Халкидики, врезающимся в Эгейское море, расположена уникальная монашеская республика Святая гора Афон. Афон поделен между 20 монастырями и существует уже более тысячи лет. На полуострове имеется несколько сотен храмов, построенных в прошлое и позапрошлое тысячелетие. Попадаются даже памятники V—IX вв.

     Монастыри - замкнутый мир со своими уставами и древними укладами жизни. В некоторых  монастырях и сегодня нет даже электричества, а жизнь строится в соответствии с восходом и заходом солнца. Монастыри — убежища людей, ушедших от мира и суеты, ради обретения Бога в душе.

Информация о работе Художественно - исторические основы пейзажной живописи