Формирования диалогической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов (А.В. Брушлинский, Г.М. Кучинский, АМ. Матюшкин и др.). При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О.Смирнова и др.). Существует и обратная зависимость - недоразвитие речевых средств снижает уровень общения (Ю.Ф.Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.).

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы методики развития диалогической
речи у детей дошкольного возраста
1.1 Своеобразие детского диалога
Глава 2 Развитие диалогической речи у детей
Методические приёмы обучения детей диалогической речи
Развитие диалогического общения детей со сверстниками
Глава 3 Экспериментальная часть
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая диалог.docx

— 69.76 Кб (Скачать документ)

1 - Он вышел,  когда... .

2 - Он не пошел  на прогулку, потому что....

3 - Он не вышел  во двор, когда....

4 - Он не взял  игрушку, которая.... Оценка: 3 верных ответа.

9-й  тест. Открытие и  исправление грамматических  ошибок посредством пере конструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 - Он ушла  на реку.

2 - Там увидел  маленькую рыбку.

3 - Потом бросил  один камни.

4 - Из реки  выпрыгнула зеленый лягушка». Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов пере конструирования).

10-й  тест. Словесное объяснение  определенного действия  и его последовательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать  домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

          Обработка и интерпретация результатов

Оценка речевого развития определяется по формуле

                         КоРР=ВРР х 100/КВ

где       КоРР - коэффициент речевого развития, ВРР - возраст речевого развития, КВ - календарный (хронологический) возраст  ребенка. Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 4. Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения.

Определены следующие  границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 10 - значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 11 до 41 - низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 60 - нормальное речевое развитие;

КоРР от 61 до 100 - высокое речевое развитие;

После проведения этого эксперимента  выяснилось, что дети мало владеют диалогической  речью, не умеют поддерживать разговор, рассуждать, аргументировать своё мнение В экспериментальной группе:

Средний уровень 52%

Высокий уровень 4%

Низкий уровень 35%

Значительно низкий уровень 9%

В контрольной  группе

Средний уровень 57%

Высокий уровень 9%

Низкий уровень 31%  Значительно низкий уровень 5%

                              Формирующийся эксперимент

Для повышения  уровня развития диалогической речи в экспериментальной группе был  проведен формирующий эксперимент.

Мы наметили цикл занятий в которых ставили  целью развивать диалогическое  общение, умение слушать инициативно  высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы. Для этого был составлен перспективный план

«Наши четвероногие друзья»  Беседа Программное  содержание. Развивать у детей диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).

Занятие проводилось по подгруппам. Во время  беседы воспитатель задавала вопросы, дети отвечали, но затруднялись выразить свои мысли. На занятие дети активны, внимательны. Также воспитатель  спрашивала, есть ли у них животные, что они с ними делают, как ухаживают. Стараясь активировать малообщительных  детей.

Обитатели городского парка (Беседа) Программное содержание. Принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.

В начале воспитатель выставил картину. Дети заинтересовались ей, активно высказывались (Ровшан, Гараев). Подходили к картине, трогали её. Затем воспитатель  стала задавать вопросы. Дети отвечали, но ответы были не полны Ксюша С. во время занятия вспомнила и  рассказала стихотворение о воробье. Педагог обратилась с вопросом о  том, как они (дети) заботятся о  птицах.

  «Полетушки» Русская  народная игра  Программное содержание. Учить детей правильно, протяжно произносить звуки «ш», «ж»; дифференцировать их на слух, выделять в словах и фразах, интонационно. Обратить внимание на многозначность слова «летит» (летит жук, летят лыжи, летят минуты). Учить умению соотносить действие и глагол. Побуждать к сочинению творческих рассказов; домысливать начало и завершение текста потешки.

В этой игре принимали участие все дети. Им было очень интересно. Отвечали на вопросы воспитателя правильно. Воспитатель обращал внимание на речь малоактивных детей. Постепенно дети вовлекались в процесс игры. Некоторые  дети плохо произносили звуки  «ж», «ш». Детям игра очень понравилась. На следующий день, во второй половине дня в игру играли еще раз.

  «Лиса и муравей» (киргизская  сказка)

Игра-инсценировка

Программное содержание. Учить детей умению рассказывать и разыгрывать сказку; образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрая-прехитрая, хитрющая), подбирать определения (простоватая, нехитрая, глупая), синонимы к слову   (побежала,   помчалась,   понеслась, полетела).

Вначале педагог заинтересовала детей письмом  от старика Годовика. Затем она  показала сказку. Некоторые слова, которые  встречались в сказке объясняла. Воспитатель попросила детей  изобразить эпизод из сказки. Дети охотно изображали. Это очень важно, так  как соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских  высказываний. При разыгрывании сказки рассказывали интересно, эмоционально. Многие реплики и сказки были пропущены, но взамен них дети придумывали сами.

                                     Итоговая диагностика

После проведения целого комплекса работ, в которые включали занятия, игры, индивидуальная работа, была проведена  повторная итоговая диагностика, которая была использована в констатирующим эксперименте. Были выявлены следующие результаты:

в экспериментальной  группе:

высокий уровень 13%,

нормальный  уровень 83%,

низкий  уровень 4%;

 в контрольной группе:

высокий уровень 9%,

нормальный  уровень 78%,

низкий  уровень 13%.

    По  результатам диагностики уровень  развития диалогической речи повысился. Дети начали активнее вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы

    Из  этого следует, что при систематической  работе по развитию диалогической речи можно добиться ощутимых результатов, по развитию и воспитанию детей дошкольного  возраста.

           Заключение

Настоящие исследование заключалось в том, как развивается  у детей диалогическая речь. Так  как она является наиболее социально  значимая для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения  ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем  взаимодействия с окружающими людьми.  Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере к осуществлению  речевого общения  с детьми в повседневной жизни. Общение  носит формальный характер, лишенного  личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции  ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию диалогической речи. По результатам  констатирующего эксперимента выяснилось, что дети мало владеют диалогической  речью не умеют высказываться. На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической  речи, которая включает: игры, занятия, беседы, игры – инсценировки. Целью  работы было: научить отвечать на вопросы  взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.

После проделанной  работы можно сделать вывод что:

  • Для   развития   диалогической речи   детей   необходимо   обогатить содержание   речевого    воспитания   и совершенствовать   формы   и   методы    речевой работы.
  • Новое   содержание   предполагает    стимуляцию   высказываний   детей   из    личного опыта; организацию словесного   коллективного   творчества   (сотворчество);  обучение  диалогу:  умению   слушать   и   слышать   партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие,   отвечать   на   высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
  • К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы

привлечения и  удержания внимания; игровая и  коммуникативная мотивация занятий.

  • Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.
  • Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.
 
 
 
 
 
 

  Список литературы

  1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
  2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
  3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.
  4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
  5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 94с.
  6. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.:  изд. АН СССР, 1955. – 154с.
  7. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
  8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.
  9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
  10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.
  11. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.
  12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.
  13. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.
  14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.

Информация о работе Формирования диалогической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи