Формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание

Объект исследования - произносительная сторона речи у младших дошкольников.

Предмет исследования - процесс формирования артикуляционной базы звука у детей трёх - четырёх лет.

Цель: формирование артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 – года жизни.

Гипотеза: на основе изложенного мы предположили, что формирование артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 – года жизни будет наиболее эффективна, если:

•проводить раннюю диагностику речи детей (3-4 года);
•сам коррекционный процесс будет строиться на основе дифференцированного подхода, предполагающего работу с двумя группами детей с недоразвитием и нарушением произношения;
•разработать содержание и методику коррекционно-речевой работы с детьми младшего дошкольного возраста
Задачи:

1.Исследовать проблему формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением с позиций логопедии, нейропсихологии, физиологии, психологии.

2. Выявить уровень сформированности артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей трех-четырех лет.

3.Разработать содержание и методику коррекционно-речевой работы по формированию артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением с детьми младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей дошкольного возраста


8
1.1. Анатомо-физиологическая основа овладения артикуляцией дошкольниками
8
1.2. Лингвистические предпосылки овладения звукопроизношением детьми дошкольного возраста
11
1.3. Система работы по формированию правильного звукопроизношения
13
2.Опытно - экспериментальные исследование формирования артикуляционной готовности овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни

19
2.1. Выявление уровня сформированности артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни

19
2.2. Содержание и методика по формированию артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни

Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 41

Работа состоит из  1 файл

готов курс 2003 на сдачу.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Структура процесса изучения одного звука.

      1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в обратной форме).
      2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
      3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
      4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки – чистоговорки,           инсценировки рассказов,         дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Опытно-эксперементальные  исследование формирования  артикуляционной   готовности к  овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни                                                                                     2.1.Выявление уровня  сформированности  артикуляционной готовности к овладению    звукопроизношением у детей 4 года жизни

      Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 года. В исследовании участвовали 38 детей второй младшей группы дошкольного образовательного учреждения №50  г. Тольятти.

    Для того, чтобы отличить недоразвитие звукопроизношения от нарушения  необходимо обследовать произношение звуков у детей. В частности гласные  звуки А, У, И, О; внятность произношения согласных П, Б, М, Т, Д, Ф, В, С, ЛЬ, искажения, отсутствие, замены смешения звуков.

    Для этого использовалась следующая  методика. Обследование проводится индивидуально. Ребёнку предъявляют предметные картинки, на каждый звук по три, и предлагают назвать нарисованный предмет. Инструкция: «Скажи кто (что) это?». (Приложение 1)

    На основе этого мы выявили три группы детей : первая группа - дети с чистым произношением; вторая группа - дети с недоразвитием произношения; третья группа - дети с нарушением звукопроизношения.

    Далее мы обследовали подвижность органов  артикуляционного аппарата. Для этого мы использовали ряд упражнений и опирались на критерии, которые характеризуют качество выполнения движений. Критерии:

  1. Чёткость - ребёнок знает направление движений губ или языка и старается их выполнить в полном объёме.
  2. Плавность - движение производится легко, плавно, без подёргиваний, толчков.
  3. Дифференцированность - выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком ), без вспомогательных или сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти ).
  4. Точность - достижение правильного конечного результата, то есть ребёнок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка.
  5. Равномерность - симметричное выполнение движения или удерживание положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляционного аппарата.
  6. Устойчивость - удерживание полученного положения без изменений некоторое время ( обычно под счёт взрослого от 1 до 5 ).
  7. Переключаемость - умение совершать многократный, лёгкий, плавный, достаточно быстрый переход от одного движения или положения к другому при сохранении перечисленных выше качеств движения.

    Упражнения  используемые для обследования подвижности  органов артикуляционного аппарата: Упражнение 1. Цель: обследовать подвижность губ, прикус. Упражнение 2. Цель: обследовать умение расслаблять язык, его симметричность, на предмет выявления стёртой дизартрии. Упражнение 3. Цель: обследовать подвижность языка, умение напрягать его и удерживать в таком положении. Упражнение 4. Цель: обследовать подвижность кончика языка. Упражнение 5. Цель: обследовать подвижность кончика языка за зубками. Упражнение 6. Цель: обследовать подвижность языка. Упражнение 7. Цель: обследовать длину уздечки, подвижность языка. Предложенные упражнения предоставляются детям в форме сказки « Весёлого язычка».(Приложение 2)

    На  основе этого мы выделили группу детей  с гипертонусом  мышц языка, то есть мышцы языка расслаблены, ребёнок  не может точно и чётко выполнять  движения органами артикуляционного  аппарата. И группу детей с гипотонусом  мышц языка, то есть мышцы языка так сильно напряжены, что мешает выполнению движений на расслабление.

    Таким образом, мы получили следующие результаты.

    1.Группа  детей с чистым звукопроизношением  и развитым умением выполнять  основные движения, необходимые  для произношения звуков родного  языка ( Катя В, Валя В., Катя Д., Настя Е., Света И., Оксана К.,  Настя С, Катя Ш.)

    2.Группа  детей с недоразвитием звукопроизношения.

    Мы  выделили три уровня недоразвития.

    Первый  уровень (низкий). Речь таких детей в три года напоминает речь полуторогодовалого ребёнка. Смягчение всех звуков, «сюсюкание», отсутствует в речи звук ЛЬ. Заменяет звук Х звуком КЬ, К;  С, З-СЬ, ЗЬ ; Ш,  Ж, Щ - СЬ, ЗЬ ; Ц -СЬ ; Ч - СЬ . Нет чёткости выполнения артикуляционных движений. Движения не дифференцированы и неустойчивы. Ребёнок не в состоянии переключаться с одного положения органов артикуляции на другое.

    Второй  уровень (средний). Дети этого уровня осуществляют замены согласных звуков (С, 3 - Т, Д ; Ш, Ж, Щ - С, 3 ; Ц - ТС), что характерно для данного возраста. В некоторых случаях смягчения уже отсутствуют. Движения артикуляционного аппарата обладают точностью,  дифференцированностью. Хорошо развита переключаемость, но нет чёткости выполнения движений, отсутствует плавность, равномерность выполнения движений органов артикуляционного аппарата.

    Третий  уровень (высокий). Дети производят смягчения и замены предусмотренные для данного возраста (3-4года). В речи могут отсутствовать лишь соноры (Л, ЛЬ, Р, РЬ, Й). Движения органов артикуляционного аппарата плавные, точные, дифференцированы. Умеют осуществлять быстрый переход от одного положения к другому.

    Движения  характеризуются равномерностью и  устойчивостью выполнения.

    Дети, имеющие недоразвитие звукопроизношения  первого уровня:       Настя Б., Женя Л., Дима Л., Андрей Р., Миша Р.,  Саша Я.

    Давали  следующие ответы на предъявление предметных картинок.

    П - петух - «сетух»,  птица - «тися», капуста - «сяпустя»,

    Б - банка - «бянькя»,  автобус - «атёбусь», хлеб - «хепь»,

    М - морковь - «мяковь»,    дом - «дёмь»,  мел - «мей»,

    Т - телефон - «тефонь»,  утёнок - «утенёк»  капуста - «сяпустя»,

    Д - дом - «дёмь»,   подушка - «пядуся»,   лошадь - «асядька»,

    Ф - флажок - «сязёк»,   шкаф - «ськяфь»,    фартук - «фятюк»,

    В – волк- «войк»,  лев - «йев»,  морковь - «мяковь»,

    С - стол - «сьтой»,   лиса - «йися»,   нос - «нёсь»,

    ЛЬ - лес - «йесь»,   лимон - «йимонь»,    валенки- «ваеньки».

    У детей этого уровня отсутствует  умение быстро переключаться с одного положения на другое, испытывали трудности  при выполнении упражнений №1, 3, 4, 5, 6. Движения не дифференцированы в упражнениях № 4, 3.

    Дети  имеющие недоразвитие звукопроизношения  второго уровня (Ксюша А., Артём  Б., Настя Б., Артём В., Кристина Д., Вика Л., Дима П., Даша Т., Даша У., Таня Х., Паша Ш., Маша Ю.,  Катя Я., Рома Я.)

    Давали  следующие ответы на предъявление предметных картинок:

    П - петух - «петюх»,  птица - «тися», капуста - «капуся»,

    Б-  банка - «банька», автобус - «атобусь», хлеб - «хепь»,

    М - морковь - «мякофь», дом - «дём»,   мел - «мель»,

    Т - телефон - «тефонь», утёнок - «утёнёкь», капуста - «капуся»,

    Д - дом - «дем»,  подушка - «падуся»,  лошадь - «йосять»,

    Ф - флажок - «фазёк»,  шкаф - «ськафь»,   фартук - «фатюк»,

    В - волк - «войк», лев - «йев», морковь - «макофь»,

    С - стол - «стой»,  лиса - «лися», нос - «нось»,

    ЛЬ -лес - «йесь», лимон - «лимонь», валенки - «ваеньки».

    У детей данного уровня отсутствует  чёткость при выполнении  упражнений № 2, 3, 6. Нет симметричности и устойчивости при выполнении упражнений № 1,2.

    Дети  имеющие недоразвитие звукопроизношения  третьего уровня (Кристина Г., Руслан К., Аня Н., Яна Т., Диана Ш.)

    Давали  следующие ответы на предъявление предметных картинок.

    П - петух - «петюх»,  птица-  «тиса»,    капуста - «капустя»,

    Б - банка - «банька», автобус - «атобус», хлеб - «хепь»,

    М - морковь -  «макофь»,дом - «дом», мел - «мель»,

    Т - телефон - «тефонь», утёнок - «утёнок»,   капуста - «капустя»,

    Д-  дом - «дом»,  подушка -  «падуска», лошадь - «лосать»,

    Ф - флажок - «фазок», шкаф - «скаф», фартук - «фатук»,

    В - волк - «вок, волк», лев - «лефь», морковь-  «маковь, мяковь»,

    С - стол - «стол, стой», лиса - «лися, йися», нос-  «нос, нось»

    ЛЬ - лес - «лес», лимон - «лимонь», валенки - «ваеньки, валеньки».

    У детей данного уровня отсутствует  чёткость движений артикуляционного аппарата, это мы увидели при выполнении упражнений № 5,3. Не развита равномерность выполнения движений (упражнение №2, 3).

    И здесь мы выделяем две подгруппы  с гипертонусом и гипотонусом  мышц языка, в которые вошли дети первого и второго уровней недоразвития звукопроизношения.

    Дети  с гипертонусом мышц языка: Ксюша  А., Настя Б, Дима Л., Женя Л., Андрей Р., Таня Х.

    Дети  с гипотонусом мышц языка: Артём  Б., Настя Б., Артём В., Миша Р., Даша Т., Рома Я.

    Дети  с нарушением звукопроизношения:

    Маша  Ш., межзубное произношение звуков, отсутствие звуков Л, Р, РЬ и звуков их заменяющих Й, ЛЬ. При разговоре  язычок просовывается между зубками, тем самым искажается произношение всех звуков, кроме губно-губных. Поэтому  необходимо формировать положение  язычка за зубками, и развивать умение расслаблять язычок делать его широким.

    Костя Б., в речи отсутствует звук ЛЬ, кончик языка и средняя часть расслаблены. При разговоре находится за нижними  зубками, работает только средняя часть  языка; у Кости средняя часть языка выкатывается вперед как катушка. Тем самым даёт призвук губно-губным звукам и идет искажение. Здесь необходимо развивать подвижность кончика языка, умение напрягать мышцы языка.

    Рома  А., в речи отсутствует звук ЛЪ, кончик языка расслаблен, работает и находится в постоянном напряжении лишь только средняя часть языка. И поэтому необходимо учить напрягать кончик языка, делать его подвижным.

    Лёша  Ч., межзубное произношение, кончик языка напряжён, остренький; при  разговоре находится между зубками, что искажает звукопроизношение. Но бывает и так, что пряча кончик языка за нижние зубки подвижной остаётся средняя часть языка. При произнесении звука ЛЬ кончик языка остаётся за нижними зубками и звук образуется средней частью языка. Учить расслаблять язык, формировать положение язычка за зубками.

    Яна К., межзубное произношение звуков, кончик языка напряжён, остренький, при разговоре находится между  зубками, средняя часть языка  не поднимается -  отсутствует звук И. Учить расслаблять язык, делать его широким и формировать правильное положение язычка, за зубками.

    Таким образом, среди детей младшего дошкольного  возраста мы выделили группы детей  с чистым произношением звуков, с  недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Группе детей с нарушением звукопроизношения необходимо особое внимание и работа логопеда. Группа детей с недоразвитием звукопроизношения является объектом приоритетного внимания воспитателей. И здесь мы выделили три уровня недоразвития звукопроизношения: 1 – низкий, 2  - средний, 3- высокий. В процентном соотношении результаты констатирующего эксперимента выглядят следующим образом (Таблица 1): 

Таблица №1.

    Результаты  констатирующего  эксперимента

Группа  детей с чистым произношением звуков Группа  детей с недоразвитием  произношения звуков Группа  детей с нарушением  произношения звуков
20% 65%

1 ур. 2 ур. 3 ур.

7%    50%     8%

15%
 

    Полученные  данные представлены в Рисунке 1.

    Следовательно, необходим дифференцированный подход к формированию звукопроизношения  детям с недоразвитием и нарушением звукопроизношения.

    Рис. 1  

    Группа  детей с недоразвитием  произношения звуков

    Констатирующий  эксперимент

                                                низкий    уровень      средний  уровень       высокий уровень     

      

2.2. Содержание и методика работы по формированию артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни. 

    На  основе результатов констатирующего  этапа исследования был разработан комплекс занятий. Цель формирующей работы: разработать содержание и методику коррекционно-речевой работы с детьми младшего дошкольного возраста.

    На  основе полученных данных работа будет вестись по подгруппам и индивидуально. Для первой подгруппы с гипертонусом мышц языка разработан комплекс - упражнений, представленный в виде сказки «Весёлого язычка», направленный на развитие умения напрягать язычок, формировать его подвижность и правильное положение. Для второй подгруппы с гипотонусом мышц языка разработан комплекс упражнений, представленный в виде сказки «Весёлого язычка», направленный на развитие подвижности языка, формирование умения расслаблять язык, делать его широким, а также правильное положение языка, за зубками.

    Мы  подобрали и провели комплекс упражнений для первой подгруппы  с гипертонусом мышц языка, включавший в себя:

    «Маляр». Цель: отрабатывать движения языка  вверху и его подвижность. Ребенок  улыбается, открывает рот и гладит  кончиком языка твердое нёбо, делая  движения языком вперёд-назад.

    «Качели». Цель: вырабатывать умение держать  язычок за зубами, умение быстро менять положение языка. Ребенок улыбается, показывает зубы, широко открывает рот, бьет язычок за нижние зубки и удерживает в таком положении 5 секунд. Потом поднимает язык за верхние зубы. Так поочерёдно меняет положение языка 4-6 раз.

    «Посчитаем  зубки». Цель: вырабатывать подвижность языка и его подъём вверх. Ребенок приоткрывает рот, язычок ставит за верхние зубки и водит по ним язычком из стороны в сторону. Тоже движение за нижними зубками.

    «Прятки». Цель: развивать подвижность языка, укреплять его мышцы, активизировать мышцы корня языка. Ребенок улыбается, открывает рот, высовывает язык вперёд, потом убирает в ротик, но рот при этом не закрывается. Повторить 5-6 раз.

    «Ветерок». Цель: добиваться умения направлять воздушную  струю по середине языка, дуть не надувая щёк. Ребенок губки делает трубочкой, губками зажимает трубочку для лимонада и дует в неё, сдувая со стола кусочки ваты.

    Далее мы проводили сказку «Весёлого язычка». Цель: активизация мышц языка, губ  и развитие речевого дыхания. (Приложение 3). Упражнения для второй подгруппы с гипотонусом мышц будут следующие:

    «Непослушный  язычок». Цель: развивать умение, расслабив  мышцы языка удерживать его широким. Ребенок немного приоткрывает рот, спокойно кладет язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносит звуки пя-пя – пя… и постепенно «задвигает» язык в ротик.

    «Скажи: а-а-а». Цель: развивать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном  положении. Ребенок открывает рот  и говорит долгий звук «а», язык при  этом лежит за нижними зубками, расслабленный и широкий.

    «Лопаточка». Цель: развивать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном  положении. Ребенок улыбнулся, приоткрыл  рот, кладет широкий задний  край языка на нижнюю губу, удерживает  его в таком положении несколько  секунд.

    «Закрытые ворота». Цель: активизация мышц языка, вырабатывать умение расслаблять язык. Язычок толкается в дверцу, в зубы, потом зубки чуть - чуть раскрыть и просовывать в эту щель язычок как можно дальше. Повторить 4-5 раз.

    «Чья  птичка дальше улетит?». Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине язычка, дуть не надувая щёк.

    Из  бумаги мы делали  «галочки» и  и клали их на стол, каждый ребёнок  дул на свою «галочку», чья дальше улетит, тот и выиграл. Следить, чтобы  воздушная струя не была прерывистой и ребенок не надувал щёки. Затем проводилась сказка «Весёлого язычка». Цель: активизировать мышцы языка и губ, формировать правильное, не прерывистое речевое дыхание.( Приложение 4) 

    Для детей с несовершенством звукопроизношения  разработаны индивидуальные комплексы упражнений и представлены в виде сказки «Весёлого язычка».

    Комплекс  упражнений для Ромы А.  и  Кости  Б.:

    «Скажи: а-а-а». Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном  положении. Ребенок  открывает рот  и произносит длительно звук «а», язычок при этом лежит за нижними зубами, расслабленный и широкий.

    «Прятки». Цель: вырабатывать подвижность языка, укреплять и активизировать мышцы  корня языка. Ребенок улыбается, открывает рот, высовывает язык вперёд, потом задвигает, рот при этом не закрывать. Повторить 4-5 раз.

    «Хоккей». Цель: активизировать мышцы языка, развивать  его подвижность. Рот закрыт, языком толкнуть щёку в одну сторону, потом  в другую. Ускоряя темп, повторить 3-4 раза.

    «Лошадка  спит». Цель: активизировать мышцы языка, вырабатывать умение  удерживать язык за зубами. Рот приоткрыть, присосать язык к нёбу и резко уронить и задержать такое положение на несколько секунд.

    «Маляр». Цель: отрабатывать движения языка  вверху и его подвижность. Ребенок  улыбается,  открывает рот и гладит кончиком язычка твердое нёбо, делая движения языком вперёд-назад. Затем проводилась сказка «Весёлого язычка». (Приложение 5)

    Комплекс  упражнений для Лёши Ч.

    «Лопаточка». Цель: развивать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Ребенок улыбнулся, приоткрыл рот, кладет широкий задний  край языка на нижнюю губу, удерживает  его в таком положении несколько секунд.

    «Прятки». Цель: вырабатывать подвижность языка, укреплять и активизировать мышцы  корня языка. Ребенок улыбается, открывает рот, высовывает язык вперёд, потом задвигает, рот при этом не закрывать. Повторить 4-5 раз.

    «Лошадка  спит». Цель: активизировать мышцы языка, вырабатывать умение  удерживать язык за зубами. Рот приоткрыть, присосать  язык к нёбу и резко уронить  и задержать такое положение на несколько секунд.

    «Футбол». Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Ребенок  вытягивает  губы вперёд трубочкой и длительно  дует на ватный шарик (лежит на столе  перед ребёнком ), загоняя его, в  ворота между кубиками.

    «Посчитаем  зубки». Цель: вырабатывать подвижность  языка и его подъём вверх. Ребенок  приоткрывает  рот, язычок ставит за верхние зубки и водит из одной  стороны по губам в другую. Тоже самое - за нижние зубки. Далее сказка «Весёлого язычка». Цель: активизация мышц языка, вырабатывать его подвижность, подъём кончика языка вверх. Формирование правильного положения языка за зубами. (Приложение 6).

    Комплекс  упражнений для Маши Ш..

    «Закрытые ворота». Цель: активизация мышц языка, вырабатывать умение расслаблять язык. Язычок толкается в дверцу, в зубы, потом зубки чуть - -чуть раскрыть и просовывать в эту щель язычок как можно дальше. Повторить 4-5 раз.

    «Лошадка  спит». Цель: активизировать мышцы языка, вырабатывать умение  удерживать язык за зубами. Рот приоткрыть, присосать язык к нёбу и резко уронить и задержать такое положение на несколько секунд.

    «Скажи: а-а-а». Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном  положении. Ребенок  открывает рот  и произносит  длительно звук «а», язычок при этом лежит за нижними зубами, расслабленный и широкий.

    «Качели». Цель: вырабатывать умение держать  язычок за зубами, умение  быстро менять положение языка. Ребенок  улыбается, показывает зубы, широко открывает  рот, бьет язычок за нижние зубки и  удерживает в таком положении 5 секунд. Потом поднимает язык за верхние зубы. Так поочерёдно меняет положение языка 4-6 раз.

    «Лошадка  улыбается». Цель: активизация мышц губ, вырабатывать умение произносить  звук, не просовывая язык между зубами. Формировать речевое дыхание, направление воздушной струи. Ребенок улыбается, рот приоткрыт, произносит  долгий звук «И». Повторить 3-4 раза.

    «Чья  птичка дальше улетит?». Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю  по середине язычка, дуть не надувая  щёк.

    Из  бумаги мы делали  «галочки» и и клали их на стол, каждый ребёнок дул на свою «галочку», чья дальше улетит, тот и выиграл. Следить, чтобы воздушная струя не была прерывистой и ребенок не надувал щёки. Далее сказка «Весёлого язычка». Цель: развивать умение расслаблять язычок, формировать правильное положение язычка за зубками, развивать речевое дыхание. ( Приложение 7).

    Комплекс  упражнений для Яны К.

    «Лошадка». Цель: активизация мышц языка, вырабатывать подъём средней части языка, развивать  подвижность. Ребенок приоткрывает рот, язык (кончик и среднюю часть) присосать  к нёбу, потом опустить, щелкает  язычком как лошадка.

    «Слоники». Цель: активизация мышц губ, развитие их подвижности, формирование умения держать  язык за зубами. Ребенок вытягивает губки, как хоботок (как при звуке «У»), набирает воздух через нос в себя, и через «хоботок» выпускает. Повторить 2 раза.

    «Качели». Цель: вырабатывать умение держать  язычок за зубами, умение  быстро менять положение языка. Ребенок  улыбается, показывает зубы, широко открывает рот, бьет язычок за нижние зубки и удерживает в таком положении 5 секунд. Потом поднимает язык за верхние зубы. Так поочерёдно меняет положение языка 4-6 раз.

    «Скажи: а-а-а». Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном  положении. Ребенок  открывает рот и произносит  длительно звук «а», язычок при этом лежит за нижними зубами, расслабленный и широкий.

    «Непослушный  язычок». Цель: развивать умение, расслабив  мышцы языка удерживать его широким. Ребенок немного приоткрывает рот, спокойно кладет язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносит звуки пя-пя – пя… и постепенно «задвигает» язык в ротик. Сказка «Весёлого язычка». Цель: развивать умение расслаблять язычок, формировать правильное положение язычка за зубками, развивать речевое дыхание. (Приложение 8)

    Эти упражнения мы использовали как индивидуальные занятия или подгруппами по 3-4 человека. Элементы упражнений можно  внести в игры детей. Например, читая  книжку, можно медвежонка лежебоку представить язычком - упражнение «Лопаточка»; мальчика хулигана - упражнение «Скажи:а-а-а»; мама поругала мальчика – упражнение «Непослушный язычок»; в сказе про колобка можно использовать упражнения , направленные на развитие речевого дыхания, колобок покатился - берём лёгкий теннисный шарик и дуем на него. На занятиях можно включать как физкультминутку, например, язычок наговорился и отдыхает - упражнение «Скажи: а-а-а», «Лопаточка». Или язычок долго отдыхал и хочет позаниматься - упражнение «Часики», «Вкусное варение».

    Далее мы использовали артикуляционные сопровождения художественных текстов, предложенных программой «Радуга» для детей второй младшей группы.(Приложение 9).

    Таким образом, мы разработали и апробировали содержание и методику коррекционно – речевой работы с детьми младшего дошкольного возраста, которая проводилась индивидуально и по подгруппам, способствует более успешному формированию артикуляционной готовности к овладению звукопроизношения у детей четвёртого года жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.

      В теоретической части нашей  работы получены следующие результаты. Нами отмечено, что диагнозы нарушений звукопроизношения ставятся в пять лет и позже. Логопедическую помощь до пяти лет не рекомендуется оказывать, так как считается, что овладеть правильным звукопроизношением можно самостоятельно, спонтанно. Но как показывает практика, элементы нарушения звукопроизношения встречаются до пяти лет, а значит, мы посчитали целесообразным разделить детей на три группы: норма, недоразвитие и нарушение звукопроизношения. Выделив эти группы, мы дали характеристики звукопроизношения с дифференциальными признаками, позволяющими разграничивать эти три состояния и с этой помощью организовать коррекционно - речевую работу в дошкольном образовательном учреждении.

      В практической части нашей  работы мы пришли к тому, что  коррекцию звукопроизношения можно начинать задолго до пяти лет, и это состоит в следующем. Дети первой группы, а именно с недоразвитием звукопроизношения нуждаются в содействии процессу овладения артикуляционной базы звука; в ходе этой работы необходимо не допустить отклонений в сторону нарушений звукопроизношения.

Со второй группой детей, имеющих нарушения  звукопроизношения можно начинать непосредственно логопедическую работу с момента выявления недостатков  речи, потому что надеяться на самостоятельное  исправление артикуляции нельзя, она уже закреплена. Однако для этого нужны особые формы, методы и содержание работы. Один к одному воспользоваться логопедическим материалом для детей пяти лет и старше нельзя, материал необходимо адаптировать к возрасту. Нами предложены комплексы упражнений и артикуляционные сопровождения текстов, данных программой воспитания и обучения. Также работа должна включать элементы артикуляционной  гимнастики.

      Таким образом, разработка  содержания и методов  работы дала следующие результаты. Во – первых, мы распределили  недоразвитие речи по уровням. Первый уровень низкий, второй уровень средний, третий уровень высокий и выяснили, что на первом уровне недоразвития звукопроизношения и артикуляционного аппарата находится 7% детей, на втором - 50%, на третьем 8%. Исходя  из этих результатов мы будем проводить дифференцированную формирующую работу.  
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Авдеева, Н.Н., Мещерякова С.Ю Вы и младенец [Текст] / Н.Н. Авдеева - М.: Просвещение, 1991. – 113с.
  2. Анатомия человека [Текст]:2т /под.ред. М.Р.Сапина - М.: 1986. - 352с.
  3. Беккер, К., Совак М. Логопедия [Текст] / К.Беккер - М.: Просвещение, 1981. - 102с.
  4. Бельтюков, В.И. Взаимодействия анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и паталогии) [Текст] / В.И. Бельтюков - М.: Просвещение, 1977. – 172с.
  5. Бельтюков, В.И. Программа овладения детьми произношением звуков речи [Текст] / В.И. Бельтюков//Вопросы психологии,1979,№4 - 151с.
  6. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей [Текст] / А.И. Богомолова - М.: Просвещение, 1971. –132с.
  7. Буланин, Л.Л. Фонетика современного русского языка [Текст] / Л.Л. Буланин - М.: Просвещение, 1970. –164с.
  8. Бухвостова, С. Обучение технике речи [Текст] / С. Бухвостова//Дошкольное воспитание,1970, №5 - 58с.
  9. Волкова, Г., Николаева А.О. О логопедической работе воспитателя [Текст] / Г.Волкова //Дошкольное воспитание,1976, №11 - 60с.
  10. Выготский, Л.С.  Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1995. - C.211.
  11. Гармония: программа воспитания и обучения дошкольников [Текст] - СПб: 1995. – 116с.
  12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: / А.Н. Гвоздев, – М.: Просвещение, 1961. – 186с.
  13. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка [Текст]: / А.Н. Гвоздев, – М.: Просвещение, 1978. – 286с.
  14. Дайлидене, И. О речи детей [Текст]: / И.Дайлидени //Дошкольное воспитание,1975, №1 - 60с.
  15. Детство: программа воспитания и обучения дошкольников [Текст] - СПб: 1995. – 119с.
  16. Дмитриева, Е. Немного о хорошей дикции [Текст] / Е.Дмитриева //Дошкольное воспитание,1971, №10 - 64с.
  17. Елагина, М. Как помочь ребёнку научится говорить [Текст] / М.Елагина //Дошкольное воспитание,1979, №9 - 54с.
  18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: / Л.Н. Ефименкова, – М.: Просвещение, 1985. – 136с.
  19. Жинкин, Н.И. О произвольном и не произвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи [Текст] / Н.И. Жинкин //Вопросы психологии,1978,№4 - 170с.
  20. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст]: / Н.И. Жинкин, – М.: Просвещение, 1982. – 296с.
  21. Иванов, В. Об индивидуальной работе с детьми по развитию речи [Текст] / В.Иванов //Дошкольное воспитание,1986, №1 - 54с.
  22. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить [Текст]: / М.М.Кольцова, – М.: Просвещение, 1979. – 196с
  23. Крысин, Л. О нормах произношения [Текст] / Л.Крысин //Дошкольное воспитание,1970, №8 - 54с.
  24. Курепина, Л., Воккен, Г.Г. Анатомия человека [Текст]:учебник для вузов/ Л. Курепина,- М.: Просвещение, 1979. – 356с
  25. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]: / А.А. Леонтьев, – М.: Просвещение, 1969. – 246с
  26. Логинова, В. Об Проблемы методики развития в трудах К.Д. Ушинского [Текст] / В.Логинова //Дошкольное воспитание,1979, №1 - 64с.
  27. Лыков, В. Как воспитать речь ребёнка [Текст] / В.Лыков //Дошкольное воспитание,1974, №11 - 69с.
  28. Лямина, Г. Формирование правильного произношения у маленьких [Текст] / Г.Лямина //Дошкольное воспитание,1969, №10 - 51с.
  29. Лямина, Г. Формирование речевой деятельности [Текст] / Г.Лямина //Дошкольное воспитание,1975, №9 - 59с.
  30. Максаков, А. О звуковой культуре речи третьего года жизни [Текст] / А.О.Маслаков //Дошкольное воспитание,1976, №2 - 61с.
  31. Максаков, А. Ребёнок учится говорить правильно [Текст] / А.О.Маслаков //Дошкольное воспитание,1976, №5 - 64с.
  32. Максаков, А. Ребёнок учится говорить правильно [Текст] / А.О.Маслаков //Дошкольное воспитание,1961, №7 - 74с

33.Михайлова, Г. Проблемы развития речи дошкольников [Текст] / Г.            Михайлова //Дошкольное воспитание,1977, №8 - 67с

  1. Мозг и психические процессы [Текст]: под. ред.  А.Р.Лурия - М.: 1973. - 352с.
  2. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст] / Л.В.Нейман - М.: Просвещение, 1970. - 102с.
  3. Новикова, Ю.О. О развитие речи детей [Текст] / Ю.О. Новикова//Дошкольное воспитание,1977, №8 - 58с.
  4. Программа воспитания и обучения [Текст]: под. ред.  М.А.Васильевой - М.: 1985. - 352с.
  5. Радуга: программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада [Текст]: - М.: 1973. - 252с.
  6. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками [Текст] / М.Е. Хватцев//Пособие для логопедов и родителей,1996 - 58с.
 
 
 
 
 

 Приложение 1

«Скажи  кто (что) это?».

    На  звук П - картинки: петух, птица, капуста;

    Б - банка, автобус, хлеб;

    М - морковь, дом, мел;

    Т - телефон, утёнок, капуста;

    Д - дом, подушка, лошадь;

    Ф - флажок, шкаф, фартук;

    В - волк, лев, морковь;

    С - стол, лиса, нос;

    ЛЬ - лес, лимон, валенки. 

     Приложение 2

    Упражнения  используемые для обследования подвижности  органов артикуляционного аппарата:

      Упражнение 1.Цель: обследовать подвижность губ, прикус. Ход: растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой (без движений нижней челюсти).

    Упражнение 2.Цель: обследовать умение расслаблять  язык, его симметричность, на предмет  выявления стёртой дизартрии. Ход: рот приоткрыть, широкий язык положить на нижнюю губу и держать в таком положении под счёт воспитателя от 1 до 5.

    Упражнение 3.Цель: обследовать подвижность  языка, умение напрягать его и  удерживать в таком положении. Ход: рот приоткрыть, кончиком языка дотрагиваться по очереди до уголков рта. Затем высунув язык вперёд, остреньким как иголочка держать в таком положении под счёт воспитателя от 1 до 5.

    Упражнение 4.Цель: обследовать подвижность  кончика языка. Ход: рот приоткрыть язычок высунуть и делать движения как при лакании молока.

    Упражнение 5.Цель: обследовать подвижность  кончика языка за зубками. Ход: рот  приоткрыть, язык за нижними зубами, языком водить за зубками вправо-влево, затем язычок поставить за верхние  зубки -  водить вправо-влево.

    Упражнение 6.Цель: обследовать подвижность  языка. Ход: рот приоткрыть, облизать языком верхнюю губу слева направо, затем нижнюю - справа налево.

    Упражнение 7.Цель: обследовать длину уздечки, подвижность языка. Ход: рот приоткрыть, язык ( кончик и среднюю часть ) присосать к нёбу, потом отпустить - щёлкать язычком как лошадка. Потом потянуть язычок вверх, к носу, вниз, к подбородку.

    Дети (два человека) сидят перед воспитателем. Воспитатель говорит: «Посмотрите  внимательно на меня. Что это у  меня? (показывает на рот). Правильно это ротик. А вы знаете, что наш рот поход на домик? (Ответы детей.) Давайте посмотрим кто там живёт. Но для этого нам надо открыть дверцы в домик. Первая дверца это губки, открываем дверь (улыбаются, показывая сомкнутые зубки). Теперь закрываем (делаем губы трубочкой как при звуке «У»).  И снова откроем (улыбаются). Дети, оказывается в нашем домике есть еще одна дверь - зубки, давайте откроем её (открывают рот), а за ней живет наш весёлый язычок (открывают рот и делают упражнение №2 ). Как-то раз, проснувшись наш язычок захотел попить молочка, он выглянул на улицу, посмотрел по сторонам (делают упражнение № 3) и увидел чашку с молоком и стал лакать, как котёнок (выполняют упражнение №4). Молоко было вкусным и язычок облизнулся  (выполняют упражнение №6). Язычок устал и лёг погреться на солнышке (выполняют упражнение №2). Вдруг стало холодно, язычок замёрз и съёжился, вот так (выполняют упражнение №3). Тогда язычок решил посмотреть не собирается ли дождик. Он посмотрел вверх, вниз (выполняют упражнение №7). И оказалось, что набежали тучи и начал капать дождик. Язычок снова спрятался в домик и решил поспать, а перед сном язычок почистил зубки (выполняют упражнение №5) и немножко поиграл (выполняют упражнение №7).

      Приложение 3

    Сказка  «Весёлого язычка».

    Дети  сидели полукругом на стульчиках перед  экспериментатором. Экспериментатор  говорит: «Жила-была мышка в норке (показывает язычок и говорит, что  язычок превратился в мышонка). Сухо там было и тепло, но вдруг по крыше  стал кто-то ходить, топать и стало капать с крыши. Решила мышка посмотреть, что случилось. Открыла она двери (улыбнуться, разомкнуть зубы), чтобы светло было. Поднялась  на крышу и проверила нет ли там дырочек (упражнение «Маляр»). Потом решила мышка зубки посчитать, сначала верхние, потом нижние (упражнение «Посчитаем зубки»). Все были на месте, и стала мышка на качелях кататься (упражнение «Качели»). Но грустно ей стало и выглянула она на улицу, посмотрела по сторонам (высунуть  язык и потянуть вправо-влево), и увидела мышек подружек. Стали они в прятки играть (упражнение «Прятки»). Вдруг подул сильный ветер, мышки попрятались в норки (упражнение «Ветерок»). 

                                                                                                          Приложение 4

    Сказка  «Весёлого язычка».

Дети  сидят полукругом на стульчиках перед  экспериментатором. Экспериментатор  говорит: «Жил-был в берлоге медвежонок ( показывает упражнение «Лопаточка»). Любил он покричать, вот так: а-а-а-а-а… (упражнение «Скажи: а-а-а»). Мама его за это поругала, вот так (упражнение «Непослушный язычок»). Расстроился медвежонок и вышел на солнышко позагорать (упражнение «Лопаточка»). Но как-то раз случилась беда. Мама закрыла дверь на замок и не могла ее открыть. А медвежонку очень хотелось погулять. Тогда он нашёл щелку и начал через неё пробираться вот так (упражнение «Закрытые ворота»). Выбрался медвежонок на улицу посмотрел вниз (язычок потянуть к подбородку) никого нет, посмотрел наверх (потянуть язык к носу), а там птички и стал он с ними играть (упражнение «Чья птичка дальше улетит?»).

                                                                                                          Приложение 5

Сказка  «Весёлого язычка».

Экспериментатор сидит напротив ребёнка и говорит: Жила-была лошадка в домике (показывает язычок и говорит, что он превратился в лошадку). И вот стало скучно ей и она решила поиграть. Лошадка умела играть в разные игры. Сначала она играла в прятки вот, так (упражнение «Прятки»), потом она поиграла в хоккей (упражнение «Хоккей»). Но вот устала лошадка и легла спать (упражнение «Лошадка спит»). А когда она проснулась опять, стала играть вот, так (упражнение «Маляр») и потом снова легла спать (упражнение «Лошадка спит»).

                                                                                                          Приложение 6 

Сказка  «Весёлого язычка».

Экспериментатор  сидит напротив ребёнка и говорит: «Жила - была лошадка в теплом, уютном домике (показывает язычок и говорит, что он превратился в лошадку). После долгого дня, уставшая лошадка ложилась спать в свою постельку (упражнение «Лошадка спит»). Утром вставала лошадка рано-рано. Сперва –наперво считала свои зубки, все на месте или нет (упражнение «Посчитаем  зубки»). Потом лошадка шла на улицу, загорать на солнышке (упражнение «Лопаточка»). Позагорав немного, она играла с подругами в прятки (упражнение «Прятки»), потом в футбол (упражнение «Футбол»).».

                                                                                                          Приложение 7 

Сказка  «Весёлого язычка».

    Экспериментатор сидит напротив ребёнка и говорит: «Жила - была лошадка (показывает язычок и говорит, что он превратился  в лошадку) в маленьком домике. Просыпалась она рано утром и  выходила гулять, но перед этим ей нужно было открыть тугие ворота (упражнение «Закрытые ворота»). Лошадка каталась на качелях (упражнение «Качели»), всем улыбалась (упражнение «Лошадка улыбается»). И ещё она любила кричать, вот так: а-а-а (упражнение Скажи: а-а-а»). Но под вечер она уставала и шла играть с птичками (упражнение «Чья птичка дальше улетит?»), а потом ложилась спать (упражнение «Лошадка спит»)». 

Приложение 8

Сказка  «Весёлого язычка».

    Экспериментатор сидит напротив ребёнка и говорит: «Жила – был зайчик в тёплом уютном домике (показывает язычок и говорит, что он  превратился в зайчика) вместе со своей мамой. Зайчик любил прыгать. Вот так (экспериментатор показывает упражнение «Лошадка»). Кататься на качелях (упражнение «Качели»).  И ещё очень громко кричать. Вот гак (упражнение «Скажи: а-а-а»). Но за то, что зайчик так громко кричит, мама его наказала, пошлёпала (упражнение «Непослушный язычок»). Зайчик был расстроен, но очень скоро он померился со своей мамой. И выглянув в окно, зайчик увидел слоников, которые сдували  всё на своём пути». 
 
 

Приложение 9 
 

  Артикуляционное  сопровождение Текст Артикуляционные задачи
 
 
 
 
 
Последние две строчки произносят все  дети. 
 
 
 
 
 
 
 

Дети  открывают ротик,  язычок лежит  спокойно за нижними зубками, держат так несколько секунд. 
 
 

Дети  открывают и закрывают ротик, производят движения только нижней челюстью, язык лежит за зубами. 
 
 

Дети вытягивают губы

в трубочку и  закрывают глазки- 5-10 секунд «спят». 
 
 
 
 
 

Дети изображают медвежонка. Губы округлые, язык за зубами, произносят «ох--ох-ох» - тихо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дети щелкают  язычком, рот приоткрыть, язык (среднюю  часть и кончик) присосать к  небу, потом резко отпустить, «щёлкая» дети показывают как ходят лошадки. 
 
 
 
 
 
 

Дети открывают  рот, язычок  высовывают вперед, потом  прячут назад, вперёд-назад, повторить 7-8 раз. 
 
 

Дети изображают лошадок, щёлкая язычком, рот приоткрыть и присосать язык к нёбу и резко  опустить. 
 
 

Дети открывают - закрывают ротик, язычок за зубами, двигается только нижняя челюсть 
 
 
 
 
 
 

Дети  кричат, вытягивают губы в трубочку и произносят громко звук «У». 
 
 
 

Дети открывают  рот, высовывают язык и совершают  лакательные движения. 
 

Дети  изображают как рычит лев: вытягивают губы в трубочку и произносят громко и тихо звук «У».

Дети  язычком совершают лакательные  движения, ротик при этом открыт, язык губами не зажимать. Дети открывают-закрывают ротик, язык за зубами, двигается только нижняя челюсть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дети  изображают медведя. Рот приоткрыт, язычок лежит спокойно на нижней губе. Дети открывают- закрывают ротик, при  этом произносят слово «Ам!», двигается только нижняя челюсть. Повторить 4-6 раз. 
 
 
 

С.Я. Маршак «Детки в клетке» 

Зоосад 

Рано, рано мы встаём,

Громко сторожа  зовём:

-Сторож, сторож  поскорей

Выходи кормить  зверей!

Вышел сторож из сторожки,

Подметает он дорожки,

Курит трубку у ворот,

Нам обедать  не даёт.

Долго, долго  у решётки

Мы стоим, разинув  глотки.

Знаем, знаем  без часов,

Что обед для  нас готов.

За обедом, за обедом

Не болтаем  мы с соседом, 

Забываем обо  всём

И жуём, жуём, жуём.

Это трудная, работа-

Щёки лоснятся от пота.

После пищи нужен  сон, 
 
 
 

Прислонившись, дремлет слон.

Показав себя народу,

Бегемот уходит в воду.

Спит сова, вцепившись в пень,

Спит олень, и  спит тюлень. 
 

Тёмно-бурый  медвежонок

Про себя ворчит спросонок,

Только пони и верблюд

Принимаются за труд.

На верблюде, на верблюде,

Как в пустыне, ездят люди,

Проезжают мимо рва,

За которым  видят льва,

Проезжают мимо клетки,

Где орлы сидят  на ветке.

Неуклюж, космат и худ,

Ходит по саду верблюд. 
 

А по кругу, на площадке,

Черногривые лошадки

Мчатся рядом  и гуськом,

Машут чёлкой и  хвостом.

Но вот наступает  прохлада.

Чужие уходят из сада.

Горят за оградой  огни,

И мы остаёмся одни.

Зебры

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди  травы. 
 
 

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. 
 

Совята

Взгляни на маленьких  совят – 

Малютки рядышком сидят.

        Когда не спят,

        Они едят.

        Когда едят,

        Они не спят. 
 

Львята 

Вы разве не знаете папы-

Большого рыжего льва?

У него тяжёлые  лапы

И косматая голова.

Он громко кричит –

губы в трубочку басом 

Он ест за обедом мясо.

А мы пьём молоко. 
 

Где обедал воробей? 

  • Где обедал, воробей?
  • -В зоопарке, у зверей.

Пообедал я  сперва

За решёткою у льва

Подкрепился у  лисицы. 

У моржа попил водицы 
 
 
 

Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена. 
 
 
 
 
 

Погостил у  носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых  кенгуру.

Был на праздничном  обеде

У мохнатого  медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. 
 
 

 
 
 
 
 
Развивает силу голоса, активизирует мышцы речевого аппарата, развивает речевое дыхание. 
 
 
 
 

Закрепляет  положение языка за зубами, развивает  устойчивость положения артикуляционного аппарата. 
 

Активизирует  мышцы нижней челюсти, формирует  умение держать язык за зубами расслабленным. Формирует точность и чёткость выполнения движений. 

Активизирует  мышцы губ. Формирует умение удерживать губы в нужном положении. Развивает  устойчивость движений артикуляционного аппарата. 

Активизирует  мышцы губ, задней части языка. Формирует умение расслаблять кончик языка, и напрягать мышцы корня языка. Формирует направление воздушной струи и развивает речевое дыхание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Активизирует  мышцы языка, развивает его подвижность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Активизирует  корень языка, развивает его подвижность, растягивает уздечку, развивает умение делать язычок напряжённым и остреньким. 

Активизирует  мышцы языка, развивает его подвижность. 
 
 
 
 
 

Активизирует  мышцы нижней челюсти, формирует  умение держать язык за зубами расслабленным. Формирует чёткость и точность выполнения движений. 
 
 
 

Активизирует  мышцы губ, развивает речевое  дыхание и силу голоса, умение язык держать за зубами. 
 
 

Активизирует  мышцы языка, развивает его подвижность, в частности кончика языка.  
 

Активизирует  мышцы губ, развивает речевое дыхание, слух, и силу голоса. 
 
 
 
 

Активизирует  мышцы языка, развивает его подвижность. 

Активизирует  мышцы нижней челюсти, развивает  умение держать язык за зубами. Формирует  чёткость и точность выполнения движений. 
 
 

Формирует умение расслаблять язык, делать его широким. 

Активизирует  мышцы нижней челюсти, губ. Формирует  умение расслаблять язык. Делать его  широким, Развивает речевое дыхание.

 
 
 

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей дошкольного возраста