Формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание

Объект исследования - произносительная сторона речи у младших дошкольников.

Предмет исследования - процесс формирования артикуляционной базы звука у детей трёх - четырёх лет.

Цель: формирование артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 – года жизни.

Гипотеза: на основе изложенного мы предположили, что формирование артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 – года жизни будет наиболее эффективна, если:

•проводить раннюю диагностику речи детей (3-4 года);
•сам коррекционный процесс будет строиться на основе дифференцированного подхода, предполагающего работу с двумя группами детей с недоразвитием и нарушением произношения;
•разработать содержание и методику коррекционно-речевой работы с детьми младшего дошкольного возраста
Задачи:

1.Исследовать проблему формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением с позиций логопедии, нейропсихологии, физиологии, психологии.

2. Выявить уровень сформированности артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей трех-четырех лет.

3.Разработать содержание и методику коррекционно-речевой работы по формированию артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением с детьми младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей дошкольного возраста


8
1.1. Анатомо-физиологическая основа овладения артикуляцией дошкольниками
8
1.2. Лингвистические предпосылки овладения звукопроизношением детьми дошкольного возраста
11
1.3. Система работы по формированию правильного звукопроизношения
13
2.Опытно - экспериментальные исследование формирования артикуляционной готовности овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни

19
2.1. Выявление уровня сформированности артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни

19
2.2. Содержание и методика по формированию артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни

Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 41

Работа состоит из  1 файл

готов курс 2003 на сдачу.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)
Министерство  образования науки Самарской  области

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Тольяттинский социально-педагогический колледж

 
Курсовая  работа

Специальность:      050704 Дошкольное образование
Студента: Трифонова Мария Алексеевна __________________________

(личная  подпись)

Руководитель: Сидякина Е.А. __________________________

(личная  подпись)

 
 
                                                    Курсовая  работа

Защищена с  оценкой «______________»

«_____»______________2010 г.

Зам. директора  по учебной и научно-методической работе

/И.В. Гервальд/_______________                              (личная подпись)

Тольятти. 2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
  1. Теоретические основы формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей дошкольного возраста
 
 
8
1.1. Анатомо-физиологическая  основа овладения артикуляцией дошкольниками  
8
1.2. Лингвистические предпосылки овладения звукопроизношением детьми дошкольного возраста  
11
1.3. Система работы по формированию правильного  звукопроизношения  
13
  1. Опытно - экспериментальные исследование формирования артикуляционной готовности овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни
 
19
2.1. Выявление уровня  сформированности  артикуляционной готовности к овладению    звукопроизношением у детей 4 года жизни  
 
19
2.2. Содержание  и методика по формированию  артикуляционной  готовности к овладению    звукопроизношением у детей 4 года жизни  
 
29
 
Заключение 36
Список  использованной литературы 38
Приложение 41
 
 
 

Введение

       Актуальность исследования. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

       В настоящее время в дошкольных  образовательных учреждениях   отмечается катастрофически большое  число неблагополучных в психофизическом развитии детей, то есть детей с разными отклонениями в развитии. Причины, приведшие к увеличению числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, общеизвестны. Они предопределены реалиями современной жизни и являются следствием  неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера. Одной из важнейших причин следует считать также отсутствие необходимой, своевременной и квалифицированной помощи детям со стороны разных специалистов на уровне раннего распознавания (выявления) недостатков  развития, их дифференцированного диагностирования и консультирования родителей, а также лечебно-оздоровительной и коррекционной психолого-педагогической помощи.

       Обращает на себя внимание  почти полная беспомощность и  недостаточная подготовленность к коррекционно-педагогической работе педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Педагог-воспитатель это ведущий и главный специалист, организующий и непосредственно осуществляющий процесс развития, воспитания и обучения ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, фактически исключен из процесса решения проблемы помощи детям с отклонениями в развитии. Это можно объяснить только одним: коррекционная педагогика и специальная психология не воспринимаются и не осознаются как составная часть (или отрасль) дошкольной педагогики и детской психологии, несмотря  на декларирование этого постулата в отечественной дефектологии прошлых лет. В данной работе мы исследуем вопрос о развитии артикуляционного аппарата у младших дошкольников для дальнейшего  освоения звукопроизношением. Речь сопровождает ребенка во всех видах деятельности. Деятельность может сменяться: рисование физкультурой, музыка лепкой, математика чтением и так далее. Однако речевая деятельность не может сменяться другой, так как речь мы слышим везде и всегда, чем бы ребенок не занимался. Также важно отметить, что речевые отклонения ярче выражены, нежели другие изменения в организме ребенка.

      Следовательно, решая проблему  речевого недоразвития и несовершенства создаются специализированные дошкольные учреждения, специальные группы и логопедические пункты  при дошкольных учреждениях общего типа, логопедические кабинеты при поликлиниках. Организация логопедических пунктов возникла потому что,                        О.А. Степановой и ее коллегами было обследовано 550 детей в возрасте 4-7лет и 80% из них имеют нарушения в произношении. Н.Н. Авдеева и С.Ю. Мещерякова в своей работе говорят о том, что развитие речи начинается не с дошкольного возраста, как утверждают некоторые исследователи (Н.С. Рождественский, И.А. Бодуэн де Куртенэ. и другие), а в утробе матери. Н.Н. Авдеева говорит, что уже в утробе ребенок способен слышать и запоминать речь матери. Иначе говоря, ребенок от природы наделен способностью к речевому развитию. Взрослые должны создавать условия, благоприятствующие этому развитию. Когда ребенок начинает гулить, лепетать и так далее, необходимо одобрять эти попытки «что-то сказать», призывать снова и снова к произнесению звуков, это тренирует артикуляционный аппарат и готовит его к овладению произношением звуков.

    Г. М. Лямина также говорила о необходимости  устранения несовершенств произношения у детей младшего дошкольного  возраста, и о том, что это возможно осуществлять в дошкольных учреждениях  общего типа. Такие выводы Г.М. Лямина сделала на основе длительного  наблюдения за развитием речи детей и систематических занятий с ними.

      А. Максаков рассматривал вопрос  развития речи детей, и особое  внимание уделял развитию речи  у детей младшего дошкольного возраста. Он отмечает, что недостатки развития речи можно устранить на ранних этапах ее становления и поэтому необходима логопедизация жизни ребенка. То есть элементы логопедических занятий должны сопровождать всякую деятельность ребенка. Также у детей трех - четырехлетнего возраста относительное развитие мозга в целом, слуха и рече двигательного аппарата, в частности позволяет им овладеть правильным произношением. Педагогический опыт показал, что воспитатель вполне может  овладеть необходимыми знаниями по логопедии. Воспитателю дошкольного учреждения, прежде всего, приходится иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя его. Этим облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует  более раннему умственному развитию его. В дошкольных учреждениях, в которых работают воспитатели, получившие логопедическую подготовку, дети говорят значительно чище, правильнее, чем в тех, где нет подобных воспитателей. Определенная логопедическая подготовка воспитателей дошкольных учреждений обязательна, так как неумелое устранение одних недостатков речи может вызвать появление других.

    Говоря  о детях трех-четырех лет правильнее квалифицировать недостатки их произношения не в виде логопедических диагнозов, которые могут быть поставлены только после пяти лет, а в виде характеристики состояний. Среди таких состояний мы выделяем: чистое звукопроизношение, недоразвитие и нарушение произношения звуков.

      Объект исследования - произносительная сторона речи у младших дошкольников.

      Предмет исследования -  процесс формирования артикуляционной базы звука у детей трёх - четырёх лет.

      Цель: формирование артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 – года жизни.

      Гипотеза: на основе изложенного мы предположили, что формирование артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 – года жизни будет наиболее эффективна, если:

  • проводить раннюю диагностику речи детей (3-4 года);
  • сам коррекционный процесс будет строиться на основе дифференцированного подхода, предполагающего работу с двумя группами детей с недоразвитием и нарушением произношения;
  • разработать содержание и методику коррекционно-речевой работы с детьми младшего дошкольного возраста

      Задачи:

    1.Исследовать  проблему формирования артикуляционной  готовности к овладению звукопроизношением  с позиций логопедии, нейропсихологии,  физиологии, психологии.

    2. Выявить уровень сформированности  артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей трех-четырех лет.

    3.Разработать  содержание и методику коррекционно-речевой  работы по формированию артикуляционной  готовности к овладению звукопроизношением  с детьми младшего дошкольного  возраста.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ логопедической, нейропсихологической, физиологической, психологической литературы; экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); анализ полученных данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические  основы формирования  артикуляционной  готовности к овладению  звукопроизношением  у детей дошкольного  возраста

1.1.  Анатомо-физиологическая  основа овладения  артикуляцией     дошкольниками

     Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевыми и слуховыми и слуховыми аппаратами. В начале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова. Раннее восприятие слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н.Х. Швачкин назвал этот этап “дофонемное развитие речи”. В 10-11 месяце слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период “фонемного развития речи”. К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сорные - шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Затем начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков. Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является не устойчивость артикуляции при их произношении. Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находиться в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Большое значение имеет изучение смены “звуков – заместителей”. Процесс замещения звуков сложный и своеобразный. А.Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении  звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками которые есть в распоряжении ребенка. [13]. Система замены одних звуков другими базируется, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования. Овладения новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах по-прежнему – субститут (заместитель). Согласные подчеркивал  М.Е.Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например (с) переходит в (ш) через стадии: с-сь-ш.

     Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в нужных и не нужных случаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука (ш) (раньше произносился с), ребенок говорит “шобака”, “волоши”. М.Е. Хватцев объясняет это явление “переупотребления” или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становиться сильным раздражителем – доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимательных им мест. Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в пред дошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. [52].  Слово произношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности. Сокращение (эмция) слов (“тул”- стул, “весепед”- велосипед); перестановки (метатезы) слов звуков (“шапля”- шляпа, “гофли”- гольфы, “корвик”- коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим “бабака”- собака; слияние (контаминация) двух слов в одно “” Мафеда –Мария Федоровна; добавление звуков (“реблята”, “иржавая”) и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация).

Информация о работе Формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей дошкольного возраста