Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание

Задачи:
1) Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы;
2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) Изучить и выявить сущность, значение и место подвижной игры в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
4) Отобрать и экспериментально апробировать подвижные игры в целях активизации формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….

7
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….

7
1.2 Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх………………………………………………….
16
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР…………………………………………………………



22
2.1 Анализ уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...

22
2.2 Формирование нравственных качеств посредством подвижных игр… 26
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 63.71 Кб (Скачать документ)

       В. А. Сластенин выделил следующие  основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

       Нравственное  воспитание включает: формирование у  человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости  согласовывать свое поведение с  интересами общества; ознакомление с  нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности  и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, осознание  системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек [20,45].

       Разработкой этого направления занимались такие  философы, педагоги, психологи, социологи, как В. В. Абраменкова, Г. В. Андреева,      А. А. Бодалев, Р. С. Буре, А. Л. Вернер, А. М. Виноградова, Л. С. Выготский, И. С. Демина, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев,               В. С. Мухина, В. Г. Нечаев, Л. А. Пеньевская, Д. Б. Эльконин и др.

       В первую группу задач нравственного  воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, привычек и форм, практики поведения.

       Воспитание  носит исторический характер и его  содержание меняется в зависимости  от ряда обстоятельств и условий: запросов  общества, экономических  факторов, уровня развития науки, возможностей возраста испытуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего  поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.  В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие – патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство.

       Итак, вторая группа задач нравственного  воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными качествами [5;57].

       Если  первая группа задач носит постоянный, неизменный характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние  и исторический этап, и особенности  возраста, объекта воспитания и конкретных условий жизни.

       В современный период по данной группе задач надлежало воспитывать  гуманные чувства и отношения, начала патриотизма, трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, инициативности. На современном  этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке этих смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Уточняется лишь конкретное наполнение каждого блока, меняется его значение. Рассмотрим, например, воспитание трудолюбия, с точки зрения концепции личностно-ориентированной  модели дошкольного воспитания, конечно, заслуживает внимания пересмотр  содержания труда детей, формы его  организации, виды труда. Мы склонны  думать, что пользу детям принесет тот труд, в котором они будут  чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны. В контексте трудового воспитания сегодня рассматриваются и вопросы  первоначального экономического образования  дошкольников.

       Из-за опасности никелировки личности, культивирования «стадности» отрицается и воспитание коллективизма, но возможно ли существование человека вне общества, когда он сам теряет смысл своего развития как существа социального. Любая самобытность и оригинальность становится значимой для личности, если это важно еще для кого-то, т.е. если они востребованы другими  людьми [6;73].

       По  мнению С. А. Козловой, на современном  этапе ведущей идеей становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности личности [17;302].

       Задачи  по развитию творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости встают на первый план в новых концепциях и программных документах. Здесь уместно поразмышлять над самоценностью личности. Счастье, любовь как цель жизни и воспитания человека. В самом деле, мы всегда выстраиваем цели и процесс воспитания по логике: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий, как бы в награду человек стал-таки, наконец, счастливым. А может быть, следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать. И с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. Мы не учим детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь не идет о воспитании эгоиста. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.

       Новой (для нашей страны) является задача по разрешению проблемы отношения к  ребенку с позиции знания и  уважения его прав. В принятой «декларации  прав ребенка» и «Конвенции о правах ребенка» говорится, что ребенок  обладает правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др. Оказалось, что взрослым трудно понять и принять  то, что ребенок, даже дошкольного  возраста – равноправный с ним человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права любого человека, должны уважать и не нарушать. Исходя из этого, необходимо изменение педагогического мировоззрения всего населения и педагогов прежде всего. Для этого требуется время, время для восприятия ребенка к личностно-ориентированной модели воспитания через призму его право быть человеком [16;72].

       За  последние годы в стране появилось  множество вариативных программ, предполагающие свои решения задач  воспитания детей. Это программы  «Радуга», «Детство», «Развитие».

       В «Программе воспитания и обучения в  детском саду», составленной М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой нравственное воспитание рассматривается как  одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно  осуществляется во всех видах детской  деятельности, поэтому реализация задач  нравственного воспитания в новом  варианте программы предусмотрена  во всех ее разделах, начиная с младших  групп [28; 143].

       Содержание  программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни  гуманного отношения к  окружающему  миру, любви к родной семье, родному  дому, краю, городу, поселку, Родине, уважения к людям разных национальностей, государственной символике.

       Далее, в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические  представления, навыки культурного  поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное  отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо  оценивать свои поступки и поступки других детей.

       В программе определены пути решения  задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к  каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом, организация  повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на эти  программы, воспитатель формирует  у детей социально-коммуникативные  умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты [28;10].

       Здесь важно уяснить, что, несмотря на то, что нравственное воспитание имеет  свою специфику, в процессе формирования личности оно тесно связано с умственным, физическим, эстетическим и трудовым воспитанием, при этом они оказывают существенное влияние друг на друга.

       Не  подвергая сомнению, что детей  надо учить тому, как вести себя в обществе, как относиться к другим людям, какие поступки желательны, а  какие заслуживают порицания, все  же надо отметить, что нравственное воспитание в этом случае оказывается  равнозначным усвоению детьми норм этики  и социально одобряемых образцов поведения. Осуществление этого  подхода к педагогической практике выступает в качестве важнейшего средства социализации личности.

       Сомнение  в научной верности и педагогической плодотворности такого понимания нравственного  воспитания детей связаны с известными сомнениями в правомерности самого понятия социализации применительно  к процессу развития личности ребенка. Это понятие оказывается бессодержательным, если преодолеваются натуралистические  взгляды на процесс развития. Социализация подразумевает подавление или вытеснение чего-то «не социального», т.е. того «природного» или «биологического» в человеческой психике, что противоречит нормам и требованиям социума. Однако с позиции культурно-исторической теории ребенок с самого начала, с момента рождения является абсолютно  социальным существом и по своему происхождению, и по способу существования, т.е. по всей своей «природе» он является общественно-историческим, а не природно-биологическим существом. Поэтому процесс развития психики и личности ребенка не может пониматься как вытеснение, подавление или какое-то преодоление в ребенке абсолютно социального начала.

       В результате философского анализа проблемы нравственного воспитания детей  Ф.Т. Михайлов приходит к такому выводу, что нравственное воспитание – это  воспитание личности, поэтому личность – это сущностное определение  человека, способного к действительному  проявлению своей свободы воли –  основного, всеобщего качества любого человека. Следовательно, нравственное воспитание не  может быть особенным, вне содержания основных видов деятельности и общения существующей чисто «нравственной» сферой. Овладение исторически развитой культурой человечества в качестве содержательного основания для саморазвития в реальном и целенаправленном изменении обстоятельств и форм общения есть одновременно и путь действительного нравственного воспитания [27;29].

       Характер  нравственного воспитания определяет воспитательная система, в русле  которой оно осуществляется: авторитарная, свободного воспитания, демократическая. Система воспитания оказывает воздействие  на цель, содержание (частично), но не более  всего – на технологию воспитания.

       Каждая  воспитательная система имеет свои методы воспитания. Анализ современной  системы воспитания в нашей стране свидетельствует о смешении систем: цели мы ставим демократические, а реализуем  все еще авторитарно. Отсюда и  многие просчеты в воспитании детей [33,8].

       С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

       Задачи  нравственного развития детей и  технологии ее реализации специально не прописаны, хотя говорится о том, что само воспитание в контексте  личностно-ориентированного подхода  должна пониматься «как приобщение к  миру человеческих ценностей» и что  именно в дошкольном возрасте «формируются начала нравственного сознания».

       Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной  шкалы отношений», с помощью которой  он может «измерить» свои и чужие  поступки с общечеловеческих позиций  добра и зла и не только оценивать, но и подчинять свое поведение  нравственным нормам. Главными двигателями  нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания  или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности [31;4].

       Практика  показывает, что очень часто, стремясь дать детям как можно больше, мы «заорганизовываем» их. Бывает так, что  движимый самыми лучшими побуждениями воспитатель все взваливает на свои плечи – и организацию деятельности детей, и ответственность за ее успешность, и право на коррекцию, внесение изменений  и т.д. Воспитатель демонстрирует  мастерское владение учебным материалом, дети его слушаются, быстро понимают и выполняют все требования, но в итоге остается впечатление, что  вся активность детей держится на коротких веревочках, за которые дергает воспитатель. Собственная деятельность детей в таких случаях оказывается бедной и примитивной, особенно по сравнению с тем, что могли показать эти же дети под плотным руководством воспитателя. Эффективность такой работы в плане развития личности детей оставляет желать лучшего.

       Эта педагогическая ошибка свойственна  не только воспитателям, но и тем  родителям, которые, стремясь максимально  способствовать воспитанию своих детей, все время «учат» и «воспитывают их» в том смысле, как они  сами понимают  образовательно-воспитательный процесс, но при этом невольно и незаметно  для себя лишают детей самого главного – права быть субъектом и творцом  своей деятельности [8;20].

       Современная концепция нравственного воспитания пока не сложилась, она не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции. Однако все должно выстраиваться  по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование  содержания нравственного воспитания и поиск новых эффективных  технологий, в основе которых должны лежать методы, позволяющие формировать  механизмы нравственного воспитания. Потому что нравственное становится нравственным в том случае, если воспитатель учитывает и организует комплекс воздействий, позволяющих  формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение.

1.2 Формирование нравственных  качеств у детей  старшего дошкольного  возраста в подвижных  играх 

       Проблемой воспитания нравственных качеств занимались такие ученые как Н. В. Архангельский, Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, Р. С. Буре, З. Н. Васильева, М. М. Ермолова, Я. Л. Коломинский и др.

       Нравственные  качества – это комплексные образования, в которых в едином сплаве присутствуют и представления о нормах морали, и отношения к ним, и внутренняя потребность поступать в соответствии с ними.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры