Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание

Задачи:
1) Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы;
2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) Изучить и выявить сущность, значение и место подвижной игры в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
4) Отобрать и экспериментально апробировать подвижные игры в целях активизации формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….

7
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….

7
1.2 Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх………………………………………………….
16
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР…………………………………………………………



22
2.1 Анализ уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...

22
2.2 Формирование нравственных качеств посредством подвижных игр… 26
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 63.71 Кб (Скачать документ)

     Проведение  исследования. Исследование проводится индивидуально. Каждому ребенку задаются вопросы.

     Ответы  детей фиксируются.

     Нами  было определено 3 уровня сформированности у детей старшего дошкольного  возраста представлений  о нравственно-волевых  качествах:

     Высокий  уровень: Объясняя нравственные качества, ребенок ссылается на обобщенное представление о качестве, на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации

     Средний уровень. Дети  при объяснении нравственных качеств ссылаются на литературных и сказочных персонажей, на оценку качества.

     Низкий  уровень: Дети ссылаются на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта, на недифференцированное представление о качестве.

     Ответы  детей приведены в таблице 1  (См. Приложение 1).

     Результаты  диагностики, направленной на  изучение преставлений детей старшего дошкольного  возраста  о нравственно-волевых  качествах таковы: дети имеют хорошее  представление о таких качествах, как доброта, злость,  жадность, смелость, трусость; совсем не смогли охарактеризовать такие качества – справедливость, несправедливость; мало детей имеют  представление о качестве «щедрость».

     Результаты  обработки ответов детей приведены  в таблице 2 (См. Приложение 1).

     Для определения уровня сформированности нравственных качеств у детей  старшего дошкольного возраста в  ходе  наблюдения за поведением испытуемых  в повседневной и игровой деятельности  нами были определены следующие критерии:

  1. Сформированность у детей таких нравственных качеств как скромность, трудолюбие, заботливость, терпение, честность, доброта, ответственность за свои действия, готовность прийти на помощь.
  2. Сформированность чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях.

    За  каждое сформированное качество засчитывается 1 балл.

    Низкий  уровень –1-3 балла;

    Средний уровень –4-7 баллов;

    Высокий уровень – 8-9 баллов.

     Результаты  диагностики сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного  возраста в ходе наблюдения за испытуемыми  в ходе повседневной  и игровой  деятельности  приведены в таблице 3 (См. Приложение 2).

     Анализ  результатов наблюдения за поведением детей:

     55 % общего количества детей имеют  низкий уровень сформированности  нравственных качеств; 25 % общего  количества детей имеют средний  уровень сформированности нравственных  качеств; 20 % общего количества детей  имеют высокий уровень сформированности нравственных качеств.

     Практически у всех  детей хорошо сформированы такие качества как честность, чувство  собственного достоинства, у большинства  детей сформированы  скромность (Ирина К., Катя У., Коля К., Надя П., Лиза К., Таня К., Ксюша Т., Витя Г., Тимур  К.), трудолюбие (Сережа С., Ирина К., катя У., Юля И., Снежана Т., Лиза К., Илья Н., Таня К., Маша А., Сережа В).

     Заботливость  сформирована у Ирины К., Юли И., Тани К., Маши А.; терпение – у Юли  И., Лизы К., Тани К., Маши А.; доброта –  у Ирины К.,   Юли И., Тани К., Маши А. Ответственность за свои действия готовы нести Ирина К., Катя У, Юля  И, Таня К., Маша А. Сережа В. Всегда придут на помощь – Ирина К., Юля И., Снежана  Т., Таня К., Маша А. Сережа В.,      Витя Г.

     Общий результат диагностики сформированности у детей старшего дошкольного  возраста нравственных качеств, приведен в таблице 4.

     Таблица 4.

     Изучение  уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного  возраста

Уровень сформированности нравственных качеств Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Низкий 6 детей

(60 %)

5 детей

(50 %)

Средний 2 ребенка

(20 %)

3 ребенка

(30 %)

Высокий 2 ребенка 

(20 %)

2 ребенка

(20 %)

     Результаты  проведенной диагностики сформированности нравственных качеств у детей  старшего дошкольного возраста свидетельствуют  о том, что о многих нравственных качествах дети имеют достаточное  представление, но у многих эти самые  качества несформированны.  Это говорит  о необходимости проведения работы, направленной на формирование нравственных качеств в данной группе детского сада. 
 
 

2.2 Формирование нравственных  качеств посредством  подвижных игр 

       Формирующий эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 65 комбинированно вида»  г. Саранска. В нем приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

       Как уже не раз отмечалось, в период от пяти до семи лет подвижная игра старшего дошкольника вступает в  пору своего расцвета, а в частности  она приобретает творческий обучающий  характер.

       Характерной чертой ребенка этого возраста является стремление воплотить в игре образы своей фантазии, проявить свою активность, показать свою индивидуальность, самостоятельность, что, несомненно, способствует формированию нравственных качеств личности.

       В связи с этим и определилась цель нашей дальнейшей работы: повышение уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр.

Подвижная игра «Ястреб и  ворона»

       Цель: воспитание самостоятельности, дружбы, дисциплинированности, ответственности, коллективизма.

Содержание:

      Что за птица на березе

      Серая – пернатая?

      Всех  прохожих испугала,

      Очень громко каркая! (Ворона)

       С помощью считалки выбирают двух ястребов. Остальные дети – вороны. Ястребы  находятся в двух маленьких обручах, в больших обручах по две вороны.  По  сигналу  педагога  вороны бегают, прыгают, ходят. На слово «Ястреб!»  вороны убегают в свое гнездо. В  ходе игры педагог может менять расположение обручей. Пойманные вороны придумывают  загадку или какое-либо движение, остальные дети и педагог оценивают  их творчество. 

Подвижная ворона «Водяной»

       Цель: воспитание дисциплинированности, решительности, самообладания.

Содержание:

       Очерчивается  пруд, озеро или река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые подходят близко к берегу. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается то тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Подвижная игра в серсо.

       Цель: формирование взаимовыручки, выдержки, дисциплинированности.

Содержание:

       Правила основной игры сводятся к следующему: ребенок бросает кольцо одной  рукой или шпажкой партнеру, тот  ловит рукой, на руку или на руку или на шпажку. Поочередно меняются ролями. Победитель определяется по числу  пойманных колец (число устанавливается  заранее).

Подвижная игра «Кто первый»

       Цель: воспитание справедливости, сотрудничества, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности.

Содержание:

       Дети  выстраиваются в шеренгу на одной  стороне  площадки, на другой – ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег  наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, считается победителем. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей. 
 

Подвижная игра «Курица и коршун»

       Цель: воспитание дисциплинированности,  сотрудничества, коллективизма.

Содержание

       Выбирается  водящий — это «коршун». Все  остальные становятся паровозиком. Стоящий впереди — «курица», остальные  — ее «цыплята». «Коршун» пытается поймать последнего «цыпленка», а  «курица» и остальные «цыплята»  не дают ему это сделать.

Подвижная игра «Светофор»

       Цель:  воспитание сотрудничества,  дисциплинированности.

Содержание 

       Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого цвета, которые прикрепляются  к палочкам. Дети стоят в шеренге  и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый – встают, на зелёный  – маршируют на месте. 
Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, жёлтый – продвигаются в присяде, зелёный – прыгают на носках.

       За  каждую ошибку играющим начисляются  штрафные очки. Выигрывает тот, кто  наберёт меньше штрафных очков.

 Подвижная игра «Два Мороза»

       Цель: воспитание дисциплинированности, уверенности в своих силах.

Содержание

       На  противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в  них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос  и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:

       Мы  два брата молодые,

       Два Мороза удалые:

       Я – Мороз Красный Нос,

       Я – Мороз Синий Нос.

       Кто из вас решится

       В путь-дороженьку пуститься?

       Ребята  хором отвечают:

       Не  боимся мы угроз,

       И не страшен нам мороз.

       И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был  пойман, и должен, раскинув руки, преграждать  путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

Подвижная игра «Салки на одной ноге»

       Цель: воспитание самостоятельности, дисциплинированности.

Содержание

       Дети  расходятся по площадке, закрывают  глаза, руки у всех за спиной. Ведущий  обходит их всех и незаметно одному в руки кладёт платочек. На счёт «Раз, два. Три! Смотри!» дети открывают  глаза. Стоя на месте, они внимательно  смотрят друг на друга: «Кто же салка?»  Ребёнок с платком неожиданно поднимает его верх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Того, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает  его вверх, быстро говорит слова  «Я салка!» Игра повторяется.

       Правила: можно прыгать поочерёдно на правой, левой ноге; Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги; салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге. 
 
 
 

2.3 Анализ опытно-экспериментальной  работы 

Информация о работе Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры