Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:35, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности народного праздника, как средства формирования эстетического вкуса младших школьников в процессе их проведения.
Объект: эстетическое воспитание младших школьников;
Предмет: формирование эстетического вкуса в процессе
подготовки народных праздников
Эстетическое воспитание
Осуществляя эстетическое
Эстетически привлекательным для младших
школьников, является совместное коллективное
творческое дело. В процессе его проведения
дети испытывает высокое эстетическое
наслаждение, от сознания того, что они
выполняют важное общественное дело дружно,
слажено, красиво. Во внеклассной работе
существуют много направлений в творческой
деятельности, такие как, кружковая работа,
клубы по интересам, спортивные секции
и т.д. Но наиболее яркой формой коллективной
творческой деятельности, являются праздники.
Для детей праздники являются неотъемлемой
частью их жизни, с их помощью школьники
получают заряд энергии, раскрепощаются,
проявляют свои таланты. Народный праздник
является интересной формой изучения
народной культуры. Он развивает у школьников
эмоциональную восприимчивость, и вырабатывают
эстетические критерии в оценке культурного
наследия своего народа. Всестороннее
знакомство с народным творчеством помогает
пробудить интерес и любовь к народному
искусству, вызывает желание участвовать
и сохранять народные традиции. Цель народного
праздника состоит в том, чтобы познакомить
детей с народной культурой, искусством,
традициями и обрядами своего народа,
возродить народные традиции, приобщить
к ним детей, а главное создать настроение
праздничности, веселья и радости.
Значимость праздников невозможно переоценить, так как они:
Во-первых, часть
духовного наследия народа, его чистейших
родников творчества - обрядов,
традиций и т.п.
Во-вторых, праздник
– сфера разностороннего
В-третьих, праздничные
дни – ярчайшие события жизни,
некие социальные рубежи, на которые
ориентируются, которые ждут.
В-четвёртых
– праздник – пространство «роскоши
человеческого общения» (Антуан де
Сент-Экзюпери).
В-пятых –
праздник – своеобразная форма духовного
самовыражения и духовного
Значимость и
событийность праздника определяется
общими признаками:
Во
всех народных праздниках
Чтобы
понять суть любого народного
праздника, нужно доискаться
Праздники
продолжают жить и в наши
дни. Интерес к ним растёт: создаются
детские студии, изучающие народные
обряды, проводят смотры
Глава 2
Экспериментальное
обоснование по проблеме
формирование эстетического
вкуса младших
школьников в процессе
проведения народных
праздников.
Выводом теоретической части исследовательской работы стало положение о том, что эстетический вкус младших школьников будет формироваться более эффективно если во время внеклассной работы будет проводиться народные праздники.
При разработке методики исследования были определенны его гипотеза, задачи, методы и приёмы. Основными методами исследовательской работы определенны тестирование и анкетирование.
Кроме того использовались и другие методы, в частности:
- изучение и анализ по данной проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- беседы;
- ключевые дела,
подводящие итоги каждого
Время проведения исследования- февраль, март 2010 г.
База исследования- МОУ СОШ Кировского округа № 33.
Возраст респондентов- 9-10 лет.
Респонденты – учащиеся 3 классов.
Число респондентов-
40.
2.1
Основные сведения об
образовательном учреждении
Адрес школы №33: г.Омск Кировский Административный округ, улица Туполева 1, телефон: 77-21-11.
В школе обучаются- 440 человек, всего 21 класс.
Целью
воспитания школы
является: воспитание высоконравственных,
творческих здоровых детей, умеющих и
желающих проявить заботу о себе к друг
другу с целью сохранения и укрепления
здоровья.
Задачи школы:
личностные:
1. формирование качеств личности на основе ценностей и норм жизни школы, на основе культуры, традиций родного края;
2. развитие познавательного потенциала учащихся;
3. воспитание
внутренней потребности к
4. формирование
у учащихся ориентироваться в
современном мире или в
управленческие:
1. создание условий для раскрытие потенциальных возможностей каждого педагога в достижении цели, в реализации их профессионального интереса и возможностей;
2. воспитать
качества патриота –
3. воспитать уважительное отношение к труду;
4. выявлять творческие
особенности учащихся.
2.2
Программа эксперимента
«Восход»
Пояснительная записка
Состояние общества, процессы происходящие в нём, заставляют по новому взглянуть на проблему воспитания школьников. Главной задачей общества всегда было есть и будет воспитание человека грамотно развитого во всех отношениях. В последние годы в образовательных учреждениях возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, тоесть кК к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В школе эстетическое воспитание осуществляется как в процессе учебой деятельности, так и во внеклассной работе. Большое значение для эстетического воспитания имеет литература, искусство, народное творчество. Народные обряды, традиции, праздники с их яркой образностью и выразительностью создают для этого благоприятную почву. Формирование эстетического воспитания и развитие творчества подрастающего поколения – проблема, которая является актуальной на сегодняшний день и требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения.
Изучение
народной культуры реализуется
в программе «Восход».
Цель программы: введение детей в мир русской народной культуры, способность восприятия прекрасного через традиции и обычаи русского народа.
В ходе работы решались следующие задачи:
Опытно экспериментальная работа включала в себя три этапа:
2. Формирующий;
3. Контрольный.
1. Констатирующий этап.
В ходе этапа использовались следующие исследования:
1.2 Тест определения отношения к народной культуре, выявления знаний о народных традициях, обычаях, обрядах.
Цель: определить отношение школьников к народной культуре, традициям, обычаям, обрядам.
1. Народная традиция, это-
а) совокупность достижений человека…
б) всё что окружает человека.
2. Традиция – это,
а) поведение человека;
б) то, что перешло от одного поколения к другому.
3. Обычай – это,
а) действия сопровождающие важные моменты жизни;
б) идеи, взгляды.
4. К народно-обрядовым праздникам относится:
а) День победы;
б) Новый год;
в) Великодень;
г) Благовещенье;
д) День Святого Валентина.
5. Считаешь ли ты народные традиции необходимым элементом народного праздника?
а) да,
б) нет.
6. Хотел(а) бы ты участвовать в народно обрядовом празднике?
а) да,
б) нет.
7. Какую бы роль в народно обрядовом празднике ты бы принял?
а) пассивную,
б) активную.
1.3 Тест народный праздник и его особенности. (Н.Г Лусканова)
Цель: выявить уровень познаний детей о народных праздников и их обычаев.
1. Какие из перечисленных праздников относятся к народным?