Формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе подготовки народных праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности народного праздника, как средства формирования эстетического вкуса младших школьников в процессе их проведения.
Объект: эстетическое воспитание младших школьников;
Предмет: формирование эстетического вкуса в процессе
подготовки народных праздников

Работа состоит из  1 файл

Работа!!!!!!!!!!!1.doc

— 318.50 Кб (Скачать документ)

        Эстетическое воспитание младшего  школьника вступившего в определённый  этап своей жизни, идёт интенсивное  обогащение новыми знаниями и  новыми отношениями. Сталкиваясь  с природой, с явлениями общественной жизни, и с явлениями народного творчества, ребёнок благодаря взрослым духовный и эстетический уровень. Педагогически организованный процесс эстетического воздействия на младших школьников должен представлять собой не только ознакомление их с отдельными видами произведениями искусства , а систему усвоения прекрасного в искусстве и действительности, процесс эстетически правильной организации всей детской жизни.

        Осуществляя эстетическое воспитание  в тесной связи с жизнью, показывая  детям красоту учебного и физического труда, нравственного и эстетического совершенства, мы способствуем развитию многих положительных качеств личности, таких, например, как уважение, доброта, толерантности, любовь к прекрасному и т.д.

       Эстетически привлекательным для младших школьников, является совместное коллективное творческое дело. В процессе его проведения дети испытывает высокое эстетическое наслаждение, от сознания того, что они выполняют важное общественное дело дружно, слажено, красиво. Во внеклассной работе существуют много направлений в творческой деятельности, такие как, кружковая работа, клубы по интересам, спортивные секции и т.д. Но наиболее яркой формой коллективной творческой деятельности, являются праздники. Для детей праздники являются неотъемлемой частью их жизни, с их помощью школьники получают заряд энергии, раскрепощаются, проявляют свои таланты. Народный праздник является интересной формой изучения народной культуры. Он развивает у школьников эмоциональную восприимчивость, и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать и сохранять народные традиции. Цель народного праздника состоит в том, чтобы познакомить детей с народной культурой, искусством, традициями и обрядами своего народа, возродить народные традиции, приобщить к ним детей, а главное создать настроение праздничности, веселья и радости. 

Значимость праздников невозможно переоценить, так как они:

         

Во-первых, часть  духовного наследия народа, его чистейших  родников    творчества - обрядов, традиций и т.п. 

Во-вторых, праздник – сфера разностороннего творческого  сотрудничества детей между собой, детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения праздника. 

В-третьих, праздничные  дни – ярчайшие события жизни, некие социальные рубежи, на которые  ориентируются, которые ждут. 

В-четвёртых  – праздник – пространство «роскоши человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери). 

В-пятых –  праздник – своеобразная форма духовного  самовыражения и духовного обогащения ребёнка.

 

Значимость и  событийность праздника определяется общими признаками: 

  1. Абсолютная  добровольность участия и согласия во всех принимаемых правилах досуговой  деятельности того или иного праздника.
 
  1. Свободный выбор разнообразных сюжетов  и ролей.
 
  1. Необходимость каждому ребёнку иметь пространство для творческих выходов своей  индивидуальности в любом празднестве.
 
  1. Разумная  цикличность праздника, идущая от пропорциональности будничной практики учения, внеурочной деятельности, и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года.
 
  1. Коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских  свобод.
 
  1. Отсутствие  каких-либо принуждений и нарушений, детских прав и свобод.
 
  1. Наличие в  празднике народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства.
 
 
 

         

     Во  всех народных праздниках важную  роль играют не только песни,  танцы, но и народный костюм. Всю одежду простые люди на  Руси испокон веков делали самостоятельно, вкладывая в эту работу свой талант и не только труд, но и свою душу, свои мечты. Хотя одежды жителей каждой местности России имели свои отличительные особенности, весь русский костюм обладал общими чертами – объемом, компактностью, лаконичным плавным контуром. Народный костюм поразительно изобретателен, затейлив и необычайно красив.

     Чтобы  понять суть любого народного  праздника, нужно доискаться до  глубочайших его корней, которые,  как это почти всегда случается,  закрыты от взора более поздними наслоениями.

     Праздники  продолжают жить и в наши  дни. Интерес к ним растёт: создаются  детские студии, изучающие народные  обряды, проводят смотры самодеятельности, где особое внимание уделяется  старинным формам представлений. И включение детей в различные виды художественной, творческой деятельности, основанной на материале народного творчества, одно из условий полноценного эстетического воспитания ребёнка.       
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                             
 

Глава 2

Экспериментальное обоснование по проблеме формирование эстетического  вкуса младших  школьников в процессе проведения народных праздников. 

Выводом теоретической  части исследовательской работы стало положение о том, что эстетический вкус младших школьников будет формироваться более эффективно если во время внеклассной работы будет проводиться народные праздники.

При разработке методики исследования были определенны его гипотеза, задачи, методы и приёмы. Основными методами исследовательской работы определенны тестирование и анкетирование.

Кроме того использовались и другие методы, в частности:

- изучение и  анализ по данной проблеме;

 - педагогическое наблюдение;

- беседы;

- ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа. 

Время проведения исследования- февраль, март 2010 г.

База исследования- МОУ СОШ Кировского округа № 33.

Возраст респондентов- 9-10 лет.

Респонденты –  учащиеся 3 классов.

Число респондентов- 40. 

2.1 Основные сведения об образовательном учреждении 

Адрес школы  №33: г.Омск Кировский Административный округ, улица Туполева 1, телефон: 77-21-11.

В школе обучаются- 440 человек, всего 21 класс.

Целью воспитания школы  является: воспитание высоконравственных, творческих здоровых детей, умеющих и желающих проявить заботу о себе к друг другу с целью сохранения и укрепления здоровья. 

Задачи школы:

личностные:

1. формирование  качеств личности на основе  ценностей и норм жизни школы,  на основе культуры, традиций  родного края;

2. развитие познавательного  потенциала учащихся;

3. воспитание  внутренней потребности к здоровому  образу жизни;

4. формирование  у учащихся ориентироваться в  современном мире или в конкретной  жизненной ситуации.

управленческие:

1. создание условий для раскрытие потенциальных возможностей каждого педагога  в достижении цели, в реализации их профессионального интереса и возможностей;

2. воспитать  качества патриота – изучающего  культуру и духовное наследие  своего народа;

3. воспитать  уважительное отношение к труду;

4. выявлять творческие  особенности учащихся. 
 
 
 
 
 
 

                           
 
 

2.2 Программа эксперимента  «Восход» 

Пояснительная записка

Состояние общества, процессы происходящие в нём, заставляют по новому взглянуть на проблему воспитания школьников. Главной задачей общества всегда было есть и будет воспитание человека грамотно развитого во всех отношениях. В последние годы в образовательных учреждениях возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, тоесть кК к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В школе эстетическое воспитание осуществляется как в процессе учебой деятельности, так и во внеклассной работе. Большое значение для эстетического воспитания имеет литература, искусство, народное творчество. Народные обряды, традиции, праздники с их яркой образностью и выразительностью создают для этого благоприятную почву. Формирование эстетического воспитания и развитие творчества подрастающего поколения – проблема, которая является актуальной на сегодняшний день и требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения.

 Изучение  народной культуры реализуется  в программе «Восход».  

Цель  программы: введение детей в мир русской народной культуры, способность восприятия прекрасного через традиции и обычаи русского народа.

В ходе работы решались следующие задачи:

  • выявить исходный уровень знаний о народных традициях, обрядах;
  • разработать программу исследования;
  • апробировать программу на практике;
  • выявить степень её эффективности.

Опытно экспериментальная  работа включала в себя три этапа:

    1. Констатирующий;

          2. Формирующий;

    3.   Контрольный. 

1. Констатирующий этап.

В ходе этапа  использовались следующие исследования:

1.2 Тест определения отношения к народной культуре, выявления знаний о народных традициях, обычаях, обрядах.

Цель: определить отношение школьников к народной культуре, традициям, обычаям, обрядам.

1. Народная традиция, это-

а) совокупность достижений человека…

б) всё что  окружает человека.

2. Традиция – это,

а) поведение  человека;

б) то, что перешло от одного поколения к другому.

3. Обычай – это,

а) действия сопровождающие важные моменты жизни;

б) идеи, взгляды.

4. К народно-обрядовым праздникам относится:

а) День победы;

б) Новый год;

в) Великодень;

г) Благовещенье;

д) День Святого  Валентина.

5. Считаешь ли ты народные традиции необходимым элементом народного праздника?

а) да,

б) нет.

6. Хотел(а) бы ты участвовать в народно обрядовом празднике?

а) да,

б) нет.

7. Какую бы роль в народно обрядовом празднике ты бы принял?

а) пассивную,

б) активную. 

1.3 Тест народный праздник и его особенности. (Н.Г Лусканова)

Цель: выявить  уровень познаний детей о народных праздников и их обычаев.

1. Какие из перечисленных праздников относятся к народным?

Информация о работе Формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе подготовки народных праздников