Формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе подготовки народных праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности народного праздника, как средства формирования эстетического вкуса младших школьников в процессе их проведения.
Объект: эстетическое воспитание младших школьников;
Предмет: формирование эстетического вкуса в процессе
подготовки народных праздников

Работа состоит из  1 файл

Работа!!!!!!!!!!!1.doc

— 318.50 Кб (Скачать документ)

                                                Введение 

     Невозможно представить человеческое общество без истории его

  культурного и художественного развития, также как и невозможно

  представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.          

  В последние  годы в образовательных учреждениях  возросло внимание к

проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного  воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру,- отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, Д.Б. Кабалевский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский),- особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. В условиях общеобразовательных учреждений эстетическое воспитание осуществляется как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка.

 

     Большое значение в эстетическом воспитании имеет литература, искусство, народное творчество. Народное искусство с его яркой образностью, выразительностью, создаёт для этого благоприятную почву. Детям необходимо знать истоки национальной культуры и искусства.

     

     Проблемы  эстетического воспитания широко  рассматриваются в современной  педагогической, методической литературе. Мы знаем, что появились программы,  нацеленные на приобщение детей  к народным традициям, народной культуре «Знакомство детей с русским народным

 

творчеством» (авторы составители Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и д.р.). Ведь народное искусство, которое во всей полноте и красоте раскрывается в народных праздниках - это незаменимый источник прекрасного, который оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

    Участие  детей в подготовке и проведении  народных праздников способствует  формированию эмоциональных представлений,  мотивации к познанию, даёт исключительные возможности для свободного раскрытия личности, проявления творческой инициативы, приобщения к богатейшим ценностям народного искусства.

     Процесс  эстетического воспитания должен  начинаться как можно раньше, чтобы дать ребёнку возможность впитать культуру своего народа через

русские народные песни, игры, загадки, танцы- всё то, что включает в себя русские народные праздники, только в этом случае народное искусство оставит в его душе глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

     Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что проблема эстетического воспитания у детей является актуальной на сегодняшней день. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для формирования темы исследования: «Формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе проведения народных праздников»  

Цель  исследования: изучить возможности народного праздника, как средства формирования эстетического вкуса младших школьников в процессе их проведения.

Объект: эстетическое воспитание младших школьников;

Предмет: формирование эстетического вкуса в процессе

подготовки народных праздников 
 

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что развитие эстетического вкуса младших школьников будет эффективнее при включении во внеклассную деятельность подготовки народных праздников. 

   Для   реализации цели мы поставили  ряд задач: 

 1. Изучить психолога – педагогическую, методическую литературу по данной проблеме; 

2. Изучить степень  использования организационно –  педагогических возможностей народных праздников в процессе формирования эстетического вкуса;

3. Проанализировать  формы организации внеклассной  работы по эстетическому вкусу  младших школьников при проведении  народных праздников;

4. Разработать  программу, направленную на формирование эстетического вкуса младших школьников на основе народных праздников;

5. Апробировать  данную систему в опытно экспериментальной  работе. 
 
 
 
 
 

1.1      Психолого-педагогический  анализ  эстетического  вкуса младших  школьников.

    Воспитание растущего человека как формирование развитой личности       представляет одну из главных задач современного общества.

     Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, у ребёнка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии  с тем нравственным образом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

     Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

    Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели

                                          

изменялись, начиная  со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

  В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание – это

целенаправленный  процесс формирования творчески  активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное  в жизни и искусстве, жить и  творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

 Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

 Во-вторых, это  формирование способности воспринимать  и видеть красоту в искусстве  и жизни, оценивать ее.

 В-третьих,  задача эстетического воспитания  формирование эстетических вкусов и идеалов личности.

И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

   Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

   Категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений". Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством". Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства". "Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека". В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии. 

Вкус - категория  относительная, то есть человек не может  остановиться в развитии вкуса, поэтому формирование эстетического вкуса рассматриваем в образовательном процесс начальной школы, а затем в основной. Таким образом, мы задаем возможность преемствования и стимул к развитию эстетического вкуса. А сам эстетический вкус вначале - чувственное суждение (мне нравится), затем - рациональное (объясняет, что и почему именно нравится), а вершина - это целостность, способность получать наслаждение, пищу для интеллекта. Все это вместе - то, к чему ведем ребенка, как к целостности восприятия произведения искусства.

Формирование  эстетического вкуса мы рассматриваем  как процесс не сиюминутный, а  длительный по времени его формирования. Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что в науке  рассматривались, главным образом, категориальная сторона эстетики, эстетического сознания, а также процесс формирования эстетической культуры в целом. Однако мало исследовался процесс формирования эстетического вкуса и почти совсем не подлежал изучению процесс формирования эстетического вкуса у младших школьников.

Так Скатерщиков  В.К. пишет о том, что задача формирования высоких эстетических вкусов выступает  как одна из важнейших задач воспитания личности в нашем обществе. Действительно, эстетические взгляды человека, его  художественный вкус относится к числу наиболее сокровенных, составляющих внутренний мир личности.

Необходимо отметить, что учет особенностей восприятия окружающего  мира определяет специфику деятельности детей. Это создает условия для  творчества, освоения разнообразной тематики гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, а также для процесса создания особой художественной среды, атмосферы свободной, раскрепощенной фантазии, заинтересованности, чувства изумления перед маленьким, но открытием.

В чувствах проявляется личность, ее социальные установки и интересы, потребности и вкусы. Выдающийся русский педагог и психолог К.Д. Ушинский писал: "Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя"

По мнению психолога  Якобсона П.М. развитие чувств для ребенка  являются важным, потому что они  способны в известной мере изменить его духовный облик, повлиять на формирование его личности. Тогда, подтверждая жизненной практикой, мы можем отметить, что вкусам и чувствам некоторых детей, не получивших своевременного эстетического воспитания, присущи такие, например, отрицательные черты, как грубость, вульгарность, вкусовая несамостоятельность, отсутствие чувства меры, недостаток эмоциональной чуткости и гибкости. И нужно заметить, что меняют внутренний мир ребенка лишь такие чувства, которые, во-первых, его глубоко затронули, во-вторых, вызвали у него определенные положительные действия и поступки.

Информация о работе Формирование эстетического вкуса младших школьников в процессе подготовки народных праздников