Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация

Описание

Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144

Работа состоит из  1 файл

Карпова Н.Н.-диссертация-Формирование экологической ответственности старшеклассников.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

ственность; рефлексию действий по выполнению требований задачи, своих

возможностей в ее решении; активизацию положительных эмоциональных ре-

акций, отношений к изучаемым проблемам и экологической ответственности,

раскрывающих мотивационно-ценностный компонент экологической от-

ветственности.

На этом этапе предполагается:

- раскрытие универсальной ценности природы: получение представлений

о ценности природы для общества в целом и каждого человека в отдельности,

лично для себя;

- принятие ценности экологической ответственности, как нравственно-

волевого качества полноценной зрелой личности, личностного образования ре-

гулирования состояния природных систем; уяснение его значимости для био-

сферы, человеческого общества и себя лично и превращение ее в мотив дея-

тельности;

- уяснение ценности научных знаний в реализации экологической ответ-

ственности и сохранении биосферы;

- развитие социально ценных мотивов ответственного отношения лично-

сти к природе;

- проявление начального уровня познавательного интереса к экологиче-

ской ответственности как качеству личности и познавательной активности по

отношению к нему, овладение технологической цепочкой решения неопреде-

ленных задач;

81

- освоение обобщенных принципов и моделей ответственного поведения

и деятельности в биосфере;

- рефлексия эмоциональных реакций вызванных изучаемыми вопросами;

собственных ценностных установок.

Средством реализации этапа выступают эколого-прикладные задачи, со-

ставляющие основу «ценностной» ситуации экоответственности, доминирую-

щую роль, среди которых выполняют задачи, предполагающие прямой перенос

знаний на ситуацию или частичный поиск недостающей информации для по-

лучения необходимого результата. Это задачи:

- на выявление экологических проблем, связанных с нарушением

равновесия в биосферных процессах вследствие хозяйственной деятель-

ности человека;

- определение универсальной ценности природы;

- стимулирование осознания общественного и личного значения эко-

логических проблем, экологической ответственности и основанной на

ней деятельности;

- раскрывающие ценностно-смысловой аспект природосберегающих

и природозащитных мероприятий;

- выясняющие взаимосвязь и взаимообусловленность производствен-

ной деятельности и состояния природной среды, состояния среды и здо-

ровья населения, личного здоровья;

- способствующие осмыслению возможности и необходимости регу-

лирования состояния природной среды на основании разумной, научно

обоснованной, ответственной деятельности;

- обеспечивающие накопление опыта решения эколого-прикладных

задач, применение теоретических знаний на практике;

- предполагающие поверхностное осознание проблемы, но раскры-

вающие обучающимся дефицит собственных экологических знаний не-

обходимых для их решения.

Межличностное взаимодействие в ходе решения эколого-

прикладных задач, понимаемое нами как «обмен… - научной информа-

82

цией,… мыслями, чувствами, отношениями» (И.А. Невский), на данном

этапе формирования экологической ответственности старшеклассников,

исходя из его целей, представляется как принятие старшеклассниками

ценности разумной, научно-обоснованной, ответственной деятельности

каждого человека и профессионала любой области производства, роли и

значения экологической ответственности как стержневого качества со-

временной личности, необходимого и обязательного для предотвраще-

ния развития экологических проблем, их возможных последствий, исхо-

дящей от учителя, получаемой в процессе решения задач. Приобщение

учащихся к ценности экологической ответственности и реализующих её

знаний, деятельности, может происходить на основе интерпретации ре-

шения эколого-прикладных задач педагогом или находимое в результате

коллективного обсуждения.

Интеллектуально-развивающий этап нацелен на достижение ис-

полнительно-ответственного уровня сформированности экологической

ответственности старшеклассников. Он предполагает включение учащих-

ся в «познавательные» ситуации экоответственности, направленные на

формирование представлений о сущности экологических проблем и экологиче-

ской ответственности; взаимосвязи и взаимообусловленности человеческой

деятельности и состояния биосферы; овладение умениями находить причинно-

следственные связи существования экологических проблем и востребованности

в связи с этим экологической ответственности; развитие высокого уровня по-

знавательного интереса к экологической ответственности как качеству лично-

сти; рефлексии собственных ценностных установок и мотивов взаимодействия

с природой; реализацию экологической ответственности, пробуждение мотива

ее проявления в игре, споре, задаче, раскрывающие когнитивно-

содержательный компонент экологической ответственности.

На этом этапе предполагается:

- освоение основных экологических и нравственно-экологических зна-

ний о структуре и функционировании природных систем, выявление сущности

83

и причин экологических проблем, формирование у учащихся интереса к вопро-

сам экологии и современным экологическим проблемам;

- получение представлений о взаимосвязанности и взаимообусловленно-

сти состояния природной среды и человеческой деятельности;

- анализ причинно-следственных связей на основании требований задачи

и рефлексия действий по их решению;

- уяснение смысла экологической ответственности как качества личности

и формирование интереса к ней;

- овладение опытом реализации экологически ответственных поступков

в игре, задаче, споре;

- рефлексия собственных ценностных установок и мотивов взаимодейст-

вия с природой.

Создание «познавательных» ситуаций экоответственности основывает-

ся на решении практико-ориентированных эколого-прикладных задач,

представляющих _______собой реальные жизненные ситуации, выявляющих по-

требности практики и имеющих общественное значение. Эти задачи:

- предполагают раскрытие знания о структуре и функционировании

природных систем, техносферы, поиск и открытие нового знания;

- направлены на формирование системы знаний о природных объек-

тах и объектах техносферы, как источников загрязнения природой среды

и экологических проблем, путях и способах разумного регулирования

взаимоотношений в системе «человек – биосфера»;

- способствуют становлению личной позиции по отношению к эколо-

гическим ситуациям, представленным в эколого-прикладных задачах и

её реализации в принимаемом решении;

- позволяют реализовать свободный выбор проблемы и пути её реше-

ния в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами и

склонностями, активизируют инициативу, самостоятельность и творчество

в выполнении задания;

84

- организуют коллективное решение эколого-прикладных задач, свя-

занные с ним обсуждения проблемы и предлагаемых решений, отстаива-

ние личной позиций учащихся;

- обеспечивают овладение старшеклассниками опыта решения эколо-

го-прикладных задач в условиях коллективно-распределительной дея-

тельности.

На данном этапе процесса формирования экологической ответст-

венности старшеклассников предполагается изменение характера меж-

личностного взаимодействия учителя и учащихся в учебной деятельно-

сти. Взаимодействие определяется преимущественно диалоговым харак-

тером, предполагающим появление общего «информационно-

смыслового» поля, построенного вокруг учебного проекта, нацеленного

на решение эколого-прикладной задачи, осмысления ее сути, значимо-

сти, роли в биосферных процессах рассматриваемых в ней явлений.

Такое взаимодействие предполагает приобщение к познавательным

и смысловым реальностям учащихся и учителя, рефлексивное отноше-

ние к собственной деятельности, в ходе которой происходит расшире-

ние «познавательно-смыслового» поля. Специфика такого взаимодейст-

вия делает необходимым использование для его организации практико-

ориентированных поисковых задач, проектов, характеризующихся необ-

ходимостью извлечения недостающей информации из системы, модели-

руемой предметом задачи, включения учащихся в исследовательскую и

экспериментальную деятельность, дающую возможность самореализации.

Рефлексивно-преобразующий этап предполагает формирование инициа-

тивно-ответственного уровня сформированности экологической ответственно-

сти старшеклассников. Его целью являлся вывод учащихся из состояния со-

мнения в состояние поиска смысла собственных действий, осознание лич-

ной сопричастности экологической ситуации. Особое внимание на данном

этапе должно уделяться активизации рефлексии собственной деятельности

и поступков, принимаемых решений, стимулированию осмысления личной

85

позиции, отношений, мотивов их побуждающих, реализующих рефлексив-

но-смысловой компонент экологической ответственности.

На данном этапе целесообразно применение «смыслотворческой» ситуа-

ции экоответственности, стимулирующей реализацию и развитие рефлексии

учащихся, их ценностных установок, мотивов, качеств, поступков, возможно-

стей и способностей реализации экологической ответственности в решении

экологических проблем; самостоятельной оценки своего места и роли в био-

сфере, обществе; самостоятельное сознательное действие, решение, поступок,

вызывающее «работу души и духа», «развитие своих личных качеств» востре-

бованных в ситуациях.

На этом этапе предполагается:

- самостоятельный выбор и принятие решений на основе сложившихся

ценностных ориентаций и полученных экологических знаний;

- самостоятельный и инициативный поиск недостающей информации,

необходимых решений предложенных ситуаций;

- анализ собственных возможностей в присвоении и реализации экологи-

ческой ответственности как качества полноценной личности;

- рефлексия собственных ценностей, мотивов, поступков, решений, про-

гноз последствий, развития;

- побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия челове-

ка и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке результатов

собственной деятельности.

Средством реализации рефлексивно-преобразующего этапа выступают эко-

лого-прикладные задачи личностного характера, составляющие основу «смыс-

лотворческих» ситуаций экоответственности. Они представляют собой про-

блемные задачи, актуализирующие личностное отношение к экологиче-

ским проблемам, вызывающие сопереживание, выражение собственного

мнения, проявление личной позиции в принимаемых решениях, в реали-

зации свободного выбора, через принятие проблемы как личностно зна-

чимой и ее самостоятельное решение (в виде проекта, реализации кон-

кретной природозащитной деятельности и пр.). Это задачи:

86

- на личностный смысл, самопознание и саморефлексию, вызываю-

щие гуманитарный смысл, актуализирующие проявление индивидуаль-

ности, личностных качеств, их самоанализ, соотнесение с общественны-

ми нормами, принятой в обществе ценностной «шкалой»;

- предполагающие самостоятельный выбор и принятие решений на

основе сложившихся ценностных ориентаций и полученных экологиче-

ских знаний;

- стимулирующие самостоятельный и инициативный поиск недос-

тающей информации для решения предложенных ситуаций;

- стимулирующие планирование оптимальных способов взаимодей-

ствия человека и природы в плане хозяйственной деятельности;

- побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия че-

ловека и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке ре-

зультатов собственной деятельности;

- предполагающие самостоятельную оценку старшеклассниками своего

места и роли в биосфере.

Согласно целям данного этапа процесса формирования экологиче-

ской ответственности, на первый план выступает необходимость орга-

низации взаимодействия на сложной прогностико-ориентированной ин-

формации в условиях реализации «смыслотворческих» ситуаций «экоот-

ветственности» и увеличения «поля самостоятельности» старшеклассни-

ка.

На этом этапе предполагается использование задач на генерирование

информации с самостоятельной постановкой задачи, свободным выбо-

ром путей и средств ее решения, с принятием на себя полной ответст-

венности, обязательным прогнозированием и анализом полученных ре-

зультатов; нравственных эколого-прикладных задач, представленных в

виде жизненных, эколого-производственных ситуаций, содержащих ост-

рые, волнующие старшеклассников, ориентированные на будущую про-

фессию проблемы; экологических троп, направленных на осмысление и

выполнение учащимися конкретных экологических мероприятий.

87

Особенностью содержания эколого-производственных задач на каждом

этапе процесса является то, что они несут в себе актуальные для каждого чело-

века и всего человечества проблемы, могут строится на краеведческом мате-

риале, близки к реальным исследовательским задачам, носят междисциплинар-

ный характер и являются связующим звеном между теоретическими аспектами

естественнонаучных дисциплин и их практической значимостью, направле-

ниями применения в целях решения современных экологических проблем от

локального до глобального уровня.

Взаимодействие учителя и учащихся в ходе решения эколого-

производственных задач является не только условием формирования экологи-

ческой ответственности старшеклассников, но и его источником. Оно способ-

ствует обеспечению эмоциональной поддержки познавательной деятельности,

Информация о работе Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач