Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев и др.). Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели основные положения Концепции устойчивого развития (Конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. 1992), Концепции образования в области окружающей среды (межправительственная конференции в Тбилиси 1977), Концепции экологического образования РАО (1994).

Содержание

Введение
I. Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности
1.1 Ознакомление дошкольников с многообразием растительного мира
1.2 Специфика метода проектов
1.3 Экологические проекты в ДОУ
II. Тематическое планирование по формированию экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектов
2.1 Описание проектов
Заключение
Использованные материалы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 31.60 Кб (Скачать документ)

 

Метод проектов, как уже указывалось выше, связан с развивающимся личностно-ориентированным  обучением и может широко использоваться в ДОУ любого типа, в работе с  детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Основные  требования к использованию метода проектов в детском саду:

  1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
  3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.[7]

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их длительность определяется педколлективом ДОУ в зависимости от решаемых задач.

Проект  можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным  программам и парциальным программам экологического направления.

Этапы разработки и проведения проекта:

  1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
  2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
  3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
  4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
  5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
  6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
  7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
  8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
  9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
  10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
  11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
  12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.[3]

 

 

II. Тематическое планирование  по формированию экологических  представлений о многообразии  растительного мира на основе  проектов

 

2.1 Описание проектов

 

В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло  в нашу жизнь и метод проектов удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений. Экологические  проекты открывают возможность  формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как  личность.[7]

Наш детский  сад тоже широко использует проектную  деятельность. Темы для исследования берутся самые разнообразные. Мы остановимся на трех из них:

  1. «Зеленая аптека». (Приложение №1)

При создании этого проекта использовались авторские  разработки Л. А. Макаровой, воспитателя-эколога  НШДС №104 г. Сыктывкара. Проект адаптировали к природным условиям нашего города. В ходе работы над проектом выделились следующие положительные моменты: привлечение детей, родителей к  ознакомлению с лекарственными растениями, представление своего проекта (защита) перед другими дошкольными группами, т. е. самореализация. В результате осуществления  проекта повысился уровень заинтересованности детей и родителей в укреплении собственного здоровья.

  1. «Цветущий дом». (Приложение №2)

В разработке этого проекта частично использовали авторские разработки Н. Н. Ивлевой, методиста ИМЦ г. Сыктывкара, Е. Н. Дмитриевой, Э. В. Каневой, воспитателей ДОУ №108 г. Сыктывкара. Реализация проекта  проводилась в старшей группе. В итоге дети расширили свои знания в области комнатных растений, ухода за ними.

3. «Ах, картошка, ты картошка!». (Приложение №3)

Долгосрочный  проект, для создания которого были заимствованы авторские разработки Г. М. Усачевой, воспитателя-эколога  МДОУ №66 г. Сыктывкара ( Экологические  проекты в ДОУ и начальной  школе: методические рекомендации/Ред. и сост. Хабарова Т. В. – Сыктывкар: КРИРОиПК, 2004). К сожалению, осуществление данного проекта невозможно было сделать в полной мере из-за отсутствующих погодных условий для высадки картофеля в открытый грунт и мы ограничились посадкой в группе. Там не менее в конечном итоге дети узнали много нового о картофеле, истории его появления, познакомились с разными способами выращивания, вредителями растения, крахмале и пр.

 

 

Заключение

 

В современном  мире проблемы окружающей среды (экологические  проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало  принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического  разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро  в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается  экологическому образованию подрастающего  поколения.[9]

Освоение  детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя  детского сада: от его экологической  и методической грамотности, понимания  важности экологического воспитания в  формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для  подобной работы, увлечь детей и  увлекаться этими проблемами самому.[9]

Хорошим подспорьем в этом является метод  проектов, который открывает массу  возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

 

 

Используемые материалы

 

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. - №9.
  2. Вестник УДО администрации МО «Город Сыктывкар», 2005. - №1.
  3. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.
  4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – М.: Учпедгиз, 1926.
  6. Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.
  7. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
  8. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3.
  9. Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.
  10. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.
  11. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. - №3.
  12. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.

Информация о работе Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности