Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев и др.). Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели основные положения Концепции устойчивого развития (Конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. 1992), Концепции образования в области окружающей среды (межправительственная конференции в Тбилиси 1977), Концепции экологического образования РАО (1994).

Содержание

Введение
I. Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности
1.1 Ознакомление дошкольников с многообразием растительного мира
1.2 Специфика метода проектов
1.3 Экологические проекты в ДОУ
II. Тематическое планирование по формированию экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектов
2.1 Описание проектов
Заключение
Использованные материалы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 31.60 Кб (Скачать документ)


Министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Коми государственный  педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

Кафедра педагогики и методики начального образования

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по методике преподавания экологии

Формирование  экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности

 

 

Преподаватель: Партыка Н. В.

Исполнитель: студентка 5 курса 4 группы

Ивашкова  О. В.

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2010

 

 

Содержание работы

 

Введение

I. Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности

1.1 Ознакомление дошкольников с многообразием растительного мира

1.2 Специфика метода проектов

1.3 Экологические проекты в ДОУ

II. Тематическое  планирование по формированию экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектов

2.1 Описание проектов

Заключение

Использованные  материалы

 

 

Введение

 

В наши дни  проблема окружающей среды чрезвычайно  актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую  силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает  необходимым условием преодоления  негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и  фактором формирования экологической  культуры личности как регулятора отношений  в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование  признано международным экологическим  движением педагогов важнейшим  направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных  систем (2001).

Экологическое образование как комплексная  проблема современности стала объектом внимания философско-социологических  исследований, рассматривающих экологические  проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев и др.). Первостепенную важность для развития экологического образования  приобрели основные положения Концепции  устойчивого развития (Конференция  ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. 1992), Концепции образования в области окружающей среды (межправительственная конференции в Тбилиси 1977), Концепции экологического образования РАО (1994).

Известны  также работы Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, AT. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников.

В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без  второго, и поэтому образование  должно развиваться в контексте  второго, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Сущность экологического образования и воспитания заключается  в обретении каждым человеком  чувства природы, умения вникать  в ее мир, в ничем незаменимую  ценность и красоту; понимании, что  природа есть основа жизни и существования  всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности  природы и человека.

В таких  условиях особую важность приобретает  экологическое образование, которое  рассматривается рядом ученых как  важнейший фактор нравственного  формирования личности. По мнению И.Л. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, воспитание подрастающего  поколения с высокой экологической  культурой позволит преодолеть целый  ряд негативных явлений в жизни  общества, гармонизировать отношения  человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Цель  экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений  к природе и людям, способности  к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в  возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Проблемами  современной экологии занимается сейчас большой отряд ученых. В наше время  трудно назвать фундаментальные  научные направления, в данных которой  не нуждалась бы экология. Среди  философско-методологических исследований экологической проблемы выделяются работы Б.А. Вороновича, Э.В. Гирусова, А.А. Горелова, В.А. Лось, М.Н. Мамедова, П.Б. Новикова, А.Д. Урсула, И.Т. Фролова и др. Вместе с тем, в последние годы экологическая  проблема становится объектом изучения социоэкологических исследований. В  этом плане заслуживают внимания работы Г.А. Бачинского, Э.В. Гирусова, В.Д. Комарова, A.M. Кочергина, Ю.Г. Маркова, Н.Ф. Реймерса и др. В них раскрывается социально-философская концепция экологической проблемы и пути ее решения на основе системного подхода к социально-экономическому и экологическому развитию общества, анализа эволюции теоретического и практического отношения человека к природе.

Несмотря  на обилие исследований в области  экологического образования, разработок, посвященных проблеме специфики  метода проектов, этапности их использования в ДОУ, недостаточно. В связи с этим, тема нашей контрольной работы «Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности» является актуальной.

 

 

I. Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности

 

1.1 Ознакомление дошкольников с  многообразием растительного мира

 

Особое  значение для развития личности дошкольника  имеет усвоение им представлений  о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического  взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения  ребенка, его личностный рост.[4]

Растения  пашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием  форм. Для того, чтобы разобраться  в мире растений, необходимо изучить  их, расположить в определенной системе. Современная систематика устанавливает  сходство растений по строению и происхождению, отражает родственные, т. е. эволюционные, взаимоотношения между растительными  организмами.[9]

Ознакомление  дошкольников с растительным миром  в ДОУ начинается уже в младших  группах. Прежде всего, на занятиях. Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель  в младших группах отдает предпочтение наглядным методам, а также практическим. Словесные методы применяются как  дополнительные. Но основные знания о растениях воспитанники младших групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Для этого целесообразно использовать работу в уголке природы, наблюдения и труд на участке, рассказывание и другие методы работы.

К переходу в среднюю группу у детей накапливаются  конкретные представления о некоторых  объектах и явлениях природы. Наиболее распространенными в средней  группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, или изображенном на картинке. Результатом наблюдения являются новые знания об объекте, уходе за ним и т. д.

В средней  группе могут проводиться природоведческие экскурсии – в лес, в парк, на водоем и т. д. и экскурсии на сельскохозяйственные объекты. Проводятся и экскурсии  эстетической направленности.

В средней  группе на занятиях с детьми впервые  начинают проводиться беседы природоведческого  содержания.

Таким образом, в средней группе используются разнообразные  виды занятий, позволяющие решать задачи программы. В повседневной жизни  следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать  и поддерживать проявления к окружающему  миру, гуманных чувств и поведения. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы.

Все формы  работы с детьми воспитатель использует для воспитания бережного отношения  к природе. Он показывает, как правильно  сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает количество растений для  букета, венка, не позволяет выбрасывать  сорванные растения. [9]

Проведение  занятий в старшей группе отличается от этой формы работы в средней  группе. Обучение на занятиях становится основным средством образовательной  работы. Усвоение знаний о растительном мире успешно осуществляется посредством  простейших опытов, моделирования, элементарной поисковой деятельности дошкольников. Значимое место в обобщении и систематизации знаний занимают беседы. В повседневной жизни используются разнообразные методы и формы работы – наблюдения на участке детского сада и в уголке природы, труд, целевые прогулки и т. д.

В подготовительной к школе группе в центре внимания воспитателя стоят работа по обобщению и систематизации знаний детей о природе, формирование первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем. Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных знаний о растениях, широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений. Рекомендуется проводить занятия типа экскурсий в природу методом наблюдения. Необходимое требование к занятиям – организация активной деятельности детей с познаваемым материалом. Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность дошкольников. В подготовительной группе содержание работы в повседневной жизни становится более разнообразным и сложным.

Воспитатель должен проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические  наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде всего труд по выращиванию растений и уходу за ними.[9]

Таким образом, формирование знаний у дошкольников о многообразии растительного мира происходит на протяжении всего дошкольного  детства, постепенно усложняясь на каждом этапе.

 

1.2 Специфика метода проектов

 

Спецификой  метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

- он открывает  возможности формирования собственного  жизненного опыта ребенка по  взаимодействию с окружающим  миром;

- является  педагогической технологией, актуализирующей  субъективную позицию ребенка  в педагогическом процессе, является  методом, идущим от детских  потребностей и интересов, возрастных  и индивидуальных особенностей  детей;

- это  один из немногих методов, выводящий  педагогический процесс из стен  детского учреждения в окружающий  мир, природную и социальную  среду.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность  ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс  сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.[1]

В зарубежной и отечественной педагогической литературе существует множество различных  толкований метода проектного обучения, проектирования в обучении, моделирования  в образовании.

Метод проектов – целенаправленная учебная, школьная или внешкольная деятельность с  определенной целью, по определенной программе  для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач по предметной, межпредметной, интегрированной, надпредметной основе.

Учебный проект – это творческая, в значимой мере самостоятельная деятельность учащихся, включающая в себе:

- поиск  информации, необходимой для реализации  идей проекта, анализ и обобщение  собранного материала;

- выработку  гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или  сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых  идей;

- социально-значимую  практическую деятельность по  результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную  позицию.[8]

Концептуальные  основы метода проектов (по Дж. Дьюи):

- ребенок  в своем онтогенезе повторяет  путь человеческого познания;

- ребенок обучается на основе естественной потребности в знаниях, являясь активным участником (субъектом) своего обучения, а не просто воспринимая информацию из окружающей среды органами чувств;

- усвоение  знаний есть спонтанный, неуправляемый  процесс;

- условия  успешности обучения – проблематизация  учебного материала, активность  ребенка, связь обучения с жизнью, игрой, трудом;

- мотивы  обучения – исследовательский,  социальный, созидательный.[8]

 

1.3 Экологические проекты в ДОУ

Информация о работе Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности