Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание

Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания).

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Словосочетание как единица синтаксиса……………………………6
2.Особенности овладения грамматическим строем речи
в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11
3. Основные направления формирования грамматического
строя речи…………………………………………………………………18
Выводы……………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Российская  федерация

     федеральное агентство по образованию

     государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального  образования 

     «орловский государственный университет»

       факультет педагогики и психологии

     кафедра детской речи 
 
 

     Теоретическое обоснование проблемы: «Формирование грамматического строя речи у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» 
 
 
 
 
 

     студентки 3 курса, 37 группы ОЗО

     специальность 050715 логопедия 
 
 

     Научный руководитель: 
 

     Пермь - 2010

 

      План: 

Введение…………………………………………………………………..3

1. Словосочетание как единица синтаксиса……………………………6

2.Особенности овладения грамматическим строем речи

    в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11

3. Основные направления формирования грамматического

строя речи…………………………………………………………………18

Выводы……………………………………………………………………26

Список  использованной литературы……………………………………28

 

      Введение 

     С учетом постоянного увеличения числа  дошкольников с общим недоразвитием  речи проблема формирования у них  лексико – грамматических средств  речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. [8;с26]

     Известно, что благодаря зонам, которые составлены третичными полями коры мозга, уровень которых обозначается, как языковой,  ребенок овладевает сложно-построенной речью, чтением, письмом, понимает переносные значения слов, синонимы, метафоры, юмор. Часть нервных клеток символического уровня созревает поздно, в старшем дошкольном возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них невозможно сознательное овладение сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. За словарь ответственны височные доли вначале обоих полушарий, а затем все более и более - левого. За усвоение и использование морфологических правил – теменные доли. Синтаксис – прерогатива заднелобных долей мозга, преимущественно в левом полушарии. [5; с8]

     Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР).

     Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты  как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова  А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие.

     Вместе  с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, [4;с26] что и обосновывает актуальность исследования.

     В данной работе при изучении грамматического строя речи наибольшее внимание нами будет уделено синтаксису, а в частности, выявление характера сформированности умения составлять словосочетания у детей с общим недоразвитием речи. Становится необходимой разработка теоретического обоснования включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений  использования слов в составе словосочетания и предложения. [8; с. 58]

     Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания).

       Объект: Процесс овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи  III уровня.

     Предмет: Методы и приемы формирования грамматического строя речи (словосочетаниями) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

       Задачи:

     1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме  исследования.

     2. Рассмотреть подходы различных исследователей  к определению сущности словосочетания.

     3. Определить закономерности и специфику овладения грамматическим строем речи детьми в норме и при ОНР.

     4. Наметить методику обследования умений образовывать  словосочетания детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

     Гипотеза: Формирование умения составлять словосочетания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня  будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

     1. Учет структуры дефекта.

     2. Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников.

     3. Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи.

     4. Разнообразие используемых методов и приемов по формированию умений составлять словосочетания.

     На  данном этапе нами использовался такой метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

 

      1.Словосочетание как единица  синтаксиса 

     Существует  несколько определений словосочетаний, предложенных различными авторами. Так, согласно, определению М.Р. Львова, словосочетание  - лексико – грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее  расчлененное обозначение  единого понятия.

     Словосочетание  - такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других. .[ 15; с 274]

     Словосочетание – это непредикативное  соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности.  [17; с.281]

     Таким образом, можно заметить, что в отличие от первых двух определений словосочетания, в этом определении происходит уточнение о количестве слов в словосочетании, объединение которых основано на подчинительной связи.

     Различаются словосочетания  синтаксические и  словосочетания фразеологические. Первые  изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. [13; с284]

     В учебнике Шанского Н.М., Иванова И.И. [24; с 64] дается следующее определение: «словосочетание – это  грамматическое и смысловое объединение на основе подчинительной непредикативной связи знаменательных слов. Между  ними имеются атрибутивные, объектные или обстоятельственные синтаксические отношения. Кроме них отмечаются еще субъектные и комплетивные отношения.»

     В данном определении делается акцент на смысловое объединение слов и  отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные и обстоятельственные).

     Атрибутивные  отношения  есть в том словосочетании, в котором главное слово обозначает предмет, а зависимое – признак этого предмета. Признак предмета чаще всего выражается прилагательным, а предмет может быть существительным, местоимением, причастием и наречием : смелый воин, каждый миг , оперирующий врач, удар наотмашь и т.д.

     Объектные синтаксические отношения - это те отношения, где зависимое слово обозначает предмет, на который переходит действие либо к которому направлено, адресовано действие, состояние, признак названный главным словом. Словосочетания с объективными отношениями между компонентами представлены двумя семантическими моделями:

     1. действие и предмет или лицо, по отношению к которому  оно проявляется : печатать книгу, приобретение пособий, рассказы о подвигах;

     2. признак и предмет или лицо, по отношению к которому оно отправляется : склонность к анализу, крепче стали, слегка сладкий.

     Обстоятельственные  синтаксические отношения имеются  в тех словосочетаниях, в которых  зависимое слово обозначает качество, образ, способ действия, степень либо меру действия или признака, место, время, причину, цель, условие действия, состояния или проявления признака они представлены:

     1. моделью с определительно-обстоятельственными отношениями действие или признак и его качественная либо количественная характеристика: громко петь , одеваться со вкусом, говорить тихим голосом , много знать ;

     2. моделями с собственно обстоятельственными отношениями – действие или признак место его проявления : бежать по тропинке;  действие или признак и время его проявления прийти своевременно, всегда добрый;  действия и цель его проявления: отсутствовать по болезни; действие и цель его проявления: поехать учится;  действие и условие его проявления : работать при любой погоде ; действие условие, вопреки которому оно совершается : поступит вопреки ожиданиям.

     При выделении в предложении словосочетаний  с обстоятельственными отношениями следует учитывать, что большинство из них формируется на основе факультативных  связей , а зависимость одного компонента от другого проявляется, а зависимость одного компонента  от другого проявляется как правило , на основе внешнего соположения  и закрепленного порядка слов . [23;с. 458] .

     Субъективные  отношения  свойственны словосочетаниям, в которых грамматически господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя действия: рассказ преподавателя, доброта матери. Основанием для выделения словосочетаний  с такими отношениями  в отдельную группу является то, что они соотносительны  не с глагольными, а с предикативными  сочетаниями:  их зависимая словоформа  может быть преобразована в независимую  именительную  предикативную основу.

     Комплетивные  отношения характерны для словосочетаний с максимальной степенью спаянности компонентов. В большинстве случаев  такие единицы выступают как синтаксически нечленимые словосочетания, так как главный компонент  в виду его смысловой недостаточности или неопределенности  не может, употребляется  без распространителя в строго определенной форме : стая уток, стакан воды, стать героем . [19; с. 179] .

     На  основу грамматического значения словосочетания довольно часто наслаивается  дополнительное значение. Так определительные отношения в словосочетаниях, образуемых конкретно – предметами существительными  с зависимыми несогласуемыми словосочетаниями,  осложняется объективными или обстоятельственными оттенками значений. И наоборот, объективные или обстоятельственные отношения в словосочетаниях, образованные отглагольными существительными, под влиянием их предметного значения осложняются определительными отношениями. . [18; с.284 ]

     Словосочетания  как речевые образования и  как лежащие в их основе единицы языка – структурные системы – по характеру синтаксической связи делятся на два типа сочинительные и подчинительные. [23; с. 276]

     Сочинительные  словосочетания  представляют собой соединения однофункциональных форм слов на основе сочинительной связи. Их общая формула – форма слова и однофункциональная  ей и связанная с ней сочинительной связью форма другого слова.

     Подчинительные  словосочетания  представляют собой  основанные на подчинительной связи соединения слова  ( главный  компонент ).

     С определенной формой слова (зависимый  компонент). Общая формула подчинительных словосочетаний – слово и связанная  с ним  подчинительной связью форма  другого слова . [17; с. 410 ]

     В предложении используются оба вида связи -  сочинение и подчинение, в словосочетании только подчинительная связь. Розенталь Д.Э., МаловицкийЛ.Я., Валгина Н.С., Шахматов А.А. и Шанский Н.М. выделяют следующие виды подчинительной связи : согласование, управление и примыкание.[ 15; с289 ]

     Согласование  – это такая связь, при которой формы зависимого   имени прилагательного или другого слова, совпадающего по форме с прилагательным, реже – имени существительного уподобляются формам главного слова. При согласовании связь выражается окончаниями: бессмертный подвиг, бессмертная идея. Изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова: бессмертного подвига, бессмертному подвигу, бессмертным подвигом.

Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня