Формирование геометрических понятий в процессе продуктивных видов деятельности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 02:33, курсовая работа

Описание

Продуктивная деятельность это такая деятельность, которая в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам). В продуктивной деятельности у дошкольника значительно быстрее формируются геометрические. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Эти мыслительные операции в педагогической литературе принято называть логическими приемами умственных действий.

Содержание

Введение
Глава1 Обзор литературных источников по проблеме исследования
1.1.Содержание геометрических представлений формируемых у детей в дошкольном учреждений
1.2.Характеристика продуктивных видов деятельности дошкольника
1.3.Методы и приемы формирования геометрических понятий в дошкольном возрасте
Глава 2. Описание методики исследования
2.1. Диагностические задания для выявления сформированности геометрических понятий в дошкольном возрасте
2.2. Опыт формирования геометрических понятий в продуктивных видах деятельности
Заключения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая1).doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

- изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

- развивается умение создавать и воплощать замыслы;

- осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Другим видом продуктивной деятельности дошкольника является конструирование — целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность имеет свои способы и приемы, т. е. особые операционально-технические средства. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения.

«В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры» (А.Н.Давидчук).

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

- расширяется область творческих проявлений.

Выделяют три типа конструктивной деятельности детей:

Первый и наиболее элементарный — это конструирование по образцу. Ребенку демонстрируют образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но необходимо проявить внимание, сосредоточенность, а главное, выполнить поставленную задачу — «действовать по образцу».

Второй тип — конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.

Третий тип конструктивной деятельности — конструирование по замыслу. В этом случае ничто не ограничивает ни фантазию ребенка, ни выбираемый им строительный материал. Такой тип конструирования обычно диктуется игрой: можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающих предметов — мебели, палок, зонтов, кусков ткани и др. Дети строят дома, корабли, машины, ракеты и т. д. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.

Все три типа конструирования не следует считать этапами, последовательно сменяющими друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации, но каждый тип конструирования развивает определенные способности.

 

1.3. Методы и приемы формирования геометрических понятий в дошкольном возрасте

Ведущий способ деятельности при изучении геометрических понятий — это моделирование. Вместе с тем, моделирование как деятельность, изначально ориентированная на сенсомоторные функции психики, рассчитанная на максимальное использование и стимуляцию образного мышления, является наиболее эффективным способом обучения, психологически обусловленным, соответствующим физиологическим возможностям мозга детей дошкольного возраста. При этом основой для формирования геометрических представлений должна являться собственная моделирующая деятельность ребенка с адекватными моделями изучаемых понятий и отношений. Эта позиция в полной мере отражает современный взгляд на необходимость построения учебного процесса на основе деятельностного личностно-ориентированного подхода к организации обучения.

Для ребенка дошкольного возраста оптимальными являются вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). При этом чем младше ребенок, тем значимее первый вид моделирования.

Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения психологических особенностей детей младшего возраста, так и с точки зрения процесса усвоения понятий.

Изучая геометрические понятия, мы, с одной стороны, отвлекаемся от реальных объектов действительности: среди всех свойств рассматриваем только размеры, форму и положение в пространстве. Таким образом, мы изучаем абстрактные модели каких-то реальных объектов. Но с другой стороны, практически любое геометрическое понятие позволяет построение чувственно воспринимаемой модели. Моделирование помогает воплотить абстрактные геометрические понятия в форму, воспринимаемую сенсорикой ребенка.

Дидактически действие моделирования является как раз тем общим способом действия, который отражает специфику математического описания действительности. Если человек умеет построить какую-либо модель изучаемого понятия, процесса, явления, ситуации, отношения и описать ее математическим языком, значит, он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Именно через работу с геометрическим материалом на основе модельного подхода возможно формировать и развивать математическое мышление ребенка младшего возраста.

Ознакомление детей с формой предметов наилучшим об­разом происходит при сочетании различных методов и прие­мов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигу­ра» и др. Широкое применение в обучении находят практиче­ские методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практиче­скими используются словесные методы и приемы: «Как назы­вается, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»...

Дети должны научиться основным действиям по обследо­ванию формы предметов. Обследование геометрической фигу­ры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования яв­ляется сравнение фигур, различных по форме и величине. По­сле того как дети научились сравнивать геометрические фигу­ры с предметами, близкими по форме, необходимо предоста­вить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

Во второй младшей группе дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат, пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб, куб и брусок — кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру. Для демонстрации геометрических фигур необходи­мо использовать разные по величине и цвету фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2 Описание методики исследования

2.1. Диагностические исследования задания для выявления сформированности геометрических понятий в дошкольном возрасте.

В практике дошкольного образования все чаще используется обследова­ние детей. В начале учебного года целесообразно выявить их представ­ления об азах математики, чтобы выбрать адекватное содержание и ме­тоды предстоящего обучения. По завершении учебного года важно выяснить, продвинулись ли дети в результате проведенной работы, выяснить, но не «ста­вить оценки». В процессе заключительного собеседования педагог оценивает итог образовательной работы и определяет уровень, которого достигли дети. Кроме того, необходимо определить индивидуальные достижения каждого ре­бенка, чтобы правильно выстроить дальнейшую педагогическую работу, выби­рать верный темп и поддерживать интерес, выявлять трудности, своевременно приходить детям на помощь, организуя коррекционную работу или отдельные индивидуальные занятия. В подготовительной к школе группе по результатам собеседования решается вопрос о готовности ребенка к школе в целом или по отдельным областям специальных знаний.

Приступая к обследованию, следует наметить его цель и задачи. Например, цель – выявить особенности представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) у детей среднего дошкольного возраста. Задачи конкретизируют цель обследования:

•  определить уровень развития обследовательских умений, узнавания пло­ских геометрических фигур на ощупь и с помощью зрения, характер их словес­ного обозначения;

•  выявить понимание независимости эталонной формы геометрической фигуры от ее цвета, величины, пространственного расположения; умение группировать и классифицировать геометрические фигуры по различным признакам;

•  выявить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры;

•  выявить умение выделять в сложной форме предмета отдельные геомет­рические фигуры.
        Существуют очень разные диагностические задания для выявления сформированности геометрических понятий в дошкольном возрасте. Я бы хотела описать некоторые из них.

Первая методика называется «Платки», которая  проводиться с детьми  второй младшей группы только в форме индивидуальных заданий.

Задача этой методики различать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник.

В оборудование входят пять квадратов с изображением нескольких геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов(на одном изображены только квадраты; на другом – только треугольники, на остальных узор состоит из разных фигур).

Обследование проводиться отдельно с каждым ребенком в форме игры. Принимаются и фиксируются в протоколе любые формы ответа: слова, жесты, действия. Подсказки и комментарии не используют. Беседа проводиться динамично. Вопросы повторяются спокойно, не навязчиво. Паузы не затягиваются, но и к строгому поторапливанию ребенка тоже не следует прибегать. Если он выполняет задание неверно или затрудняется в нахождение ответа, воспитатель все равно одобряет его, например, за желание участвовать в игре. К таким педагогическим уловкам воспитатель прибегает, чтобы у ребенка не пропал интерес к собеседованию, что бы он переключился на что-то другое, не отошел от темы разговора, что нередко наблюдается у детей неуверенных в своих знаниях.

Обследование начинается с предложения воспитателя ребенку поиграть с куклами с Олей и Катей. Они пошли в магазин покупать платки. Оля выбрала себе платок, на котором нарисованы только одни квадраты. Найди его. Покажи мне и Оле все квадраты на платочке. А Катя купила платок, на котором нарисованы только треугольники. Найди его. Покажи мне и Кате все треугольники на платочке.

Информация о работе Формирование геометрических понятий в процессе продуктивных видов деятельности дошкольника