Форма организации процесса обучения: традиции и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3

Традиционные формы организации обучения и их развития в дидактике.5
Инновационные формы обучения…………………………………………...12
Понятие о формах организации обучения и их классификация.……….....21

Заключение…………………………………………………………………….....29

Список литературы……………………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Кудашевой И.Т..docx

— 81.62 Кб (Скачать документ)

3. По цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся (М.И. Махмутов):

  • уроки изучения нового учебного материала;
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
  • уроки обобщения и систематизации;
  • комбинированные уроки;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

4. По преобладающему компоненту урока (В.И. Журавлев):

  • смешанные (комбинированные);
  • специальные:
  • урок усвоения нового материала;
  • урок закрепления;
  • урок повторения;
  • урок контроля, проверки знаний.

5. По дидактической цели (Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина и др.):

• урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;

• урок закрепления знаний;

• урок выработки и закрепления умений и навыков;

• обобщающий урок;

• урок проверки знаний , умений  и навыков (контрольный урок).

Все выше перечисленные уроки  можно разделить на: типичные (стандартные) и нестандартные уроки [24,c.304 ].

Существуют классификации  форм обучения, делящие их по дидактическим  целям на теоретические, комбинированные, практические, трудовые [дидактика].

Комбинируя сочетания  общих и конкретных форм обучения, педагоги получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной  и др.

Различия в коммуникативном  взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных  форм обучения  на три группы, которые представлены в таблице №1 А.В.Хуторским:

1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;

2) коллективно-групповые  занятия по типу классно-урочных;

3)системы индивидуального-коллективных занятий.[24,c.307]

Таблица №1

 

Группы и элементы одной  классификации не являются логически  и педагогически изолированными [ 5,c.108 ].

Нестандартный урок – импровизированное  учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников[24,c.303].

Классификация нестандартных  уроков (по Фицуле М.М.):

     - интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.);

     - межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;

     - театрализированные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;

     -  уроки,  которые ещё не приобрели широкого  распространения, поскольку механизм  действия подсознания пока еще  технологически не разработан  относительно педагогики и отдельных  методик; 

     - уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается в разных классах.

Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):

1. Урок - деловая игра.              

2. Урок - пресс конференция.

3. Урок - соревнование.

4. Урок - консилиум.

5. Урок - зачет.

6. Урок-КВН.

7. Урок-суд.

8. Урок-аукцион.

9. Урок-экскурсия.

10. Урок-семинар.

11. Урок- театральное представление.

12. Урок-консультация.

13. Урок - блок-схема.

14. Урок-лекция[18,c.302].

Легко заметить, что в  ряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые  в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные  и внеурочные формы организации  учебной работы.

Исходя из такой трактовки  термина "организация" И.М. Чередов  справедливо констатирует, что форма  организации обучения предполагает "упорядочивание, налаживание, приведение в систему" взаимодействия учителя  с учащимися при работе над  определенным содержанием материала. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью  со стороны учителя. Построенная  на оптимальном сочетании компонентов  процесса как целостной динамической системы, она способствует его результативности. Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые  обеспечивали бы условия для эффективной  учебной работы учеников под руководством учителя. Вот один из примеров такой  организации. Учебное занятие начинается с чтения учащимися параграфа  учебника под углом зрения какого-либо задания, выписывание своих вопросов, какие возникают у школьников в ходе чтения, фиксации непонятных им вопросов. Учитель в свою очередь  собирает эти вопросы, классифицирует, отмечает качество вопросов, их глубину, содержательность. Устанавливает их связь с предыдущей темой, другими  учебными предметами, актуальными проблемами производства, экономики, культуры, жизни [16,c.287].

После того как каждый учащийся в своем темпе познакомился с  новым материалом, уточняются и разбираются  вопросы учащихся. На них отвечают наиболее подготовленные школьники. Учитель  по мере необходимости уточняет, дополняет  ответы учеников, отвечает на самые  сложные вопросы, используя известные  ему методы и приемы обучения. Затем  начинаются практические занятия - упражнения, решения задач, лабораторные работы. Тут учитель оценивает уже  не только знания, но и умения их применять. При этом он может привлекать на помощь слабым ученикам более сильных, создавая творческие группы, расширяя столь необходимые в этом возрасте деловые общения. По итогам практических работ выставляются оценки. Неисправившееся с заданием прорабатывают материал изучаемой темы в резервное время (внеурочное) вместе с учителем и сильными учениками. Вот в таком характере учебного занятия очень четко просматриваются формы организации учебной деятельности школьников, формы организации обучения[24,c.289].

Анализ научной литературы позволил нам заключить, что приведенный пример организации учебной работы означает, что одна и та же форма обучения (например, урок) может иметь различную модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы, организуемой учителем. Об этом убедительно свидетельствует история развития организационных форм обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации  обучения. Исторический анализ их развития позволяет констатировать, что наиболее устойчивой оказалась классно-урочная система и что она действительно является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы. Возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных форм организации связано с требованиями, потребностями развивающегося общества.

Критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившиеся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием многочисленных поисков и теоретиков педагогики, и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой - путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки. На сегодняшний день продолжается усовершенствование классно-урочной и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации, технизации обучения.

Рациональное сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и повышение самооценки. Одна и та же форма обучения может иметь различную модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы, организуемой учителем. Об этом убедительно свидетельствует история развития организационных форм обучения.

 

 

Список литературы

 

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для педагогического саморазвития - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С.305-345.
  2. Афанасьева Е.Д., Борисова Л.Г. Инновационная культура педагогов // Информационно-методический и дидактический журнал [сайт].  – URL: http://www.image.websib.ru/05/text_article.htm?237.
  3. Беспалько В.П. Можно ли купить инновации?//Журнал «Педагогика», 2010.- №7. - с.30.
  4. Бонарева Н.Д. Инновационная деятельность в сфере практического обучения.//Журнал «Среднее профессиональное образовние», 2007. - №3. - С.25.
  5. Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования. – URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195049350&archive=1195938639&start_from=&ucat=&.
  6. Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования.//Журнал «Педагогика», 2007. - №7.- С.108.
  7. Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., М., 1982.- 223 с.
  8. Жбанова  О.А. Инновация или традиционная форма обучения?// Журнал «Начальная школа», 2010. - №4.- с.60.
  9. Ибрагимов Г.И. Развитие урока в условиях модульного обучения // Журнал «Инновации в образовании», 2007. - №4.- С.8.
  10. Иванов А.В. «Живая инновация» новый учебный курс или курс в новое? //Журнал «Педагогика», 2010. - №3.- С.47.
  11. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г.И. Прозументовой. Барнаул-Томск, 1997. - 128 с.
  12. Лазарев В.С. О национальной инновационной системе образовании и задачах научного обеспечения её развития// Журнал «Педагогика», №7.-2010. - С.12.
  13. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985. - С. 49.
  14. Педагогика:  педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пос. для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / Смирнов С.А. , Котова  И.Б., Е.Н.Шиянов и др.; Под редакцией Смирнова С.А. -4-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с.512.
  15. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шлянов.-3-е изд.-М.:Школа-Пресс,2000.- с.512.
  16. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1995. - С.287-291.
  17. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. Колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 400с.
  18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.-Кн.1 Общие основы. Процесс обучения – 576с.
  19. Подласый И.П. Педагогика.-100 вопросов-100 ответов: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС,2001. – 368с.
  20. Сластёнин В. А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  21. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.- 224 с.
  22. Философская энциклопедия. Т.4. М., 1970. - С. 383.
  23. Харламов И.Ф. Педагогика, 2-е изд. М., 1990. - С. 231-232.
  24. Хуторской В.А. Педагогика, 2-е изд. М., 1999. – С.287-303.

Информация о работе Форма организации процесса обучения: традиции и инновации