Форма организации процесса обучения: традиции и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3

Традиционные формы организации обучения и их развития в дидактике.5
Инновационные формы обучения…………………………………………...12
Понятие о формах организации обучения и их классификация.……….....21

Заключение…………………………………………………………………….....29

Список литературы……………………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Кудашевой И.Т..docx

— 81.62 Кб (Скачать документ)

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Современное дистанционное  обучение строится на использовании  следующих основных элементов: среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), методов, зависимых от технической среды обмена информацией[5,c.108].

В настоящее время перспективным  является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых  массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению[2].

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

  1. снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  2. проводить обучение большого количества человек;
  3. повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  4. создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения)[1,c.305-345].

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных  образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью  ДОТ (дистанционных образовательных  технологий) можно проводить как  очно, так и дистанционно. Госдума  РФ рассматривает проект поправок к  закону об образовании, связанных с  дистанционным обучением.

Использование в системе  открытого образования современных  информационных технологий, прежде всего  сети Интернета, придало учебному процессу специфические особенности:

• во-первых, это мгновенная передача информации с помощью электронной  почты (консультирование профессорами, пересылка методических рекомендаций, текстовых и гипертекстовых учебников);

• во-вторых, он-лайн лекции, общение на форумах, чатах, конференциях, как с преподавателями, так и с коллегами-студентами позволяют оперативно решать многие образовательные задачи;

• в-третьих, электронные  учебные курсы, размещаемые образовательными учреждениями, как в сети Интернета, так и на компакт-дисках (CD), содержат не только тексты, но и необходимые  иллюстрации (анимацию, видео и т.д.), вопросы для проверки знаний, гиперссылки  на справочные материалы;

• наконец, электронное обучение предполагает использование студентом  всех интеллектуальных ресурсов всемирной сети Интернета[21,c.204].

Формы дистанционного обучения:

  1. дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
  2. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
  3. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные  веб-форумы — форма работы пользователей  по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых  на одном из сайтов с установленной  на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

  1. Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы  заложен метод обучения, который  получил название «Природный процесс  обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)[5.c,243].

  1. Телеприсутствие: Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками [1,c.306]. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

Анализ научной литературы позволил нам заключить, что в настоящее время идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации, технизации обучения. Исторический анализ показывает, что наиболее устойчивой оказалась классно-урочная система и что она действительно является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы.[23,c.231-232]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Понятие о формах организации обучения и их классификация

 

Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах  педагогической литературы. И это  не случайно. Четкого определения  в педагогической науке понятий "форма организации обучения" или "организационные формы обучения", как и понятия "формы учебной  работы" как педагогических категорий  пока нет. И.Ф. Харламов, констатирует, что "к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения", и что многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории [16,c.284].

Тщательный анализ различных  позиций в определении данного  понятия, предпринятый И.М.Чередовым, свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение. Поводом к такому выводу послужило определение данного понятия И.Я. Лернера. Он пишет: "Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом" [20, с. 223].

В науке понятие "форма" рассматривается как с позиции  чисто лингвистической, так и  с позиции философской. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие "форма" трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием [16,c.285].

 Форма - это наружный  вид, внешнее очертание, определенный  установленный порядок. Форма  всякого предмета, процесса, явления  обусловлена его содержанием  и, в свою очередь, оказывает  на него обратное влияние. В  "Философской энциклопедии" понятие  форма определяется так: "форма  есть внутренняя организация  содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета"[24,c.383]. И тем самым выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления, как между собой, так и с внешними условиями. Форма обладает относительной самостоятельностью, усиливающейся тем больше, чем большую историю имеет данная форма.

Применительно к обучению, форма - это специальная конструкция  процесса обучения, характер этой конструкции  обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция  обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым  в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками  при работе над определенным учебным материалом [16,с.291]. Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способ его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.

Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся  в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной  деятельности учащихся по усвоению определенного  содержания учебного материала и  освоению способов деятельности. Представляя  собой наружный вид, внешнее очертание  отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла  обучения и как дидактическая  категория обозначает внешнюю сторону  организации учебного процесса, которая  связана с количеством обучаемых  учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления [1,c.334].

При этом, некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов считает, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово "форма" - "форма обучения". В первом своем различии "форма обучения" означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин "форма обучения" отличается от термина "форма организации обучения", обозначающего какой-либо вид занятия - урок, предметный кружок и т.п. [13,с. 49].

Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учениками.

Форма организации  обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный вид занятия – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Эти формы называются внешними. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников [24,c.298].

В.И. Андреев выделяет внутренние формы организации обучения, в  качестве основания для классификации, выбирая структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения. К внутренним формам организации обучения относятся: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое  занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий [1,c.343].

Урок - это форма организации  обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие  по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.  А.В.Хуторской в своих исследованиях, выделил различные научные подходы к классификации уроков в зависимости от их признаков, взятых за основу:

1. по  содержанию и способу проведения (Казанцев И.Н.). По первому критерию  уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии  и тригонометрии. А внутри них – в зависимости от содержания  преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий – уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы, лабораторное занятие, практическое занятие, зачет, контрольная работа и т.д.

2. По логическому содержанию и этапам обучающей деятельности (С.В. Иванов):

  • вводные,
  • первичного ознакомления с материалом,
  • уроки  усвоения новых знаний,
  • уроки применения полученных знаний на практике;
  • урок закрепления, повторения и обобщения;
  • контрольный урок;
  • смешанный (комбинированный) урок.

Информация о работе Форма организации процесса обучения: традиции и инновации