Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание

Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель-воспитатель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности как системы качеств, чтобы уметь формировать такие качества у своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной темы: “Формирование творческой личности младшего школьника на уроках математики".

Содержание

Введение
Раздел 1. Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника
1.1. Понятийный аппарат проблемы творчества
1.2. Концептуальные положения.
1.2.1. Сущность и специфика творческой деятельности.
1.2.2. Цели и задачи технологии творчества4
1.3. Критерии и показатели формирования творческих элементов у млад-ших школьников
1.4. Выявление творческих способностей младших школьников
Выводы
Раздел 2. Методическая система формирования творческой личности младшего школьника средствами математики
2.1. Методика формирования творческой личности при обучении математике
2.2. Приемы активизации творческой деятельности учащихся на уроках математики
2.2.1. Формирование творческих элементов у младших школьников в про-цессе индивидуальной работы на уроках математики
2.2.2. Обучение составлению эвристических алгоритмов, как способ развития творческих способностей младших школьников
2.2.3. Нестандартные задания по математике, как средство развития творческой личности учащихся начальной школы
2.2.4. Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся
2.2.5. Использование заданий творческого характера на уроках математи-ки
2.3. Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

bestref-103746.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

73. Яковлева Е.А. Психология  развития творческого потенциала  личности.-М.: Фланта,1997.-135с.

 

Приложение 1

Упражнения для развития математических способностей младших школьников.

 

1. Определите закономерность  в расположении чисел в каждом  ряде и допишите соответственно  с этой закономерностью еще  по два числа.

1) 3; 4; 5; 6; 7; 8;??

2) 8; 7; 6; 5; 4; 3;??

3) 6; 9; 12; 15; 18; 21;??

4) 7; 12; 17; 22; 27; 32;??

5) 40; 35; 30; 25; 20; 15;??

6) 15; 19; 23; 27; 31; 35;??

7) 2; 4; 8; 16; 32; 64;??

8) 74; 71; 68; 65; 62; 59;??

9) 16; 17; 15; 18; 14; 19;??

10) 1; 2; 4; 8; 16; 32;??

 

2. Установите закономерность  и замените знак вопроса числом.

1) 16  8 8  2) 12  9 3

    27  15 12      34  7 27

    32  19 ?      15  8 ?

 

3) 28  16 12  4) 45  9 5

    34  25 9      63  7 9

    56  33 ?      72  8 ?

 

5) 66  3 22  6) 48  31 17

    16  4 4      15  9 6

    27  9 ?      39  13 ?

 

7) 54  5 7 52  8) 34  2 5 22

    18  5 43 56      28  4 24 31

    51  13 28 ?      45  5 62 ?

 

9) 36  6 15 21  10) 7  6 9 33

    49  7 9 16      15  4 26 34

    18  2 48 ?      9  3 11 ?

 

3. Расставьте математические  знаки так, чтобы равенство  было правильным.

Ответы

1) 1 2 3 4 5=0   (1+2)х3-(4+5)=0

2) 1 2 3 4 5=1   1+2-(3+4-5)=1

3) 1 2 3 4 5=2   (1+2+3+4):5=2

4) 1 2 3 4 5=3   12:3+4-5=2

5) 1 2 3 4 5=4   1х2+3+4-5=5

6) 1 2 3 4 5=5   1+2+3+4-5=7

7) 1 2 3 4 5=6   12+3-(4+5)=6

8) 1 2 3 4 5=7   1+2+3-4+5=7

9) 1 2 3 4 5=8   (1+2)х3+4-5=8

10) 1 2 3 4 5=9   1+2-3+4+5=9

11) 1 2 3 4 5=10  (1+2)х3-4+5=10

 

4. Установите закономерность, а затем знак вопроса числом.

   

1

     

2

     

4

     

4

 

1)

3

16

3

2)

4

36

4

3)

1

?

1

4)

5

?

5

   

1

     

2

     

4

     

4

 

 

 

5) 12  6 18 6) 48  2 34 7) 45  5 9

    6  18 12     2  24 48      ?  9 45

      ?  15 25     35    ? 7     36  6 6

    25  ? 10     5    ? 35       ?  6 36

 

8)

               

9)

                     
       

4

   

?

   

44

     

63

           
     

28

   

26

       

52

     

27

         
   

13

   

19

           

19

     

48

       
 

75

   

38

               

26

     

21

     

94

   

87

                   

17

     

39

   
                             

86

     

?

 

 

Приложение 2

Нестандартные задачи

Задача 1.

На детской площадке 8 двух - и трехколесных велосипедов. Всего у них 21 колесо. Сколько  двух - и трехколесных велосипедов на площадке? (5 трехколесных и 3 двухколесных велосипеда)

Задача 2.

В клетку посажены кролики  и фазаны. У животных вместе 35 голов  и 94 ноги. Сколько было в клетке кроликов и сколько фазанов? (12 кроликов и 23 фазана).

Задача 3.

Если в каждой байдарке будет сидеть по два спортсмена, то на берегу останется 3 спортсмена. А если в каждой байдарке будет сидеть по три спортсмена, то не хватит двух спортсменов. Сколько было спортсменов и сколько байдарок? (5 байдарок и 13 спортсменов.)

Задача 4.

Если посадить всех учеников данного класса по одному за партой, то 6 учеников останется без мест, а если посадить по два ученика, то останутся свободными 4 парты, и за одной партой будет сидеть 1 ученик. Сколько учеников, и сколько парт было в классе? (15 парт и 21 ученик)

Задача 5.

Настасья Петровна из сказки Л.К.Толстого "Три медведя" приготовила на десерт землянику и чернику. В вазе земляники в 3 раза больше, чем черники. Когда каждый взял по одной землянике и одной чернике, в вазе осталось земляники в 4 раза больше, чем черники. Сколько было первоначально в вазе земляники и сколько черники? (9 черник и 27 земляник).

Задача 6.

Мама разделила поровну  мандарины между тремя детьми. Когда каждый из них съел по 4 мандарина, у них осталось вместе столько мандаринов, сколько получил каждый. По сколько мандаринов досталось каждому? (6).

Задача 7.

Как-то рано по утру

Птицы плавали в пруду.

Белоснежных лебедей

Втрое больше, чем гусей.

Уток было восемь пар -

Вдвое больше, чем гагар.

Сколько было птиц всего?

Если нам еще дано,

Что всех уток и гусей

Столько, сколько лебедей. (Всего птиц - 56).

Задача 8.

Белка задала зайцу 6 задач. За каждое правильное решение задачи заяц получал три морковки, а за каждое неправильное решение белка забирала у него 2 морковки. Сколько задач правильно решил заяц, если он получил всего 8 морковок? (четыре задачи).

Задача 9.

В лесной школе сова рассаживала  своих учеников - зверей за парты. Если она сажала за парту по два ученика, то четверо зверят оставались без  места: если по трое - одна парта оставалась пустой. Сколько учеников и сколько парт было в лесной школе? (7 парт и 18 учеников)

Задача 10.

"Палки и галки" (народная задача)

Прилетели галки,

Сели на палки.

Если на каждой палке

Сидит по одной галке,

То для одной галки

Не хватает палки...

Если же на каждой палке

Сидит по две галки,

То одна из палок

Будет без галок.

Сколько было палок?

Сколько было галок? (4 галки  и 3 палки).

Задача 11.

По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов,

Сосчитать я так же смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

"Сколько было петухов?"

И узнать я был бы рад,

Сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ?

До свиданья, всем привет! (поросят - 4, петухов - 7)

Задача 12.

В вазе лежало слив в 6 раз  больше, чем яблок. Если добавить 3 яблока и забрать 6 слив, то слив будет в 3 раза больше, чем яблок. Сколько яблок и сколько слив было в вазе сначала? (5 яблок и 30 слив)

Задача 13.

На КВН команде "Почемучки" было задано 10 вопросов. За каждый правильный ответ команде засчитывалось  пять очков, а за каждый неправильный ответ снималось два очка. На сколько вопросов ответила правильно команда "Почемучки", если она набрала 22 очка? (6).


 

Приложение 3

Дидактическая игра "Перевертыши"

 

Детям предлагаются наборы из 20 карточек. Со схематическим изображением на них каких-либо предметов, или простых геометрических фигур. В каждом наборе 5 комплектов и по 4 карточки с изображением одной и той же фигуры, но в разных пространственных ракурсах.

Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения.

Задание

Нарисуй предмет, используя  круг, квадрат, треугольник, трапецию.

Даны графические изображения  четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.

 

Приложение 4

Тестовый материал к  методике «Изучение математического  мышления»

  1.         2 3 4 5 6 7... …
  2.         9 8 7 6 5 4 … …
  3.         28 29 30 31 32 33 34 … …
  4.         3 5 7 9 11 13 … …
  5.         44 55 66 … …
  6.         16 14 12 10 8 … …
  7.         23 20 17 14 11 8 … …
  8.         9 12 15 18 21 24 … …
  9.         1 4 7 10 13 16 … …
  10.      5 1 5 2 5 3 … …
  11.      91 71 51 … …
  12.      5 10 15 20 25 30 … …
  13.      3 7 11 15 19 23 … …
  14.      88 77 66 … …
  15.      4 5 7 10 14 19 … …
  16.      40 35 30 25 20 … …
  17.      30 26 22 18 14 10 … …

Информация о работе Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника