Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, дипломная работа

Описание

Целью является определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Исходя из этого, можно предположить, что активная жизненная позиция будет оказывать более существенное влияние на успешную социализацию подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;

Содержание

Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс социализации подростков из неблагополучных семей.
Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Работа состоит из  1 файл

новенький.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

Материально ориентированные  семьи. Здесь главное внимание уделяется  материальному благополучию. Детей  в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей обеднен.

Враждебные семьи. Неуважение к детям, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, они плохо  относятся к родителям, не любят  школу, могут уходить из семьи.

Антисоциальные семьи. Это скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30 % случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.[24, с. 210]

Стремительные изменения  в политической, экономической и  культурной жизни России не оставляют  современной семье времени и возможности для длительной адаптации. В связи с кризисной ситуацией в стране, можно говорить о том, что в большинстве российских семей упало материальное потребление. Вслед за падением материального потребление наступает отторжение от образовательных услуг, нормального здравоохранения, возможности отдохнуть, реализоваться в труде. [32, с. 165]

Общим и важным в рассматриваемой  проблеме является то, что семья, являясь  важным элементом общественной жизни, напрямую зависит от состояния общества.

 В этих условиях  семейные связи становятся неустойчивыми,  динамичными, нестабильными. Социальный  и культурный кризис в нашем  обществе привел к девальвации  семейных ценностей, смысла семейной  жизни.

В определенном смысле, семья  является единственным для человека прибежищем от социальных и экономических тягот. Для подростка это практически единственное место выживания и сохранения психического и физического здоровья, нормального социального самочувствия.

На сегодняшний день такое печальное явление нашей  действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.

Характеристика социально-неблагополучных семей очень разнообразна.

Это семьи, где:

- родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);

- родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие);

-  родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица;

- попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).

В настоящее же время, рост материально и социально  неблагополучных семей, ухудшение  их психологического состояния приводит к увеличению заброшенных детей, оставленных один на один с трудностями  жизни.

Если в большинстве  случаев, счастливая семья – залог благополучия ребенка, то неблагополучная семья – один из источников девиантного и делинквентного поведения детей и подростков. Это ярко иллюстрируется статистическими данными и данными обзоров положения преступности. В 2008-2009 году такие данные свидетельствуют об одновременном росте преступности среди несовершеннолетних и ухудшения положения семьи. Значительно увеличилось число родителей, лишенных родительских прав. За последние 2 года их число увеличилось в 3 раза. Только в 2009 году лишено родительских прав свыше 250 семей. Основной возраст родителей, лишаемых родительских прав – 25-30 лет. Ежегодно на учете в милиции, в связи с уклонением от выполнения родительских обязанностей, состоит около 1600-1700 родителей.

Не находя должного внимания со стороны родителей, дети из таких семей самовольно покидают свои семьи. Ежегодно более 500 детей Ростовской области уходят из дома.

Неблагополучие в семье, конфликты  с родителями, жестокое обращение  с детьми, отсутствие эмоционального тепла и понимания – вот основные причины ухода подростка из дома. А бродяжничество и беспризорность в подростковом возрасте закрепляют опыт асоциального поведения. [32, с. 168]

Важным показателем семейного  неблагополучия является рост разводов и количества неполных семей (в основном один родитель и ребенок). Кроме того, в настоящее время, достаточно остро семейное неблагополучие проявляется в алкоголизации, которая ведет к генетическим, социально-психологическим, нравственным и криминальным последствиям. Достаточно хорошо изучены генетические негативные последствия, которые проявляются непосредственно и отдаленно. Ухудшение генетического потенциала семьи в последующих поколениях будет нарастать в геометрической прогрессии. [25, с 43.] Несовершеннолетние из алкоголизирующихся семей, будучи отягощенными психическими и физическими заболеваниями, будучи носителями слабого интеллекта и низкого уровня образованности, вливаются в криминогенные и криминальные группы.

Важно сказать о ценностных ориентациях  неблагополучной семьи. В социологии сложился подход, согласно которому в основе семейного неблагополучия лежит тот факт, что супруги все более стремятся к удовлетворению потребности в самоактуализации своего "я", саморазвитии и самосовершенствовании за пределами семьи. То есть семья и родительство становятся просто неконкурентоспособными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, материального неблагополучия и т.п., что и приводит к росту числа неблагополучных семей [14].

Однако, если следовать этой логике, то родители, запустившие семейную сферу, должны достигать больших успехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в самоактуализации своего "я", саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Но известно, что в большинстве неблагополучных семей этого не происходит.

Логичнее здесь предположить, что причиной семейного неблагополучия является не то, что супруги удовлетворяют  свои потребности в самоактуализации, саморазвитии и самосовершенствовании  во "внесемейной" сфере, хотя это, естественно, тоже может влиять на семейное неблагополучие, а то, что сами эти потребности у супругов не развиты или находятся в зачаточном состоянии. [8, с. 93 - 99.]

В литературе, посвященной  благополучной социализации детей  часто встречается утверждение о том, что родители в благополучных семьях передают своим детям собственные духовные ценности, формирую у детей таким образом, соответствующие ценностные ориентации, позволяющие им двигаться в социально одобряемом направлении.

И наоборот, в литературе, посвященной девиантному поведению детей часто встречаются указания на то, что духовные ценностные ориентации не играют большой роли в жизни родителей,  а характер отношений в семье таков, что передача духовных ценностей от родителей к детям практически исключается.

У членов неблагополучных  семей познавательная потребность  выступает чаще как потребность  в новом стимуле, чем как потребность  в системе представлений о  мире. Привлекают именно те темы, которые  эмоционально возбуждают, динамичны, полны неожиданностей (возбуждающие подробности угона автомашины, драки шоферов такси, поведение законченных пьяниц окрестного района и т.д.).

В неблагополучных семьях легко столкнуться либо с равнодушными установками по отношению к труду (выбор места работы, учебы членами семьи довольно случаен), либо даже со скептическим или пренебрежительным отношением к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость. Достижение своих целей с помощью этих качеств нередко явно или скрытно считается уделом людей, которые "не умеют жить". [34]

Социальный институт семьи существует с незапамятных времен. Одна из причин его долговечности  состоит в том, что именно семья  позволяет человеку, поддерживая  неприкосновенность собственного личного  пространства, сохранять устойчивые социальные позиции.

Роль семьи, как одного из важнейших элементов национальной культуры, признавалась всегда, особенно в системе воспитания ребенка, обеспечении  его развития, выживания, социализации. Но ясно и то, что роль семьи в  успешной социализации ребенка, его положение и самочувствие в семье и обществе зависят от особенностей уклада жизни конкретной семьи, ее взаимоотношений с обществом.

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

В данной главе мы рассмотрели  содержание основных теоретических  понятий, таких, как активная жизненная  позиция, социализация, подростковый возраст, неблагополучная семья и пришли к следующим выводам.

Под активной жизненной  позицией понимается умение строить достойную жизнь в достойном обществе, воспитать и развить в себе такие качества личности как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность, ответственность за себя и других.

Активная жизненная  позиция – это ответственность за свое поведение, способность к критическому мышлению,  положительному  взаимодействию с окружающими, адекватному поведению в стрессовых ситуациях, ситуациях выбора, принятия решений, развитие положительного  самосознания и положительной  «Я -концепции».

Социализация трактуется нами как процесс становления  человека частью общества, процесс  усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на нее.

В широком смысле, успешная социализация личности  определяется нами как результат успешного  усвоения социальных норм, позволяющих  индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие.

Для определения границ подросткового возраста мы ориентировались  на периодизацию Л.С. Выготского, составленную на основе чередования кризисных  и стабильных периодов. В нашей работе за подростковый возраст мы приняли отрезок от 11 до 15 лет.

Рассматривая неблагополучную  семью как микрофактор социализации подростка, мы пришли к следующим  выводам.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Неблагополучная семья  – один из источников девиантного  и делинквентного поведения детей  и подростков.

Важным показателем  семейного неблагополучия является рост разводов и количества неполных семей (в основном один родитель и  ребенок). Кроме того, в настоящее время, достаточно остро семейное неблагополучие проявляется в алкоголизации, которая ведет к генетическим, социально-психологическим, нравственным и криминальным последствиям.

Тенденцией современности  является рост неблагополучных семей. В связи с этим, возникла необходимость в планомерной и целенаправленной педагогической работе по изучению проблем семьи, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений и формировании ценностного отношения к семье у общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной  позиции подростков из неблагополучных  семей.

2.1 Система  работы социального педагога  с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Деятельность социального  педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

В общем виде, эту деятельность можно представить следующим образом:


    







 

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя два компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Информация о работе Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей