Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:03, дипломная работа

Описание

Целью является определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Исходя из этого, можно предположить, что активная жизненная позиция будет оказывать более существенное влияние на успешную социализацию подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;

Содержание

Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс социализации подростков из неблагополучных семей.
Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.
Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Работа состоит из  1 файл

новенький.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

Психологи считают, что  именно поэтому, подросток стремиться подчеркнуть свою индивидуальность через принадлежность к неформальной группе, субкультуре.

 Согласно М. Брейку, субкультура  как феномен характеризуется  совокупностью норм, ценностей, представлений  и стереотипов поведения традиционной  культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым обществом.

Субкультуру мы можем рассматривать  как проявление активной жизненной  позиции подростков: у них появляются собственные, глубоко отличные, как  им кажется, от других интересы, собственные  правила жизни, ценности, мораль.

  1. К проявлениям подростковой субкультуры относятся попытки создания норм социального действия. Подростковый возраст наиболее активный для самоутверждения и поиска новых форм деятельности, более рискованных и нестандартных. [42].

Подростковая субкультура  оказывает серьезное влияние на формирование активности и самостоятельности подростка, ведь субкультура, это «персональный» мир подростка, в котором он создает свои правила, нормы и ценности.

Центральным новообразованием подросткового  возраста является чувство взрослости, так как оно выражает абсолютно новую жизненную позицию подростков по отношению к себе, к людям, к миру.

  1. Чувство взрослости - особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все взрослые и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Подростки претендуют на равноправие во взаимоотношениях со старшими и идут на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Это чувство проявляется в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Претендуя на новые права, подростки стараются ограничить их у взрослых, в том числе, и родителей. Они активно сопротивляются требованиям, ограничивающим их самостоятельность. [3, с. 78.].
  2. Однако, ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростков видеть себя относительно маленькими, несамостоятельными. При этом подростки, в отличие от детей, уже не считают такое положение нормальным, и стремяться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости: подросток претендует быть взрослым и в тоже время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки старших вообще, и родителей в частности. [6, с. 25]

Но, ряд моментов заставляет сдерживать подобную «перестройку». Здесь  самим родителям необходимо проявить инициативу в отношении становления  социальной зрелости подростка, развитии у него социальной ответственности и активной жизненной позиции. Только живя в системе норм и требований, существующих для них, подростки смогут научиться думать и действовать по- взрослому.

Итак, изучив особенности  социализации подростков, мы можем говорить о том, что подростковый возраст - весьма сложный период для человека в целом и в отношении социального становления личности - в частности.

На данном этапе развития человеку приходится переживать множество  изменений: биологических, психологических, социальных. На этом этапе очень важно понимать, насколько трудно приходится подросткам бороться со своими внутренними конфликтами и противоречиями.

  1. Личностные качества подростков являют собой социальный продукт, результат процесса социального становления. [13, с. 23]

Стоит упомянуть, прежде всего, о том, что в процессе социализации подростков немаловажную роль играют сверстники, так как именно с ними он постоянно взаимодействует, общается. Кроме того, подросток входит в  новую систему отношений и взаимодействий. Он научается грамотно общаться и включается в общественно полезную деятельность, что позволяет расширить круг его общения. В свою очередь, расширение круга общения способствует тому, что подросток выучивает новые социальные роли, что всегда необходимо и неизбежно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Но, наряду с этим, нельзя умолять роль семьи в процессе социализации личности подростков. Ведь именно в семье формируются базисные ценности каждого человека. Кроме того, в семье закладываются основы личности ребенка, ведь ни один социальный институт не может сравниться с семьей по длительности воздействия на человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Неблагополучная  семья как микрофактор социализации  подростков.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [18, с. 86]

  1. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, «государства возникают в результате объединения семей» [23, с. 148–150].

Аристотель, критикуя проекты  «идеального государства», развивает  идею Платона о патриархальной семье  как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство [1, с. 4–7]. Подобная точка зрения в отношении семьи господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно единственное – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель, – это подобие отца, народ – детей…» [30, с. 170].

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее.

Структура и функции  семьи многообразны и зависят от социальных факторов, личностных особенностей супругов, уровня их культуры и образованности.

Семья – сложная многофункциональная  система. Являясь микрофактором  социализации, она выполняет ряд  взаимосвязанных функций. Функция  семьи – это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям семьи можно отнести: экономическую, хозяйственную, бытовую, реактивную (психологическую), репродуктивную и. что интересует нас более остального, воспитательную. Семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Микрофакторы социализации влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е., лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

  1. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление это требует целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому, выделение воспитательной функции семьи как основной, имеет общественный смысл.  [9, с. 6-8].

В системе разнообразных  социальных институтов и групп, оказывающих  воздействие на развитие личности, семья является не просто важным, но и необходимым, глубоко специфичным, в высшей степени действенным  компонентом воспитания.

Традиционно, главным  институтом воспитания, социализации является семья. Воспитательный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых обусловлены содержанием конкретной задачи. [36, с. 7]То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания и социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. [8, стр. 23].

Основные сложности в общении  и конфликты в семье возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Рассмотрим стили семейного  воспитания – важнейшие характеристики семейного воспитания.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. В младших ценятся как послушание, так и независимость. Демократический стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости и прочих благодетелей. В такой семье доверие к детям в принципе отличает тип контроля над ними по сравнению с авторитарным стилем семейного воспитания.

Авторитарный стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Такой стиль семейного воспитания может привести к острым конфликтам, вызвать отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую, вместе с апатией и пассивностью. [18, с. 91].

Конфликты между родителями проявляются  по отношению к ребенку либо как  недосмотр за ним, либо, напротив, как излишнее внимание и гиперопека. Ядро семьи составляет внутрисемейное межличностное взаимодействие, которое способствует слиянию культурных ценностей общества со структурой личности и в тоже время адаптации внутреннего мира личности к ценностям общества. Индивидуальное и социальное в семье находятся в сложной и противоречивой взаимосвязи и взаимозависимости. Именно поэтому в семье находят свое отражение наиболее острые социальные и индивидуальные проблемы человечества. [32, с. 173] 

Главное в воспитании ребенка в семье – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. [41]

В качестве принципиальных задач современной семьи выступает, прежде всего, привитие детям уважительного отношения к людям старшего поколения, как носителям общенационального культурного наследия, трансляторам духовно-нравственных ценностей. Кроме этого, в задачи родителей входит формирование у подростков четкого представления об идейных ориентирах общественного социокультурного развития. И, наконец,  родители должны суметь воспитать в подростке определенную культуру и внушить ему важность и необходимость полноценного социального и культурного развития для становления полноценным членом гражданского общества. [17, с. 34, 38,40.]

Семейное воспитание – это процесс воздействия  на детей со стороны родителей  и других членов семьи с целью  достижения желаемых результатов. И  если ребенок, воспитывающийся в  семье, является «отражением» своих  родителей, то правомерно и естественно, что именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье выделяют следующие:

    • невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию;
    • низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы;
    • двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу и на семью.
    • высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. [24, с. 202]

Отношения родителей  и детей – сложная и противоречивая система.          Сложность ее в скрытом, интимном характере человеческих отношений. Установлено, что отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений и возникают они постепенно. Родители же зачастую считают, что конфликтная ситуация между ними возникла «вчера», «неделю назад».

Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает  случайно и внезапно.

Выделяют несколько  типичных моделей воспитания. В основе анализа лежит видоизменение отношений как одной из характеристик межличностного общения родителей и детей.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что  их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми. Такие отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, взаимным доверием, равенством.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Дети в такой семье растут послушными, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения.

Информация о работе Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей