Адаптация как явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Содержание

Введение.
Понятие адаптации.
Биологическая и социальная адаптация.
Условия, способствующие наиболее благоприятной адаптации ребёнка к ДОУ.
Степени адаптации.
Педагогические правила введения детей в условия общественного воспитания.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА АДАПТАЦИЯ.docx

— 61.40 Кб (Скачать документ)

Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: «хочу домой!», «где моя мама?», отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть - и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.

При поступлении в детское  учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести  к первой группе (потребность в  общении только с близкими людьми).

Они глубоко переживают расставание  с близкими, т.к. опыта общения  с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка  в детском саду.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в  детский сад приобрели опыт общения с взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в  активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми.

Различают три степени  тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

• Легкая адаптация - поведение  нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в  коллективе, не болеет в течение  первого месяца посещения дошкольного  учреждения. К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется  сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании  с утренним плачем. Отношения с близкими и с взрослыми, не нарушаются. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболевания не более одного раза, сроком не больше 10 дней, без осложнений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

• Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение  месяца, есть признаки психического стресса. Нарушение в общем состоянии  выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким у ребенка - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встречи). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованное. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Заболевания до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется, либо снижается. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение 1.5-2 недель.

• Тяжелая адаптация —  длительность от 2 до 6 месяцев. Ребенок  часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение  организма. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит  снижается сильно и надолго, может  возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Настроение безучастное, ребенок много и длительно  плачет, поведенческие реакции нормализуются  к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение  к близким эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегание контактов или проявление агрессии. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Тяжелая степень адаптации  может проявляться в двух вариантах:

1. - нервно-психическое развитие  отстает на 1 квартал, респираторные  заболевания более 3-х раз, длительность  более 10 дней, ребенок не растет  и не прибавляет в весе в  течение 1-2 кварталов.

2. - нервно-психическое развитие  отстает на 2-3 квартала от исходного,  замедляется рост и прибавка  в весе, частые заболевания.

Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка  и состоянии его здоровья, которые  нормализуются в дальнейшем очень  медленно, иногда в течение ряда лет [17., c.45].

 

  1. Педагогические правила введения детей в условия                             общественного воспитания.

 

   В нашей стране фактически не создается специальных условий, чтобы как-то «сгладить» процесс адаптации детей к условиям ДОУ, нет специальных программ помощи для детей, родителей, воспитателей, чтобы облегчить этот процесс.

   Адаптация - длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей.

    Первый этап - подготовительный - начинается с первого общего родительского собрания, которое администрация дошкольного учреждения проводит за четыре - шесть месяцев до начала поступления детей в группу. На собрании заведующая знакомит родителей с сотрудниками административного аппарата, с персоналом группы, рассказывает о традициях и текущих задачах учреждения, показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения.

  Методист и психолог  рассказывают о возрастных особенностях  детей и причинах, вызывающих  стрессовое состояние, дают рекомендации  по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно  войти в новые условия жизни:

 

- привести домашний режим  в соответствие с режимом группы;

 

- познакомить с меню  дошкольного учреждения и ввести  в рацион питания новые для  него блюда;

 

- по возможности приучать  ребенка к самостоятельности  при самообслуживании;

 

- расширять ориентировку  ребенка в ближайшем окружении:  посещать детские площадки, ходить  в гости к товарищу по играм  в песочнице, оставаться ночевать  у бабушки и т.д. [4., c.145].

 

За 10 - 15 дней до начала второго  этапа адаптационного периода - приема детей в группу - проводится второе родительское собрание.

На собрании заведующая рассказывает о режиме работы группы, необходимости  постепенного вхождения малыша в  новые условия жизни. Родители узнаю, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят  от его индивидуально - типологических особенностей и от того, как его  подготовили к этому серьезному этапу жизни. Заведующая сообщает, что  адаптационный период будет проходить  под контролем медико-педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешного проведения этого  периода необходимы слаженные действия всех взрослых - родителей, воспитателей, медицинских работников, психолога. Одно из главных условий успешной адаптации ребенка - присутствие  мамы.

  Старшая медицинская сестра дает рекомендации по профилактическим мероприятиям с детьми (обработка носоглотки, витаминизация, рацион питания, щадящий режим в домашних условиях и т.д.), объясняет родителям, почему дети все же могут заболеть.

  Методист рекомендует в оставшиеся до прихода детей в дошкольное учреждение дни формировать у них положительное отношение к детскому саду. Методист так же рассказывает о том, какие задачи будут решаться взрослыми на этом этапе адаптационного периода.

  Психолог подробно описывает поведение мамы в первые дни совместного с ребенком посещения детского сада: чтобы не вызвать у малыша тревоги, напряжения, не следует прижимать ребенка к себе, брать на руки; необходимо спокойно относиться ко всем предложениям персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемких режимных моментов (сборы на прогулку и др.), но не подменять его в учебно-воспитательном процессе (не устраивать игр, хороводов и т.п.) Главная задача мы должны: формировать положительное отношение к воспитателю - интересному, доброму взрослому; быть помощником в решении текущих задач на каждой ступени иерархической лестницы.

  В условиях воспитания  детей раннего возраста в ДОУ  индивидуальный подход к ребенку  обусловливается, с одной стороны  знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья.

   Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста. [1., c.117].

     Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

  Постепенное введение ребенка в новые условия жизни с помощью мамы и симпатичного для него воспитателя помогает ему безболезненно освоиться на всех ступенях иерархической лестницы, преодолеть этот трудный период жизни. Не смотря на усилия всех взрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же наблюдаются поведенческие и эмоциональные проявления регрессии: утрачиваются навыки опрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровых умений. Это объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизни группы, постоянного присутствия значительного количества сверстников, непрерывного шумового фона в помещении.

   Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

   Родителям, заметившим, что у их ребенка проблемы с адаптацией, можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем. Ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых.

   Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

   Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет – девочку и 3,5 лет – мальчика.

   Если ребенок – единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза. [3., c.77].

  Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности воспитателей. При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества.

   В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов  в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение  групп (прием 2–3 малышей в  неделю).

3. Неполное пребывание  ребенка в начальный период  адаптации (2–3 часа, возможность  пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания  ребенка в детском саду (свободное  время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

 

В процессе адаптации педагогом  решаются следующие задачи.

1.  Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Показатель того, что цель достигнута:

Информация о работе Адаптация как явление