Адаптация как явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Содержание

Введение.
Понятие адаптации.
Биологическая и социальная адаптация.
Условия, способствующие наиболее благоприятной адаптации ребёнка к ДОУ.
Степени адаптации.
Педагогические правила введения детей в условия общественного воспитания.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА АДАПТАЦИЯ.docx

— 61.40 Кб (Скачать документ)

В результате адаптационных  процессов в детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые  он перед собой ставит, к его  основным потребностям и мотивам  поведения. Инструментальные черты  включают предпочитаемые человеком  средства достижения соответствующих  целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. [9, c.67].

Адаптированность — уровень  фактического приспособления человека, уровень его социального статуса  и самоощущения, удовлетворенности  или неудовлетворенности собой  и своей жизнью. Человек может  быть гармоничен, и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает  в трех формах; невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания  и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические  свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность.

В тоже время адаптивность человека обеспечивается эволюционно  отобранными целесообразными врожденными  способностями его натуры.

   Правильное воспитание  увеличивает способность детского  организма целесообразно реагировать  на изменение окружения. Благоприятные  бытовые условия, соблюдение режима  питания, сна, спокойные взаимоотношения  членов семьи и многое другое  – все это не только полезно  для здоровья, но и является  основой для нормальной адаптации  ребенка при поступлении в  детский сад.

 

 

  1. Условия, способствующие наиболее благоприятной адаптации ребёнка к ДОУ.

 

      Трудности,  возникающие у детей в процессе  адаптации, могут привести к  самой неблагоприятной ее форме  – дезадаптации, которая может  проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками  и воспитателями.

 К частым нарушениям психического здоровья детей приводят стрессовые ситуации в жизни ребенка. Они могут быть обусловлены как социально-экономическим неблагополучием семьи, так и неправильным воспитанием ребенка. Стрессовые ситуации могут возникать при отрыве ребенка от семьи, когда он поступает в дошкольное учреждение.

 Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.

   Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения - проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

  Необходимо знать возрастные особенности, возможности детей, но так же следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

   Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности - неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [15, 9-10].

   Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной  системы. Эти дети болезненно переносят  любые перемены в их жизни. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы  ребенка в период адаптации к  дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения  вызывает у легко возбудимых детей  излишнее возбуждение, непослушание.

   Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке - сразу плачет; если не знает, где взять игрушку - тоже плачет; не привык спать без укачивания - плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

   Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

     Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

   Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [5.,17-18].

   Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

  В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [5.,19-20].

     Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

   Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей  в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется.

 Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада

 Но, к сожалению, нередко  родители встречаются с персоналом  детского сада лишь тогда, когда  впервые приводят своего ребенка  в группу. Подготовка ребенка  к семье порой ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!». Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

В семье родители для ребенка  являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели  сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

  В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка - также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду [6., 30-31].

  Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые.

Ведь в группе, как правило 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 чел. в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания.

  При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Важным средством закаливания являются воздушные ванны и водные процедуры, но их нужно выполнять в соответствии с существующими правилами.

Одежде ребенка также  следует уделять внимание. Если его  излишне кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко  вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда также  может стать причиной заболевания.

Одним из факторов, который  очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в  семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с  трудом привыкают к распорядку дня  детского сада. Несовпадения домашнего  режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему [20., 31].

Для самочувствия ребенка  в адаптационный период большое  значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые  культурно-гигиенические навыки и  привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков  и привычек. Нередко дети двух и  трехлетнего возраста приходят в  детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют  одеваться и раздеваться.

Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка  и для его хорошего самочувствия в адаптационный период [12., 32]

Воспитатель сам должен проявлять  терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать  от ребенка, чтобы он сразу отказался  от той или иной привычки, необходимо время.

 

  1. Степени адаптации.

 

   При поступлении  в детский сад все дети переживают  адаптационный стресс, поэтому очень  важно помочь ребенку преодолеть  эмоциональное напряжение и успешно  адаптироваться к новой среде.

Специалисты выделяют три  периода привыкания ребенка к  детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

Два первых периода можно  классифицировать по степени тяжести  – легкая, средней тяжести, тяжелая  и крайне тяжелая.

Можно выделить примерно три  группы детей по присущим им различиям  в поведении и потребности  в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации) [8.,21-22].

Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность  в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа - это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях  и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа - это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад  ребенок постоянно находился  с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский  сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений  воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и  так повторяется изо дня в  день.

Информация о работе Адаптация как явление