Урбанизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение урбанизации, как отрицательного и положительного явления человечества. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1 раскрыть сущность урбанизации;
2 изучить географические аспекты урбанизации в мире и в России;
3 рассмотреть недостатки и преимущества больших городов;

Содержание

Введение 5
1 Сущность процесса урбанизации 6
2 Урбанизация в мире: географические аспекты 10
3 Урбанизация в России: географические аспекты 13
4 Преимущества и недостатки больших городов 15
Заключение 18
Список используемых источников 19
Приложение А Рост урбанизации 20
Приложение Б Урбанизированность мира и России 22
Приложение В Динамика городского населения по основным регионам и некоторым странам мира (Оценки, Прогнозы)24

Работа состоит из  1 файл

курсовая Хайруллина по ГН.doc

— 2.08 Мб (Скачать документ)

Важно отметить неуклонный рост доли населения, сосредоточено  в крупнейших городах (свыше 1 миллиона человек и особенно – свыше 10 миллионов человек в каждом), и снижение доли населения в городах с населением до 1 миллиона человек (как в развитых, так и в развивающихся странах) (Рисунок Б.1).

В 1950 году из 30 крупнейших агломераций 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии и только 10 – в развивающихся странах. В 1990 году соотношение меняется: из 30 агломераций лишь 9 находятся в развитых странах, а 21  - в развивающихся. Предполагается, что в 2015 году среди крупнейших агломераций останутся только5 агломераций из развитых стран (Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Осака, Париж). 25 агломераций будут располагаться в развивающихся странах.(Рисунок А.2) Относительно медленный рост городов в развитых странах связан с изменившейся в этих странах демографическое ситуацией и уже достигнутым очень высоким уровнем урбанизации.[9]

Важным явлением современной  урбанизации становится возникновение  мегалополисов. Примерами их могут  служить Босваш (Бостон-Вашингтон), расположенный на Атлантическом побережье США; Токайдо (Токио-Осака-Нагоя), протянувшийся наТихоокеанском побережье Японии; Калифорнийский, лежащий вдоль западного Тихоокеанского побережья США, и другие. По мнению специалистов, начинают зарождаться мегалополисы и в таких развивающихся странах, как Мексика, Аргентина, Бразилия.

Мегалополисы представляют собой скопления городских агломераций. Они характерны только для промышленно развитых стран мира. В мегалополисах происходит концентрация промышленности и транспорта, что резко ухудшает экологические условия жизни в них, поэтому в последние годы в период бурного роста городских агломераций и мегалополисов начался отток населения из их ядер в ближние пригороды и мелкие города. В результате число жителей в центральных районах крупных городов либо стабилизировалось, либо стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизация.

США уже стала «страной пригородов», где живет около 60% населения  агломераций.

В развивающихся странах  урбанизация приняла стремительный и неуправляемый характер. В Латинской Америке, где уровень урбанизации наиболее высок из всех регионов развивающихся стран (70%), особенно ярко выражена одна особенность урбанизации этих стран. Она называется «ложной урбанизацией». Это разновидность урбанизации, при которой доля городского населения немного превышает долю экономически активного населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина такой урбанизации - постоянный приток в города неимущего сельского населения. Безземелье и отсутствие возможности получить заработок в деревне «выталкивают» миллионы людей в город, который уже не в состоянии обеспечить их жильем и работой. Благодаря этому притоку рост города носит взрывной характер. Происходит формирование трущобных районов с антисанитарными условиями жизни. Такие районы называются «пояса нищеты». В них может проживать от 30 до 50% населения многих крупных городов. Такая «трущобная» урбанизация во многом будет определять картину расселения в развивающихся странах.

Процесс урбанизации  проходил и проходит во всех частях света по-разному. Город – это одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

График В.1 - Динамика городского населения по основным регионам и некоторым странам мира - показывает изменение состава городского населения по 1950, 1970, 1990, 2000, 2010 годам и прогноз на 2025 год. В графиках приведена доля городского населения во всем населении в %. По первому графику видно, что доля городского населения возрастает. Самое большее городское население в развитых странах. И по остальным графикам заметно увеличение городского населения во всех регионах мира (График В.1).

График В.2 - Динамика городского и  сельского населения в мире показывает, что городское население увеличивается. Переломный момент в 1959 году, когда городское население становится больше сельского (График В.2).

 

 

3 Урбанизация в России: географические аспекты

Как утверждал российский географ Н.Н. Баранский, города и  дорожная сеть есть каркас, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию. Россия началась с городов, что отражает ее полумифическое варяжское имя «Гардар» или «Гардарика» - страна городов на пути в «греки». С.М. Соловьев считал город первым пребыванием славянских поселенцев, откуда они наполняли окрестную страну.[9] Занимаясь войной и торговлей, князья еще 200-300 лет не имели деревень и пашен: мещанские законы Русской Правды почти не касались села. Крупные к тому времени центры Руси, резко возвышаясь над ее землями, заселенными в 5 – 10 раз слабее западноевропейских, дали имена княжествам, губерниям и потом субъектам РФ (кроме автономии и нескольких регионов).[10]

На современных российских банкнотах, как заметил географ  В.Л. Каганский, изображены чаще всего именно города. В масштабе России это точки; к ним сводится ее образ страны-созвездия, или страны – архипелага немногих редких центров в океане периферии.

Но долгое время назвать Россию городской было бы, - писал Ключевский, - слишком неточно, как по отношению количества городов к пространству, так и по характеру городов, из которых многие носили только имя, имея вид и значение большого села. Среднее расстояние между ними на обжитой зоне Европейское России к XX веку достигало 60-85 км, на Урале – 150, в Сибири – 500. За Уралом оно теперь вдвое меньше, но к западу от него сократилась только до 45-75 км. Между тем центр Европы лет 500 покрывает сеть городов, отстоящих на 8-20 км.

Даже после учреждения сотен новых городов при Екатерине II прирост их жителей до 1861 года уступал сельскому. Индустрия занимала больше селян, чем горожан. Из 700 «истинных» торгово-промышленных городов в европейской части нынешней России лишь 45% имело статус города, а до сотни статусных – были слабы экономически. С учетом полусел доля горожан достигла 17-18 %, чуть больше среднемировой и 2-3 раза меньше западной.[11]

В современной России населённый пункт может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения занято вне сельского хозяйства. Тем не менее, в России есть достаточно много (208 из 1092) городов, население которых меньше 12 тыс. человек. Их статус города связан с историческими факторами, а также с изменением численности населения населённых пунктов, уже имевших статус города.

В  XX веке, после полосы социально-политических потрясений Россия пустилась догонять развитые страны и настигла их по доле статусного городского населения около 1980 года.

Урбанизация в России прошла в исторически малые сроки – за 70 лет: с 20-х по 90-е года XX века. Городское население возросло за это время в 5,5 раза – от 20 миллионов в 1926 году до почти 110 миллионов в 1991 (в границах РСФСР). Доля горожан (включая жителей поселков) поднялясь в общем населении с 18 до 73,5 %. Территория и население Москвы увеличилась в 10 раз. К началу 90-х Россия насчитывала 1092 города, 2 000 городских поселков и 153 000 сел.[11]

В 1991 году была достигнута максимальная численность городского населения; начиная с 1992 года она  перестала расти и начала снижаться. (Рисунок Б.3) При этом несколько возросло сельское население, в том числе за счет преобразования некоторых сельских поселений в городские. Стабилизировалась и стала снижаться численность населения большинства крупных городов.[12]

В настоящее время  на териитории России 14-городов миллионеров и 2 города приближающихся к этому порогу. В Москве – 11 миллионов жителей, а в Московской агломерации – более 14 млн., в Санкт-Петербурге – 4,8 млн., а в агломерации – около 6 млн. Жителей; 157 городов имеют население от 100 000 человек до 1 млн., в том числе 20 городов от 500 000 до 1 миллиона. (Рисунок Б.4)

В развитии города закономерно приходят к стадии агломерации, которая представляет собой систему территориально сближенных населенных пунктов, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и другими связями, а также обшей инфраструктурой. В настоящее время в России в агломерациях сосредоточено более половины городского населения страны. Важнейший параметр выделения границ агломерации - дальность ежедневных «маятниковых» поездок от мест жительства к местам работы, учебы и т.д. Крупнейшие агломерации России - Московская (14 млн человек), Санкт-Петербургская (5,5 млн), Нижегородская (2 млн), Новосибирская (1,6 млн), Самарская, Екатеринбургская, Волгоградская (по 1,5 млн человек). Агломерация становится ключевой формой современного расселения. В ней особенно велика концентрация организаций непроизводственной сферы.[13]

Данная глава была посвящена истории урбанизации  в России и ее современному состоянию. Урбанизация в России прошла в исторически малые сроки : с 20-х по 90-е года XX века. Она во многом изменила облик страны.

 

4 Преимущества и недостатки больших городов

Повсеместный и неудержимый  рост больших городов и агломераций  заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и больших городских агломераций хорошо известны. К ним относятся:

1   Необычное усложнение транспортных проблем. Улицы больших городов оказались каналами, не приспособленными для пропуска современного транспорта. Автомобилизация городов быстро растет. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом продолжает увеличиваться, тогда как скорость движения всех видов индивидуального и общественного транспорта снижается обратно пропорционально. Создалось парадоксальное противоречие между техническими возможностями средств современного транспорта и его фактической скоростью в городах, обычно не превышающей 15-30 км/ч.

С ростом городов и  отдалением мест расселения от места  приложения труда увеличиваются  затраты времени на трудовые поездки.

В больших городах  особое распространение получили «маятниковые миграции» - ежедневные поездки людей на работу из загородный районов в город – центр агломерации.

Суммарные капиталовложения в транспорт больших городов  примерно вдвое выше средних. При  насыщении больших городов автомобильным  транспортом требуются огромные затраты на сверхсложные развязки в нескольких уровнях, скоростные магистрали с многополосным движением. В очень больших городах сооружения общественного транспорта, обеспечивающего большие пассажиропотоки, например метрополитен, обходятся примерно в 10 раз дороже, чем применение рядовых видов общественного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус).[14]

2   Удорожание инженерного оборудования. Необычно разросшиеся большие города и агломерации сталкиваются с нарастающим дефицитом водных ресурсов, огромными трудностями со сбросом сточных вод, большими осложнениями в освоении новых территорий под застройку.

Для снабжения больших  городов водой приходится сооружать  сложные водопроводные системы  и коллекторы канализаций большой  протяженности, вкладывать крупные  средства в инженерную подготовку неблагоприятных для освоения территорий.

3 Загрязнение воздушного  бассейна. В больших городах имеет  место чрезвычайное сильное загрязнение  воздушного бассейна. Конечно, воздушный  бассейн загрязнет и в малых  городах, где есть крупные предприятия, но в больших городах крупные промышленные предприятия окружают жилую застройку почти со всех сторон; при интенсивном насыщении их автомобильным транспортом создается почти сплошной фон загрязнения.

Наряду с загрязнением у жителей городов появляется новый враг – шум. Шум интенсивностью свыше 80-100 децибел превышает допустимые нормы. Однако в городах, особенно в зоне интенсивного транспортного движения, а тем более, вблизи аэродромов, шумовой фон значительно выше.

4 Удаление населения  больших городов от природы. Чем больше разрастаются большие города, тем дальше уходит от них природа. Общение людей с природой имеет очень большое значение, хотя все аспекты его психо- и физиологического воздействия на человека еще не до конца изучены.[15]

5 Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов. Во французской градостроительной и географической литературе существует специальный термин «французская пустыня», обозначающий отвлечение всех жизненных сил страны в Парижской агломерации, вокруг которой города в провинциях влачат жалкое существование.[16]

Исторические источники  свидетельствуют, что проблемы транспорта, шума, загрязнения окружающей среды существовали и в прошлом. В Риме перегрузка улиц транспортом была настолько велика, что Юлий Цезарь был вынужден провести в сенате специальный закон, разрешающий различным видам повозок передвигаться лишь в отведенное для них определенное время суток. Децим Юлий Ювенал в начале II века н.э. жаловался, что в Риме невозможно уснуть ни днем, ни ночью. Никола Буало в конце XVII века писал в Париже «Выспаться в этом городе можно не иначе, как за большие деньги». Пушкин писал о Петербурге: «А в городе и шум, и пыль, и стук карет».[17]

Загрязнение среды в  старых городах также было сильным. Палеомедицинские исследования египетских мумий показали, что легкие египтян были засорены мельчайшими частичками песка и копотью масляных светильников.

В средневековых городах  Европы улицы были грязными, а воздух нередко зловонным. В Лондоне  во времена Елизаветы было запрещено топить камины каменным углем и за нарушение этого запрета один человек был казнен: вероятно, это пример наибольшей в истории решительности и жестокости в борьбе за охрану городской среды.[17]

К началу 90-х гг. в СССР насчитывалось около 100 городов с  критическим экологическим состоянием. Неблагополучие городской среды связано не только с величиной города, но и с особенностями его функциональной структуры, микроположения, местных условий и т. д. Рекордсменами по суммарному выбросу вредных веществ в атмосферу тогда являлись Норильск (2,4 млн т в 1986 г., население 173 тыс. человек в 1990 г.), Кривой Рог (1,6; 717), Экибастуз (1,6; 137), Москва (1,25; 9100); Новокузнецк (1,1; 601); Темиртау (1,1 млн т; 213 тыс. человек). Ещё 8 городов отличались значительным превышением ПДК по отдельным веществам или высоким содержанием пыли; среди них не только крупные, но и небольшие города с населением около 50 тыс. жителей (Кириши, Благовещенск в Башкирии).

Информация о работе Урбанизация