Тяжелое машиностроение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:35, контрольная работа

Описание

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ..doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)


Министерство сельского хозяйства Российской  Федерации

Департамент научно – технологической политики и образования

ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»

 

 

Кафедра экономики и агробизнеса

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по экономической географии

на тему:

Тяжёлое машиностроение

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка

Группа Б. у. 11

Акимова А. С.

Проверил:

с. т. преподаватель

Фёдорова М. А.

 

 

Красноярск 2009

Введение

 

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12% экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25%) и первое место по промышленному персоналу (42%). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет.

На долю тяжелого машиностроения приходится около 60% продукции от всего машиностроительного комплекса.

Отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.

 

 

 

 

 

Тяжёлое машиностроение.

             

Объём производства продукции машиностроения зависит как от потребностей в ней, так и от наличия необходимых производственных мощностей, кадров, материальных  и денежных ресурсов (табл. 1).

Таблица 1.

Производство важнейших видов продукции машиностроительного комплекса Российской Федерации

 

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1995 г.

Станки металлорежущие, тыс. шт.

118,0

97,9

74,2

17,6

Кузнечнопрессовые машины, тыс. шт.

43,1

37,1

27,3

2,1

Автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и металлообработки, комплектов

 

567,1

 

754,0

 

556,0

 

54,0

Турбины, млн. кВт

13,2

15,0

12,5

5,1

Тракторы, тыс. шт.

249,0

261,0

214,0

21,2

Комбайны зерноуборочные, тыс. шт.

117,0

112,0

65,7

6,3

Экваторы, тыс. шт.

26,5

26,9

23,1

5,2

Бульдозеры, тыс. шт.

12,2

13,8

14,1

2,4

Грузовые автомобили, тыс. шт.

_

732,0

712,0

115,0

Легковые автомобили, тыс. шт.

_

1165,0

1103,0

835,0

Автобусы, тыс. шт.

_

59,9

51,9

40,8

 

              Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи, прежде всего, с чёрной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей даёт возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потреблением.

              Среди отраслей машиностроения в зависимости от технико–экономических особенностей выделяют тяжёлое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

              Тяжёлое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли. Эта группа подотраслей отличается высокой металлоёмкостью при производстве 1т. готовой продукции, электроёмкостью и малой трудоёмкостью. Тяжёлое машиностроение включает: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупно энергетического оборудования, тяжёлых станков и кузнечнопрессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Для этой отросли, характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли наряду с узкоспециализированными заводами действуют и универсальные, выпускающие разные виды продукции.

              Предприятия этой группы географически тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоёмких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевыми потреблениями, располагаются в районах их потребления.

              Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневосточном (Комплекс- на- Амуре) районах.

              Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях, расположенных в главных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

              Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало - Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

              Энергетическое машиностроение возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паровые и гидравлические турбины генераторы производятся в Северо-Западном (Санкт- Петербурге), Уральском (Екатеринбург), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Санкт- Петербург и Екатеринбург специализируются также на выпуске газовых труб, Екатеринбург- теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают в Северо-Кавказском (Волгодонск) и Северо- Западном (Колпино) районах. Производство паровых котлов организованно в Центре (Подольска), Центрально- Чернозёмном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул) районах.

              Энергетическое оборудование- мощные дизели для судов- выпускают в Санкт- Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций- в Балаково, Пензе, Коломне.

              Металлоёмкие предприятия по производству тяжёлых станков и кузнечнопрессового оборудования, выпускающие продукцию небольшими сериями, размещаются вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Центральном (Коломна, Иваново), Центрально- Чернозёмном (Воронеже), Поволжском (Ульяновске), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах.

              Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центральный район, Санкт- Петербург). В связи с большим потреблением металла новые предприятия локомотивостроения создавались вблизи металлургических баз. В Центральном районе организованно производство тепловозов (Коломна), маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром). Электровозы выпускаются на Северном  Кавказе (Новочеркасск), а моторы к ним на заводе «Динамо» (Москва). В Демихово начато производство пригородных электропоездов

              Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение. В современном размещении предприятий учитывается наличие в районе не только металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось чёткое разделение труда. Так, грузовые магистральные вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухъярусные вагоны для перевозок легковых автомобилей- в Твери; пассажирские- в Санкт- Петербурге, Твери; саморазгружающиеся - в Калининграде; изотермические - в Брянске; трамвайные- в Усть-Катаве (Уральский район); для метрополитена - в Мытищах, Санкт- Петербурге.

              Судостроение делится на морское и речное. Современная география морского судостроения отражает многие особенности этой отрасли, среди которых главные- специализация и связанное с ней внутри- отраслевое и межотраслевое кооперирование. Большая часть производств судостроительной промышленности характеризует повышенной металлоёмкостью. Поэтому в более выгодном положении оказываются предприятия, расположённые ближе к металлургическим базам. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на балтийском побережье (Санкт- Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта- в Новороссийске, Владивостоке,  Петропавловске- Камчатском.

              Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного строения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа «река- море» и пассажирских теплоходов.

              Машиностроение территориально организуется в виде определённых сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. Так возникают машиностроительные комплексы экономических районов страны.

              В Центральных районах развито автостроение с многочисленными «снежниками»; локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов, энергетическое и электротехническое машиностроение; производство машин и оборудования для промышленности и других отраслей народного хозяйства.

Необходимо иметь в виду, что наряду с основными факторами внепроизводственного характера на размещение тяжелого машиностроения большое влияние оказывает уровень сложившегося промышленного производства и действующей социальной и производственной инфраструктуры. Если район индустриально развит и обеспечен жилищно-коммунальными и культурными учреждениями, эффективность размещения предприятий тяжелого машиностроения может быть значительно выше. Так как предприятия тяжелого машиностроения отличаются малой трудоемкостью, наличие трудовых ресурсов не играет решающей роли в размещении. Зато существенное влияние на размещение производства оказывает энергоемкость продукции.

АО «Сибтяжмаш» является одним из ведущих предприятий отрасли тяжелого машиностроения и Красноярского края с 60-ти летним опытом работы на рынке подъемно-транспортного оборудования, из них более 55-ти лет на мировом рынке.

Оно основано на базе завода «Сибирского тяжелого машиностроения», созданного в 1941 году и ведущего свою историю с 20 июня 1873 года.

АО «Сибтяжмаш» образовано 24.06.1993 г. в процессе приватизации государственного предприятия. В реестре акционеров, государственного пакета акций нет. Активы предприятия на 1.01.02 г. составляют более 1 млрд. рублей. На объединении работает более 4 тысяч человек, в составе которого конструкторско-технологические службы, имеющие многолетний опыт проектирования, создания новых конструкций и изделий.

В цехах действуют механизированные линии и участки с замкнутыми циклами производства.

Завод имеет собственное металлургическое производство, которое способно обеспечить отливками и поковками всех потребителей подобной продукции от Урала до Владивостока.

Предприятие специализируется на выпуске мостовых электрических кранов грузоподъемностью до 1200 тонн всех групп режимов, пролетов и назначений для предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения, топливно-энергетического комплекса, в том числе для тепловых и атомных электростанций; перегружателей угольных и рудных складов; магистральных и забойных конвейеров производительностью до 5000 м3 /час для разрезов, шахт и других предприятий.

Информация о работе Тяжелое машиностроение