Социально-экономические факторы миграции населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание

Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Содержание

1Введение………………………………………………………………………...3
2 Понятие и классификация миграции…………………………………………4
3 Внутренняя миграционная ситуация России…………………………………9
4. Проблемы эмиграции и иммиграции……………………………………….13
4 Заключение……………………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

миграции.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики

социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано

несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой

производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

   Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и

использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда

российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди

иностранных работников, используемых в России, и российских граждан,

работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными  бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.

По прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются значительные изменения в

структуре населения, будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста – основного источника формирования трудовых ресурсов. Потребность экономики страны в дополнительных  трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока  иммигрантов, в первую очередь из государств – участников Содружества Независимых Государств.

В  этой ситуации актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение

населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и

предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально- экономического и политического развития страны.[4]

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы эмиграции и иммиграции.

    Эмиграция из России достаточно заметна – среднегодовая численность эмигрантов за 1998-2002 гг. составила 68 тыс. человек (предшествующие 90-е г. В среднем более 100 тыс. человек). Помимо эмиграции в дальнее зарубежье весьма масштабным является выезд из России в другие страны – члены СНГ и государств Балтии. За период 1998-2002 число выехавших в эти страны составило более 460 тыс. человек(92 тыс. в среднем ежегодно). Эти цифры не включают выезжающих на временную работу (часто без соответствующего оформления), число которых по оценкам достигает нескольких десятков тысяч человек в год. Согласно официальным данным численность российским граждан, трудоустроенных за границей (в странах дальнего зарубежья) при посредничестве российских государственных органов, составляла в 2002г. 49,2 тыс. человек.[5]

              Наиболее тесные миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4/5 миграционного обмена Российской  Федерации с зарубежными странами. При  этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2005г. Сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 135 тыс. человек. Более 2/3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана. В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается. Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.[1]

              Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион или из страны в страну, относится к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.

              Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного перемещения рабочей силы по территории страны через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного. Сегодня в мире насчитывается около 40 млн. человек, работающих за границей. Главным мотивом трудовой миграции остается экономический. Безработица, низкий уровень жизни побуждают людей искать работу за границей. В связи с этим основной поток трудовой миграции направлен из менее развитых и густонаселенных стран в более развитые государства, которые испытывают потребность в дополнительной рабочей силе. Значительную часть в нем составляют неквалифицированные рабочие. Среди стран – экспортеров рабочей силы выделяются государства Азии (Филлипины, Индия, Индонезия, Бангладеш, Таиланд, Шри-Ланка, Пакистан, Китай), Африки (Марокко, Алжир, Тунис, Мали, Гвинея и др.) и Латинской Америки (Мексика, Колумбия, Ямайка, Чили, Парагвай).[1]

              Практически все иммигранты прибывают в Россию из других стран СНГ и стран Балтии, т. е., по выражению Б. С. Хорева, являются «вторичными» мигрантами, по причинам экономического, социального, психологического, национального характера не адаптировавшимися в регионах бывшего Союза и вынужденными вернуться в Россию. Отмечается также приток в Россию временной иностранной рабочей силы в количестве примерно 300 тыс. человек в год. Основными ее поставщиками на российский рынок труда выступают пять стран: Украина, Белоруссия, Турция, Китай и КНДР. Но в целом миграционный приток населения лишь частично восполняет его естественную убыль.

Россия в 1990-х гг. вошла в состав ведущих мировых поставщиков интеллектуальных кадров для заграницы. По официальным данным, суммарное миграционное сальдо России (прибывшие за вычетом убывших) за период 1992-2005 гг. составило 3,7 млн. человек. Однако эти данные отражают регистрируемую миграцию и, скорее всего, существенно недооценивают действительный приток иммигрантов. Данные о численности нелегальных мигрантов в России носят неофициальный характер и не надежны, о чем свидетельствует (по разным данным от 700 тыс. до 15 млн. человек и выше). Согласно данным ООН, современная Россия занимает второе после США место, но численности жителей, рожденных за пределами страны проживания.

Мотивы трудовой миграции в Россию очевидны: въезд в нашу страну для жителей большинства стран СНГ несложен, а получаемая ими заработная плата значительно превышает ту сумму, которую они могут заработать у себя на родине. Трудовые мигранты далеко не всегда нацелены на то, чтобы остаться в России на постоянное жительство.

Демографы подразделяют эмигрантов из России на две основные группы:

-этнических эмигрантов (евреи, немцы, греки, армяне), которые выезжают на постоянное жительство.

-трудовых эмигрантов, которые покидают страну в пои­сках приемлемой работы на постоянной или временной основе. Причина роста эмиграции в обоих случаях, а в особенности во втором, объясняется в первую очередь изменением соци­ально-экономических условий жизни - кризисом экономики, снижением жизненного уров­ня, ростом безработицы.

Большинство трудовых иммигрантов не имеет легального статуса. Согласно официальным статистическим данным, общее количество иностранных работников в 2004 г. составило примерно полмиллиона человек. Численности нелегальных мигрантов примерно составляет 5-6 млн. человек. Так, исследования, проведенные Международной организацией по миграциям (в 2001-2002 гг.) и Международной организацией труда, среднее число работающих трудовых мигрантов в России (легальных и нелегальных) оценивают в 3227 тыс. человек, а средний срок их пребывания в стране - в 8 месяцев. Это примерно 4,7 % от сообщаемой официальной российской статистикой среднегодовой численности занятых в экономике страны. Общее число поработавших в России хотя бы какое-то время в течение года еще выше - 4850 тыс. человек. Нелегальные трудовые мигранты, как правило, въезжают в Россию вполне легально, однако затем не соблюдают законодательных норм, определяющих порядок регистрации и приема на работу иностранных граждан. Отчасти это обусловлено сложностью процедур регистрации, отчасти - широкими возможностями для нелегального трудоустройства, предоставляемыми российским рынком труда, и коррупцией.

Среди трудовых мигрантов больше всего выходцев из Азербайджана (среднее число работающих - 947 тыс. человек), далее следуют жители Украины - 644 тыс. человек и Таджикистана - 298 тыс. В миграционные связи с Россией вовлечена четвертая часть всех домохозяйств в Азербайджане и Молдове и третья часть - в Армении.

Особыми группами мигрантов являются замкнутые этнические сообщества, которые, как правило, специализируются на торговой, посреднической и другой деятельности в сфере услуг. Так, по оценкам, В. Гельбраса, в России находятся около 400 тыс. китайских мигрантов. Этническое сообщество вьетнамцев, проживающих в России, сформировалось еще в советские годы, в период, когда трудовая деятельность вьетнамских рабочих в СССР осуществлялась на основе межправительственного соглашения, действовавшего до 1992 г. В настоящее время численность вьетнамских мигрантов в России оценивается в 100-120 тыс. человек.

 

Последствия нелегальной миграции в России

        Рост теневых доходов

        Низкие темпы роста производительности труда

        Снижение качества продукции

        Торможение роста заработной платы

        Закрепление в культуре нормы нарушения законности

        Этнические проблемы

Миграционная политика в России.

В настоящее время можно говорить лишь о первых шагах в формировании целостной иммиграционной политики. Признана высокая приоритетность задач, связанных с регулированием внешних миграций, в системе государственного управления. Эти задачи упоминались в двух недавних (2005 и 2006 гг.) посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию. Принят ряд законодательных актов, регулирующих въезд и пребывание в стране иностранных граждан. Тем не менее, регулирование и саморегулирование миграционных процессов на низовом уровне часто имеет мало общего с тем, что декларируется наверху.

Поток трудовых мигрантов в Россию неоднороден, он складывается из нескольких составляющих. Значительную его часть образуют неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие, которые трудятся (в большинстве своем нелегально) на тех рабочих местах, которые не пользуются спросом местных жителей. Труд таких рабочих приносит немалые теневые доходы работодателям: «гастарбайтера» легче обмануть, ему можно платить зарплату, за которую не со­гласится работать россиянин, и к тому же не отчислять государству социальные налоги. Какая-то часть этих теневых доходов «просачи­вается» и к другим гражданам России, удешевляя, например (обычно за счет снижения качества), цену строительной продукции. Однако социальная цена, которую платит российское общество за труд нелегальных мигрантов, весьма велика.

Его использование тормозит рост легальной зарплаты, что препятствует решению многих социальных проблем. Работодатель, использующий труд «нелегалов», получает незаслуженные преимущества перед своим законопослушным конкурентом. Это, в свою очередь, способствует закреплению представлений о нарушении трудового законодательства как «норме жизни» и препятствует переходу к цивилизованным трудовым отношениям.

Импорт дешевой и бесправной рабочей силы и низкие темпы роста про­изводительности труда образуют порочный круг. Доступность дешевого труда иностранцев лишает работодателей стимулов к повышению производительности труда, а это, в свою очередь, консервирует дефицит рабочей силы. Так, по мнению известного британского демографа Д.Коулмана, «доступность труда миграции приводит к деформации экономики и росту ее зависимости, в то время как ограничение доступности неквалифицированного труда работает на пользу экономике».

В целом широкомасштабное использование труда нелегальных рабочих представляет собой «лекарство», побочные эффекты которого весьма опасны: позволяя решать одни проблемы, оно ведет к появле­нию других, еще более тяжелых.

Другая категория трудовых мигрантов - квалифицированные рабочие. Их дефицит обычно связывают лишь с демографическим кризи­сом. В действительности импорт квалифицированных рабочих яв­ляется во многом результатом новейшей социально-экономической истории России.

В 1990-е гг. российские квалифицированные рабочие, оставив из-за безденежья промышленность, нашли иные источники доходов. Опорой советской системы начального профессионального образования были предприятия, формировавшие спрос на квалифицированных рабочих и, часто путем «доучивания» выпускников на производстве, обеспечивавшие воспроизводство квалифицированной рабочей силы. Потеряв поддержку предприятий, многие учреждения начального профессионального образования деградировали, сохранив, в лучшем случае, лишь функции социального убежища для подростков из неблагополучных семей. В результате с началом экономического подъема возник острый дефицит квалифицированных рабочих, который пришлось восполнять, импортируя их из-за рубежа. Существует еще один поток мигрантов, которых можно отнести к «трудовым» лишь с большой степенью условности. Этот поток направляется главным образом в теневой сектор сферы услуг - торговли, ресторанного бизнеса. Львиная доля доходов этого, как правило, организованного по этническому признаку анклава российской экономики переводится заграницу. Некоторая часть доходов перете­кает в теневой сектор российской экономики, и лишь оставшаяся - в легальный. Говорить о том, что подобный бизнес восполняет дефицит трудовых ресурсов на российском рынке труда, по меньшей мере наивно.

Для разработки стратегии регулирования миграционных процессов полезнее всего комбинирование двух названных идей, обеспечивающее необходимое сочетание устойчивых и изменчивых элементов стратегии. В технологическом плане реализация подобного подхода предполагает определенную последовательность шагов. Прежде всего, необходимо определиться с тем, что в стратегии будет устойчивым, а что может меняться в зависимости от обстоятельств. Для этого необходимо выбрать некоторое число устойчивых элементов стратегии. Ими могут быть некоторые важнейшие ограничения (нормы международного пра­ва, конституционные свободы и т. д.), а также ряд других принципов. К числу таких принципов целесообразно, в частности, отнести сба­лансированное развитие. Пытаясь удовлетворить потребности экономики в неквалифицированной рабочей силе, нельзя забывать об экономических, социальных и политических издержках ее массового импорта; говоря о потребности в импорте квалифицированных рабочих, следует помнить, что эта потребность во многом является результатом недофинансирования системы начального профессионального образования; сетуя на дефицит трудовых ресурсов, нельзя забывать о существовании хорошо известного способа трудосбережения - повышении производительности труда на основе развития техники и технологии; выстраивая единую миграционную политику, нужно помнить о том, насколько различной является миграционная ситуация в регионах, и т. д.

Информация о работе Социально-экономические факторы миграции населения России