Россия и Китай. Пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить внешнеэкономические связи России и КНР. В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внешнеэкономических связей
2. Показать современные периоды развития внешнеэкономических связей между РФ и КНР

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Внешнеэкономические связи: теоретические аспекты
1.1 Понятие и функции внешнеэкономических связей………………………………….......4
1.2 Классификация внешнеэкономических связей…………………………………………..5
1.3 Внешнеэкономические связи РФ и КНР: исторические аспекты…………………........6
Глава 2. Современные этапы развития внешнеэкономических связей между РФ и КНР
1.4 Период 1993-1995 г…………………………………………………………………….....10
1.5 Период 1996 – 2000 годы……………………………………………………………........13
1.6 Период 2000 г. по наши дни………………………………………………………….......16
Глава 3. Приморский край и КНР: современное состояние и проекты
3.1 Современное состояние и перспективы сотрудничества между Приморским краем и
Китаем…………………………………………………………………..………………........21
3.2 Приграничный торговый комплекс «Пограничный-Суйфуньхэ»……………………..24
3.3 «Туманганский проект»…………………………………………………………………...27
3.4 Формирование и развитие проекта «Морской порт Зарубино»: поиски системного
решения……….………………………………………………………………………….......32
3.5 «Морской порт Зарубино» и региональное развитие Северо-Восточных провинций
КНР: расчет реальных перспектив…………………………………………………...……35
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………………………………….42
Приложения..................................................................................................................................44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая РиК.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Экспорт Приморского края в Китай в 2003 году составил 366 млн. долл. США, а импорт 354,8 млн. долл. США [19]. Импорт товаров из КНР оказывает заметное влияние на пополнение потребительского рынка Приморья. Вызывает одобрение позиция Китая с готовностью предпринять практические шаги для повышения качества импортируемых в Россию китайских товаров, а также, работать с российскими импортерами на тех же условиях, что и с фирмами Европы и США.

Позитивные тенденции отмечаются в области инвестиционного сотрудничества. Совокупный (накопленный) объем иностранных инвестиций из КНР в экономику края на 1 января 2004 года составил 9,9 млн. долл. США (2,9% всего объема накопленных инвестиций в Приморский край), тогда как на 1 января 2003 года совокупные инвестиции составляли всего 2,3 млн. долл. США. В крае действует 176 предприятий с китайскими инвестициями из 573 зарегистрированных. На их долю приходится почти 40% (первое место) от общего количества действующих в крае предприятий с иностранными инвестициями [12]. Основными направлениями деятельности предприятий, созданных при участии КНР, являются: торговая деятельность, строительный бизнес, грузовые перевозки, организация общественного питания, гостиничный бизнес, сельскохозяйственная деятельность, лесопереработка. Около 2/3 китайских совместных предприятий действуют в сфере торговли. В основном это небольшие по численности работающих (3-5 чел.) предприятия, с преобладанием 100% прямых частных китайских инвестиций. Однако среди предприятий с китайскими инвестициями есть и более крупные фирмы с числом работников 20-30 чел. Гостиничный сервис налаживают в крае совместные предприятия “Виктори” и “Юань-дун”, которые обеспечивают рабочими местами более 140 человек.

Неуклонно развиваются межрегиональные связи в различных областях между Приморским краем и соседними северо-восточными китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь. В целях активизации и перехода на стабильную основу взаимовыгодных условий Приморского края с этими китайскими провинциями, ежегодно подписывается целый ряд Протоколов и Планов развития сотрудничества. Они охватывают такие сферы, как нефть и газ, транспорт, строительство приграничных торгово-экономических комплексов, развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные автомобильные и железнодорожные переходы, освоение лесных и минерально-сырьевых ресурсов, сельское хозяйство, туризм, научно-техническое сотрудничество и торгово-экономическое сотрудничество.

Активно развиваются межрегиональные связи в области науки и образования. Дальневосточное отделение РАН проводит совместные исследования, конференции, симпозиумы с научными организациями КНР по самым различным направлением, в том числе — по нефти и газу, биологии, химии, геологии, энергетике, экономике и общественным наукам. В 2002 году подписан договор о сотрудничестве между Дальневосточным государственным университетом и Академией общественных наук КНР о совместных научных исследованиях, обмене учеными, аспирантами и стажерами.

Важной областью межрегионального сотрудничества является туризм. В последние годы обозначилась тенденция роста числа туристов из России, включая Приморский край, посетивших Китай. В 2003 году отечественными туристами из Приморского края было совершено 480 поездок в КНР (89,2% от общего числа поездок в зарубежные страны). Популярным для туристов из Китая становится Приморский край. В 2003 году их число достигло 113 тыс. человек, что составило 96,7% от общего числа иностранных туристов [12].

Приморский край все чаще становится местом проведения крупных международных мероприятий — встреч, конгрессов, симпозиумов, ярмарок, фестивалей, выставок, спортивных соревнований, в которых активное участие принимают китайские партнеры.

Важным механизмом решения вопросов двустороннего сотрудничества наших стран является Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая и действующие в ее рамках подкомиссии. Приморский край стал местом проведения рабочих встреч комиссий по межправительственному сотрудничеству в различных областях, в частности, в области транспорта, стандартизации и метрологии по пограничным пунктам пропуска и приграничным торгово-экономическим комплексам, по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству.

В целом происходит несомненное укрепление позитивных тенденций в развитии региональных отношений между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Вместе с тем необходимо отметить некоторые факторы, сдерживающие поступательное развитие отношений. К их числу можно отнести такие, как преобладание в структуре приморского экспорта сырьевых товаров, отсутствие крупных совместных предприятий с китайскими инвестициями, отсутствие надежного механизма взаиморасчетов и урегулирования экономических споров. Существуют проблемы по контролю качества товаров, не отлажены механизмы регулирования приграничной торговли. В лесной промышленности китайская сторона по-прежнему ориентируется исключительно на импорт из России круглого леса, а не на создание мощностей по совместной переработке древесины на нашей территории, как это предусмотрено соответствующим межправительственным соглашением. Имеются и другие вопросы, без решения которых невозможно здоровое развитие двустороннего сотрудничества.

Однако и российское правительство, и местные власти ПК делают реальные шаги к тому, чтобы решить эти проблемы, чтобы подготовить базу дальнейшей интеграции Приморского края в экономическую, политическую культурную жизнь АТР. И в этом отношении Администрация Приморского края надеется на помощь и поддержку китайской стороны.

В целях активизации двусторонних связей между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая целесообразным было бы направить общие усилия на решение следующих задач.

Прежде всего, необходимо продолжить совместную работу по развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные переходы с целью создания международных транспортных коридоров по перевозке экспортно-импортных грузов КНР с использованием транспортной инфраструктуры Приморского края. Необходимо возобновить совместную работу над международным проектом «Коридор Восток-Запад», который подразумевает использование портов Приморского края в качестве транзитных пунктов для перевалки грузов, направляющихся из северо-восточных провинций Китая к Западному побережью США и в страны АТР.

Большой толчок дальнейшему развитию торгово-экономических отношений должен оказать ввод в действие приграничного торгового комплекса «Пограничный-Суйфуньхэ», строительство которого ведется в соответствии с межправительственными соглашениями России и Китая.

Важным моментом для Приморского края является вопрос о переходе от экспорта в Китай товаров сырьевой направленности к российско-китайской кооперации производителей на территории Приморскою края в области сельского, лесного хозяйства, марикультуры: с целью экспорта готовой продукции в третьи страны. Необходимо диверсифицировать товарную структуру взаимной торговли, переходить к более глубоким формам хозяйственного взаимодействия и инвестиционного сотрудничества.

Перспективным направлением сотрудничества может стать проведение совместных геологических исследований на нефть и газ в приграничных районах северо-восточных провинций Китая и Приморского края.

Одним из возможных вариантов решения проблемы создания механизма взаиморасчетов между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая может стать создание регионального российско-китайского банка с головным офисом во Владивостоке и филиалами в крупных городах северо-восточного Китая.

3.2. Приграничный торговый комплекс «Пограничный-Суйфуньхэ»

Приграничные торговые комплексы - это одна из реальных форм реализации провозглашенного Президентом России В.В. Путиным курса на стратегическое партнерство с Китаем и указанных в "Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации" таких направлений деятельности, как сотрудничество в сфере торговли и при осуществлении инвестиционных проектов.

Цели проекта:

1. Федерального уровня:

        Осуществление стратегического партнерства с КНР.

        Расширение приграничного сотрудничества, укрепление торгово- экономических связей.

        Увеличения внешнеторгового оборота между Россией и КНР.

2. Регионального уровня:

        Создание центра экономического роста региона на основе использования взаимовыгодного сотрудничества передовых, производственных, финансовых и торговых институтов российской и китайской сторон.

Комплекс задач проекта в реализации поставленных целей конкретизируется по следующим аспектам:

        Максимальное использование субъектов РФ и провинций КНР в вопросах совершенствования торговых отношений и международного разделения труда.

        Изучение культуры, языков, достижений медицины, организация совместного отдыха.

        Создание экологически чистых производств на основе научных достижений и разработок обеих стран.

С инициативой создания комплекса выступили администрация Приморского края Российской Федерации и народное правительство провинции Хейлунцзян Китайской Народной Республики.

Проект реализуется в рамках Межправительственного Соглашения от 2 июня 1999 года "Об упрощенном пропуске российских и китайских граждан в торговые комплексы, расположенные с российской и китайской сторон от российско-китайской границы", а также Договора "О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР" от 16 июля 2001 года [18].

Реализацию проекта Приграничного торгового комплекса на российском участке комплекса осуществляет ЗАО "ИАА "Приморье". Партнером с китайской стороны является корпорация "Шимао", в частности строительная компания "Шанхай Шимао".

Концепцией реализации проекта предусмотрено строительство и развитие российского и китайского участков комплекса как единой торгово-экономической зоны, застройка которой и дальнейшее функционирование будет осуществляться по единому плану и в соответствии с согласованными между российскими и китайскими партнерами принципами. Здесь будут расположены не только торговые комплексы, но и гостиницы, историко-культурные объекты двух стран, медицинские центры, центры развлечений, выставочные комплексы. В целом ПТЭК займет территорию в 453 га: 153 га — китайской территории и 300 га — российской [ см. приложение Г]. Причем проехать на его территорию можно будет без визы, достаточно наличие загранпаспорта.

Экспертная оценка затрат на реализацию проекта российского участка комплекса составляет:

        180 миллионов долларов США для строительства объектов 1 очереди;

        до 600 миллионов долларов США для полного освоения участка.

Сроки реализации проекта:

1. Первая очередь строительства - 2007г.

2. Полное освоение участка - 2015г.

14 сентября 2004 г. начато строительство торгового центра — первого объекта приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК) «Пограничный—Суйфэньхэ». Символическую «кнопку старта строительства» нажали генеральный директор ЗАО «Приморье» Владимир Стегний, идейный вдохновитель проекта ПТЭКа с российской стороны депутат Законодательного собрания края Геннадий Лысак, глава китайской корпорации «Шимао» Суй Жунмао, представители Народного собрания провинции Хэйлунцзян, администрации Суйфэньхэ [16].

Де-факто на китайском участке ПТЭКа строительство уже началось.  Сдача в эксплуатацию торгового центра площадью 80 тыс. кв. м запланирована на июнь будущего года. По словам председателя совета директоров компании «Шимао» г-на Суй Жунмао, это предприятие уже вложило в строительство 2 млрд. юаней, это порядка 240 млн. долл. США [16].

«Мы придаем проекту ПТЭК большое значение, — говорит г-н Суй Жунмао. — В принципе, это первый большой проект на северо-востоке КНР, в котором «Шимао» принимает самое активное участие. И мы рассматриваем проект как хороший шанс для дальнейшего продвижения на российский рынок. Например, нам было бы очень интересно заниматься строительством или инвестициями в эту отрасль во Владивостоке. Это сулит хорошие перспективы» [16].

Частная компания «Шимао» активно работает на рынке строительства в Китае уже лет 20. До этого она вкладывала деньги в основном в проекты в Харбине и Шанхае. Акции компании котируются на биржах как в самом Китае, так и в Гонконге. В год в Китае компания строит 4,5 млн. кв. м жилья и производственных объектов. Поэтому неудивительно, что власти провинции Хэйлунцзян заинтересованы в привлечении такого известного и богатого партнера. Ведь реализация проекта автоматически привлечет в Суйфэньхэ туристов и коммерсантов со всего Китая. В перспективе — гостей и бизнесменов из других стран.

На сегодня из 300 га российского участка будущего ПТЭКа на 70 га проведены земельные работы, в октябре должно начаться строительство участка дороги протяженностью 6,7 км к будущему комплексу, канала для водоснабжения объектов. Позже к этому месту совместно с ОАО «Дальэнерго» протянут ЛЭП-35, к которой будет подсоединена и оптико-волоконная линия связи.

«Строить уже сами объекты комплекса на российском участке мы планируем начать летом 2005 года, — говорит заместитель генерального директора ЗАО «Приморье» Сергей Вохмянин. — Первый этап российской части проекта включает в себя четыре объекта: торговый, финансово-экономический, медицинский центры и пятизвездочную гостиницу. Непосредственно строительные компании, которые будут возводить все это, будут отбираться нами и представителями корпорации «Шимао» на открытом конкурсе. Цена же строительства всех объектов на российском участке — примерно 600 миллионов долларов» [16].

Информация о работе Россия и Китай. Пути развития