Региональная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:44, реферат

Описание

Цель исследования состоит в изучении региональной политики на современном этапе.
Исследование предусматривает выявление сущности региональной политики; анализ экономической политики в регионе, выявление перспектив совершенствования региональной политики в Алтайском крае.

Содержание

Введение 3
1.Основы региональной политики 4
2. Государственная политика в Алтайском крае 11
3.Совершенствование региональной политики в Алтайском крае 25
Заключение 32
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

региональная политика.doc

— 2.23 Мб (Скачать документ)

Особенность формируемого кластера заключается в том, что он состоит из трех компонентов: химико-фармацевтическое производство, биофармацевтическое производство и производство продуктов питания с заданными полезными свойствами.

Предполагается формирование кластера на базе цепочки добавленной стоимости: производство субстанций - производство препаратов - развес и упаковка - сбыт препаратов."Ядро" формируемого кластера образуют четыре предприятия, расположенных в Бийске: ФГУП ФНПЦ "Алтай", ЗАО "Эвалар", ОАО "Востоквит" и ОАО "Алтайвитамины".

Работа по созданию биофармацевтического кластера осуществляется в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года. Главным управлением экономики и инвестиций разработан предварительный вариант концепции формирования Алтайского биофармацевтического кластера. Создано некоммерческое партнерство "Алтайский биофармацевтический кластер", объединившее 20 предприятий, 24 июля оно официально зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю.

Кластерный подход стал одним из ключевых направлений государственной политики по повышению региональной конкурентоспособности в последние 5 лет.

Алтайский край обладает необходимыми условиями для формирования ряда производственных кластеров. В Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, одобренной постановлением краевой администрации в конце декабря прошлого года, в качестве потенциально эффективных и конкурентоспособных выделены следующие кластеры: биофармацевтический, туристический, а также группа агропромышленных. Все указанные кластеры обладают значительным потенциалом развития, привлекательными инвестиционными и рыночными перспективами.

Кластерный подход является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать повышению конкурентоспособности экономики Алтайского края, реализации имеющегося инновационного потенциала и, как следствие, росту занятости населения и увеличению доходности регионального бюджета. Кластеры позволяют сфокусировать внимание властей на основных проблемах и преимуществах развития региональной экономики.

В то же время поддержка формирования кластерных структур на базе предприятий Алтайского края не является основным инструментом экономической политики администрации края. Законодательная база края обеспечивает комфортные условия для привлечения инвестиций и предусматривает предоставление государственной поддержки инвесторов в виде гарантий Алтайского края по кредитам, направляемым на реализацию проектов; субсидирования налога на прибыль, налога на имущество, части банковской процентной ставки по привлекаемым инвесторами банковским кредитам; возмещения части расходов, связанных с приобретением машин и оборудования по договору лизинга.

Администрация края стремится максимально использовать потенциал всех отраслей экономики. При этом ставится задача использовать наши конкурентные преимущества - уникальный природный, туристско-рекреационный, научный и инновационный потенциал, трудовые ресурсы. Основной целью привлечения инвестиционных ресурсов является, в конечном счете, значительное улучшение жизни населения региона в первую очередь - сельского.

Для этих целей определены зоны опережающего развития в Алтайском крае, которые включают в себя проекты в сферах сельского хозяйства, биофармацевтики, добывающего производства, электроэнергетики, промышленного производства, туризма, игорного бизнеса.

Проекты по реализации зон опережающего развития, а также предложения о размещении объектов инфраструктуры этих зон разработаны и представлены в Министерство регионального развития Российской Федерации. В настоящее время они уже реализуются, по большинству из них разработаны бизнес-планы, определены графики реализации, схемы финансирования.

В сфере сельского хозяйства, пищевой промышленности и сельхозмашиностроения реализация проектов планируется в рамках придания Алтайскому краю статуса особо значимой аграрной территории "Комплексное развитие Алтайского Приобья".

Ориентировочная сумма инвестиционных вложений в рамках проекта составляет более чем 590,0 млрд рублей за 10-15 лет, из них 40% - это государственные вложения, направленные на формирование производственной инфраструктуры, на субсидирование затрат по реализации проектов и 60% - частные инвестиции.

В соответствии с поручением правительства России администрацией края разработана концепция и технико-экономическое обоснование проекта, получившего название "Комплексное развитие Алтайского Приобья".

Еще одним значимым проектом является реализуемый в настоящее время проект по созданию горнорудного кластера, который предполагает строительство Корбалихинского рудника и горно-обогатительного комбината мощностью 1 млн. тонн в год. Начаты подготовительные работы по освоению Степного и Таловского месторождений, согласовываются проекты на геологоразведочные работы.В крае достаточно высок прогнозный потенциал сырьевой базы углей, в этой связи разработан перспективный инвестиционный проект по созданию конденсационной электростанции (КЭС) мощностью 600 МВт и увеличению объема добычи угля до 2 млн. тонн в год. Проект будет реализован на базе Мунайского буроугольного месторождения.

Особое внимание сегодня уделяется развитию инновационных проектов в регионе, для их поддержки создан краевой инновационный банк данных, успешно функционирует Алтайский бизнес-инкубатор. Локомотивом роста в инновационной сфере региона является наукоград Бийск, где предприятиями реализуется 17 крупных инновационных проектов.

Развитие кластеров в регионе способствует достижению целей, имеющих большое социально-экономическое значение.

 

Заключение

Государственная региональная политика - это взаимоотношения Федерального центра и субъектов Российской Федерации. Она имеет аспекты: политический, экономический и социальный. Таким образом, государственная региональная политика охватывает все уровни развития субъекта РФ.

Государственная региональная политика направлена на ликвидацию проблем в субъектах РФ и выравнивание социально-экономического и политического пространства в стране.

Экономика Алтайского края развивается в сложных социально-экономических условиях. При этом лишь частично используется значительный социально-экономический потенциал региона.

Развитие экономики в Алтайском крае сдерживается наличием многих нерешенных проблем, связанных с нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в привлечении инвестиций и кредитных ресурсов, неотлаженностью и бессистемностью механизма государственной и муниципальной поддержки и т.д.

В условиях экономической нестабильности, именно развитие специальных кластеров в АПК будет способствовать стабилизации экономики края. Размещение кластеров в регионе определяется экономическими условиями (наличием потенциала АПК), социальными факторами (наличием трудовых ресурсов), государственной экономической политикой и территориальными особенностями размещения ресурсов на территории региона.

Позитивными факторами для развития кластеров в Алтайском крае являются: территориальная близость к крупнейшим центрам Сибири; наличие многопрофильного научно-образовательного комплекса; достаточно высокий уровень инновационной активности предприятий; высокий образовательный уровень населения и его способность осваивать новые знания.

Реализация государственной политики поддержки предпринимательства на основе использования кластерного подхода в крае позволит создать правовые, экономические и социальные условия для повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, обеспечит повышение уровня жизни населения.Необходимо реализовать комплекс мер для развития экономики в Алтайском крае, включающих в себя меры налогового характера, меры в области увеличения финансовой поддержки, меры в области имущественной поддержки и т.д., направленные на развитие экономических кластеров.

Список литературы:

        1.Конституция Российской Федерации: Основной закон РФ от 12.12.1993 // Российские вести.– 1993г.–25 декабря.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.- М.: Омега –Л,2009 г.

3.О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ: Федеральный закон от 14.06.1995г. ( в ред. От 2.02.2009 г.)№ 88-ФЗ // Консультант +.

4.О науке и государственной научно-технической политики: Федеральный закон от 23.08. 1996г. № 127 ( в ред. От 31.12.2009) // Консультант +.

5.О статусе наукограда РФ: Федеральный закон от 7.04.1999г. ( в ред. От 1.01.2010 г.) № 70-ФЗ // Консультант +.

6.Об особых экономических зонах РФ: Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ // Консультант +.

7.Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: Указ Президента РФ от 30.03.2002г.№ 576 –Пр. // Консультант +.

8.Об основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: Постановление Правительства РФ от 05.08.2005г. № 2473 // Консультант +.

9.О присвоение статуса наукограда РФ г. Бийску (Алтайский край): Постановление Правительства РФ от 21.11.2005г. № 688.

10.Об утверждении положения «О Министерстве образования и науки РФ» Постановление Правительства от 15.06.2004г. № 280 // Консультант +.

11.Об утверждении положения «О федеральном агентстве по науки и инновациям». Постановление Правительства от 16.06.2004г. №281 // Консультант +.

12.Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 гг.): Распоряжения Правительства РФ от 19.01.2006. № 38 –Р // Консультант +.

13.О государственной программе "Создание в Российской Федерации Технопарков в сфере высоких технологий": Распоряжения Правительства РФ от 10.03.2006г. № 328 –Р // Консультант +.

14.Об инновационной деятельности в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 14.09.2006г. № 95-ЗС // Консультант +.

15.О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края: Закон Алтайского края от 11.10.1999г. № 483 ЗС. (в ред. От 12.07.2005г.)

16.О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе алтайского края: Закон Алтайского края от 9.12.1998г. № 64.ЗС. ( в ред. От 12.05.2005г.)

17.О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 годы: Постановление Администрации Алтайского края от 2.03.2006г. № 86 // Консультант +.

18.Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края: Постановление Администрации Алтайского края от 19.01.2006г.№9. // Консультант -плюс.

19. Бюджетное послание президента Российской Федерации федеральному собранию Российской Федерации: «О бюджетной политике в 2008-2011гг.»-Финансы № 3/2007, с.3-11

20.Азоев А.Г.Малый бизнес.- М., Терра, 2009 г. /Электронный ресурс: www.vusnet.ru

21.Амелин О.И. Экономика.- М., Регнум, 2007 г. Электронный ресурс: www.ebacademic. ru

22.Анадырев Н.Р. Государственные инвестиции и инновации. М., МЭО,2009 г. Электронный ресурс: www .alfa-media.ru

23.Андреев В.Г. Малое предпринимательство. -М., Дело 2009, с.7-57

24.Аньшин В. М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчур ном бизнесе. -М.: Анкил. 2009. с. 297.

25.Бабин П.Л. Малый бизнес в России.- М.: Дело, 2009. с. 411.

26. Белоусов Д.А.,Жаринов Ю.Б., Поспелов С.В., Белоусов А.М. Перевод экономики города Бийска на инновационный путь развития: Механизмы повышения эффективности инновационной деятельности в регионе. Сборник научных докладов Международной научно-практической конференции, г.Барнаул, 2005г.-Барнаул:Изд-во АлтГТУ, 2005г.

27.Быков В.А. Инновации и конкурентоспособность экономики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. №5.с.34-41.

28.Бузник В.М. Малый бизнес в Алтайском крае.- Барнаул.: Алтай-пресс, 2009, с. 396.

29. Галин П.А. Экономика Алтайского края. 1992-2008 гг. /Горно-Алтайск, Катунь, 2009, с.8-107.

30.Голдякова Т. Понятие и классификация инноваций // Инвестиции в России. 2006.№ 6.с.43-47.

31.Гохберг Л.М. Малый бизнес.- М.: Глобус, 2009. с.456.

32. Давыдов А.П. Инновационная экономика. /Смоленск, Днепр, 2009, с.23-497.

33.Дашков П.С. Экономика Сибири. /Тюмень, Степь, 2009, с.21-490.

34.Дарчук А.Е. Малый бизнес.- М.: Парус, 2009. с. 398.

35.Добрецов Н.Л.Экономика Алтайского края. Аналитический обзор. - Новосибирск.: Обь, 2009. с. 507.

36. Додин П.Г. Инновационный бизнес. /СПБ, Питер, 2009, с.3-447.

37.Долженко И.А. Инновационное развитие Алтайского края // Экономика Алтайского края. 2007.№1. с.60-65.

38.Долженко И.А.., Ананченко Ю.С. Инфраструктура государственной поддержки сферы науки и инноваций Российской Федерации и Алтайского края : Экономика депрессивных регионов: Проблемы и перспективы развития региональных экономик: Труды международной научно-практической конференции // В.И. Беляева., И.Н. Дубины., О.П. Мамченко. Барнаул: Изд-во АлтГУ,2007г.

39.Заусаев В.К. Малый бизнес.- М.: Наука, 2008. с. 377.

40.Говоров М.А. Система государственного управления . М., Юрист 2007 г. Электронный ресурс: www . vusnet.ru.

41.Стрекалов О.Б. Менеджмент. - Казань, 2007 - с. 716.

42.Хучек М. Малый бизнес.- М.: Луч. 2008.- С. 121.

43.Водачек Л. Стратегия управления на предприятии. - М.: Экономика, 2009. - 167с.

44.Шумпетер И. Теория экономического развития / Пер. с нем, B.C. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко. - М.: Прогресс, 2005. - 456с.

Информация о работе Региональная политика государства