Региональная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:44, реферат

Описание

Цель исследования состоит в изучении региональной политики на современном этапе.
Исследование предусматривает выявление сущности региональной политики; анализ экономической политики в регионе, выявление перспектив совершенствования региональной политики в Алтайском крае.

Содержание

Введение 3
1.Основы региональной политики 4
2. Государственная политика в Алтайском крае 11
3.Совершенствование региональной политики в Алтайском крае 25
Заключение 32
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

региональная политика.doc

— 2.23 Мб (Скачать документ)

Сложившуюся в реальном секторе экономики края ситуацию в значительной степени предопределили следующие структурные изменения:

- в промышленности удельный вес продукции машиностроительного комплекса, химической и легкой промышленности по сравнению с 1991 годом в общем объеме промышленного производства сократился с 60% до 29%;

- в сельском хозяйстве структурное равновесие было нарушено в сторону падения объемов животноводства.

- изменилась сама структура сельскохозяйственного производства. Произошло значительное уменьшение доли сельскохозяйственной продукции, произведенной в коллективных хозяйствах, и увеличение доли продукции, произведенной в крестьянских (фермерских) и подсобных хозяйствах населения в общем объеме производства. [53, с. 28]

В инвестиционной сфере принципиально изменилось соотношение источников инвестиций в сторону резкого сокращения бюджетного финансирования и увеличения финансирования строительства объектов за счет собственных средств предприятий и населения.

Происходит выбывание основных фондов, в основном за счет фондов производственных отраслей. Выводится банковский капитал из инвестиционных процессов. Отсутствует эффективный механизм межотраслевого перелива капитала. Происходит сокращение внутреннего спроса на собственную промышленную и сельскохозяйственную продукцию как итог непродуманной экспортно-импортной политики государства.

Сохранение политики высокого налогообложения и высоких таможенных пошлин для обрабатывающего сектора при относительно щадящей фискальной нагрузке для предприятий добывающего сектора экономики создает разрыв в их развитии.

Усилилась диспропорция между удельным весом платежей в бюджеты промышленности, сельского хозяйства и отраслей по производству услуг в сравнении с их долей в структуре экономики Алтая. [53, с. 43]

Наращивание диспропорций и инициализация коренных структурных изменений в экономике края определяются общими для всей экономики страны тенденциями.

К числу основных факторов, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности в крае, относятся следующие: высокий удельный вес в отраслевой структуре экономики края отраслей сельского хозяйства и структурно-депрессивных отраслей промышленности, в том числе высокая доля оборонной промышленности, на которой наиболее значительно отразились негативные последствия реформ последних лет; старение производственного аппарата и потеря значительной части научно-технического потенциала предприятий оборонного и машиностроительного комплексов, низкий уровень банковских инвестиций в реальный сектор экономики.

Существуют ресурсы развития предпринимательской деятельности, определяющие перспективы развития Алтайского края, его место в Западной Сибири и российской экономике. [53, с. 74].

В современных условиях конкурентоспособная экономика может быть сформирована только путем внедрения наукоемких производств и эффективных технологий. В свою очередь решение данной проблемы возможно исключительно за счет технического перевооружения и активной поддержки государством развития ключевых отраслей, которые могут стать "локомотивом" роста и создадут заделы для качественных изменений во всей хозяйственной системе, реально могут иметь для края стратегическое значение и способны дать эффект в 2011 году.

Для постепенной концентрации ресурсов для реконструкции экономики, все хозяйствующие субъекты и отрасли должны выстраивать свою перспективу развития.

В агропромышленном комплексе края необходимо дальнейшее развитие агропромышленного производства на основе финансового оздоровления предприятий и организаций АПК повышение, в том числе и за счет развития федерального и краевого лизинга, уровня технической оснащенности и технологического уровня аграрного производства, улучшение состояния и повышение плодородия почв; формирование конкурентных и эффективных агропромышленных рынков сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребности населения в продуктах питания. [53, с. 86].

Происходит интеграция предприятий в транснациональные корпорации, укрепление конкурентных позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Огромная роль в развитии инновационной деятельности отводится малому бизнесу. [54, с. 6].

Для экономического роста необходим поддержка частных инвестиций в приоритетные отрасли народного хозяйства Алтайского края; улучшение инвестиционной привлекательности края за счет исправления накопленных структурных деформаций (реструктуризация депрессивных отраслей, убыточных секторов экономики, создание новых рабочих мест); содействие сокращению масштабов неформальной экономики и перевод ее и сферу регулируемой экономики. [54, с. 2].

На основании анализа экономического развития Алтайского Края необходимо признать, что в экономике края имеются положительные и отрицательные явления,

Государственная экономическая политика ориентирована на обеспечение развития промышленности, в ущерб сельского хозяйства. Органы власти используют имеющиеся ресурсы относительно малоэффективно, сохраняются глубокие экономические проблем.[53, с. 92].

В 2010 году органами исполнительной власти региона в тесном взаимодействии с федеральным центром, законодателями и предпринимательским сообществом был предпринят комплекс правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на минимизацию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса.

На всех уровнях управления, во всех секторах экономики были созданы антикризисные штабы, разработаны программы, проведены мероприятия по сокращению издержек производства и оптимизации бюджетных расходов.

Главным приоритетом социально-экономической политики Администрации края было обеспечение социальной стабильности и выполнение государством своих обязательств перед гражданами.

В результате принятых мер удалось сохранить 29 тысяч рабочих мест, создать более 112 тысяч новых и поддержать занятость 47 тысяч работников.

Рис.1-Динамика заработной платы.

 

Алтайский край неоднократно отмечался соответствующими федеральными ведомствами в числе регионов-лидеров по своевременности, качеству программ, объему привлеченных средств и эффективности их использования.

В целях обеспечения реализации антикризисных мер и адаптации бюджетных расходов к снижающемуся поступлению доходов проводилась сбалансированная бюджетная политика, в частности существенно (на 22 процента) сокращены расходы на содержание государственных органов.

При этом в законе о краевом бюджете выделены нормативно-обусловленные расходы, не подлежащие сокращению: оплата труда, социальные обязательства перед гражданами, реализация приоритетных программ и проектов.

В 2010 году расходы краевого бюджета на социальные выплаты увеличены на 41 % и составили 6,6 млрд. рублей. Материальная помощь из краевого бюджета гражданам, осуществившим газификацию домовладений, увеличена в сравнении с 2008 годом в 3,7 раза.

Серьезное внимание уделяется и культуре. Общий объем финансирования краевой целевой программы «Культура Алтайского края» на 2007-2010 годы за три года реализации составил 86,4 млн. рублей. [54]

Всего в 2010 году на содержание и функционирование отраслей социальной сферы направлено 40,9 млрд. рублей, или 62% расходной части бюджета. Расходы консолидированного бюджета на эти цели возросли в сравнении с 2008 годом в 1,46 раза, в том числе на образование в 1,41 раза, на здравоохранение и спорт – в 1,39 раза, на социальную политику – в 1,43 раза.

Рис.2-Динамика жилищного строительства.

 

В условиях кризиса органами власти и застройщиками приняты меры по сохранению положительной динамики жилищного строительства.

В 2010 году объем капитальных вложений краевой адресной инвестиционной программы составил 3,9 млрд. рублей, в том числе на газификацию края – около 700 млн. рублей, на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры – 2,4 млрд. рублей.

Общий объем средств, освоенных в 2010 году в автодорожном хозяйстве края, оценивается в сумме 5,5 млрд. рублей. Сдано в эксплуатацию после строительства и ремонта свыше 866 км автомобильных дорог (из них 90% – дороги регионального значения), 30 мостовых сооружений, в том числе коммунальный мост через р. Обь в г. Барнауле.

Рис.3-Показатели эффективности экономики края. [54]

 

В 2010 году в полной мере были задействованы формы государственной поддержки экономики. По сравнению с 2009 годом расходы на поддержку отраслей национальной экономики возросли на 12,5% и составили более 12 млрд. рублей.

Показатели работы отдельных секторов экономики ниже уровня прошлого года, но все же проявления кризиса в Алтайском края менее интенсивные, чем в ряде других регионов.

По итогам года спад промышленного производства составил 7,3% (по России – 10,8%), снижение ВРП не превысит 4% (при снижении ВВП России на 8,5%).

Базовые отрасли экономики – сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, – работали стабильно и нарастили объемы производства.

Рис.4- Показатели эффективности сельского хозяйства края. [52]

 

Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 119,2%. Это значительно выше, чем в предыдущие годы, и выше, чем в среднем по России (101,2%).

По производству зерна Алтайский край занял 4 место в России (6 млн. тонн в бункерном весе, на 1,9 млн. тонн больше, чем в прошлом году), уступив только крупным аграрным территориям юга России.

Такой результат достигнут благодаря повышению урожайности основных сельскохозяйственных культур и системной работе по возвращению залежных земель в сельскохозяйственный оборот.

В 2010 году произведено 281,4 тыс. тонн мяса скота и птицы. По сравнению с 2009 годом рост составил 112,3%, что значительно выше, чем в среднем по стране.

Несмотря на сложную ценовую конъюнктуру, в крае увеличено производство молока (до 1393 тыс. тонн). Это достигнуто за счет сохранения поголовья коров в хозяйствах всех категорий и повышения их продуктивности.

Рост объемов производства продукции животноводства в крае напрямую связан с успешной реализацией инвестиционных проектов.

В 2010 году 14 сельхозпредприятий осуществляли строительство и модернизацию животноводческих комплексов и ферм на 10,4 тысячи скотомест.

Введены в эксплуатацию первые очереди птицеводческого комплекса по производству мяса бройлеров на 36 тыс. тонн, свинокомплекса на 12 тысяч голов, включая завод глубокой переработки мясного сырья. Продолжается строительство объектов второй очереди с удвоением производственных мощностей.

В 2010 году была продолжена реализация крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, включая строительство объектов ООО «Алтайский бройлер», ООО «Западное», ООО «Альтаир-Агро», ОАО имени Гастелло.

Будет начато строительство новых свиноводческих комплексов: ОАО «Алтаймясопром» на 300 тыс. голов в Тальменском районе стоимостью 3,5 млрд. рублей, ООО «Алтайский бекон» по производству 20 тыс. тонн мяса в год стоимостью 2,8 млрд. рублей.

В сложных финансовых условиях продолжена системная государственная поддержка АПК. На краевом и федеральном уровнях приняты меры по обеспечению доступности для сельскохозяйственных организаций кредитных ресурсов. [54]

Общий объем бюджетной поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий в 2010 году превысил 4 млрд. руб., в т.ч. из краевого бюджета – 1 млрд. рублей.

В целях стабильного кредитования сельскохозяйственных организаций выделены дополнительные средства на субсидирование банковской процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам, расходы краевого бюджета по данному направлению увеличены в 1,5 раза.

В результате сельскохозяйственные товаропроизводители привлекли в минувшем году более 29,5 млрд. рублей кредитных ресурсов, а общий объем субсидированных государством кредитов составил 33,5 млрд. рублей.

Определяющим вектором развития сельского хозяйства на долгосрочную перспективу выступает проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья».

Рост сельскохозяйственного производства создает объективные предпосылки для роста целого ряда отраслей промышленности.

Рис. 5- Показатели эффективности перерабатывающей промышленности края.

Существенно увеличены объемы производства пищевых продуктов – на 15,8% (по России – спад 0,5%). За 2006-2010 годы прирост производства в данном сегменте составил 49%, а доля пищевых продуктов в объеме продукции обрабатывающих производств превысила 50% (в предыдущие годы – более 30%). [53]

Получил дальнейшее развитие Алтайский биофармацевтический кластер. Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве Российской Федерации поддержал предложения края о необходимости предоставления государственных гарантий предприятиям фармацевтической отрасли и разработке федеральной целевой программы развития биотехнологических исследовательских центров. Эта программа предусматривает создание на базе центров региональных кластеров для проведения исследований и подготовки кадров в области биотехнологий.

В 2010 году в фармацевтической промышленности реализованы два инвестиционных проекта: техническое перевооружение и расширение фармацевтического производства твердых нестерильных лекарственных форм (ООО «Барнаульский завод медицинских препаратов»), и расширение действующего производства продукции пчеловодства (ООО НКФ «Пчела и человек»). Завершается инвестиционный проект «Техническое перевооружение участка по производству инфузионных растворов» (ЗАО «Алтайвитамины»).

Информация о работе Региональная политика государства