Китай и Россия. Пути развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить внешнеэкономические связи России и КНР. В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внешнеэкономических связей
2. Показать современные периоды развития внешнеэкономических связей между РФ и КНР

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Внешнеэкономические связи: теоретические аспекты
1.1 Понятие и функции внешнеэкономических связей………………………………….......4
1.2 Классификация внешнеэкономических связей…………………………………………..5
1.3 Внешнеэкономические связи РФ и КНР: исторические аспекты…………………........6
Глава 2. Современные этапы развития внешнеэкономических связей между РФ и КНР
1.4 Период 1993-1995 г…………………………………………………………………….....10
1.5 Период 1996 – 2000 годы……………………………………………………………........13
1.6 Период 2000 г. по наши дни………………………………………………………….......16
Глава 3. Приморский край и КНР: современное состояние и проекты
3.1 Современное состояние и перспективы сотрудничества между Приморским краем и
Китаем…………………………………………………………………..………………........21
3.2 Приграничный торговый комплекс «Пограничный-Суйфуньхэ»……………………..24
3.3 «Туманганский проект»…………………………………………………………………...27
3.4 Формирование и развитие проекта «Морской порт Зарубино»: поиски системного
решения……….………………………………………………………………………….......32
3.5 «Морской порт Зарубино» и региональное развитие Северо-Восточных провинций
КНР: расчет реальных перспектив…………………………………………………...……35
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая РиК.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

Заключение

В последнее десятилетие российско-китайские связи в целом устойчиво развивались по восходящей и вышли на уровень равноправного доверительного партнерства и стратегического сотрудничества.

Двусторонние отношения между Россией и Китаем строятся на взаимном уважении выбора путей общественного развития, невмешательстве во внутренние дела, соблюдении единства и территориальной целостности друг друга и развитии всестороннего сотрудничества.

На протяжении 90-х годов Россия и Китай создали разветвленную систему постоянных контактов на всех уровнях сотрудничества. Благоприятный режим взаимных поездок граждан обеспечил широчайшие возможности для общения между народами.

Под российско-китайские отношения подведена солидная договорно-правовая база, которая охватывает все сферы сотрудничества между Россией и Китаем.

Есть основания утверждать, что инфраструктура двусторонних связей в целом построена, однако в настоящее время и на обозримую перспективу на первый план выдвигается задача глобального расширения и углубления конкретного сотрудничества в различных областях.

Российско-китайское политическое сотрудничество достигло весьма высокого уровня и продолжает интенсивно развиваться, наполняясь все новым конкретным содержанием. В нынешних непростых международных условиях особое значение имеет крепнущее взаимодействие во внешнеполитической сфере. Это не только способствует упрочению международных позиций России и Китая, но и содействует миру, стабильности и безопасности и в глобальном и в региональном масштабах.

Что касается торгово-экономического сотрудничества, то его огромный потенциал общепризнан. Для его освоения создана мощная организационная структура в виде механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая, подписаны десятки соглашений различного уровня. Идет проработка ряда крупных проектов в области нефти и газа, транспорта, энергетики, гражданской авиации и т.д. Налаживаются прямые экономические связи между регионами двух стран. На территории России и Китая создаются несколько довольно больших совместных предприятий производственного характера.

Приморский край является регионом Российской Федерации, где наиболее динамично развиваются внешнеэкономические связи с КНР, в силу исторических аспектов и географического положения. Администрация Приморского края всячески способствует этому торгово-экономическому сотрудничеству, путем создания необходимых условий: проведение международных форумов, семинаров, выставок, ярмарок и т.д. В настоящее время в Приморском крае идет реализация российско-китайских проектов: «Пограничный-Суйфуньхэ»,      «Туманганский проект», проект «Морской порт Зарубино» и т.д.

По проекту «Пограничный-Суйфуньхэ» закончена разработка проектной документации по строительству выстовочно-торговых комплексов, гостинично-деловой части и сопутствующей инфраструктуры  (с российской стороны эту часть работ выполнял институт Приморгражданпроект). На территории будущего ПТЭКа начато строительство транспортных развязок и первой очереди строительства, которое должно быть закончено  в 2007 г. Полное освоение участка запланировано на 2015 г.  Основными целями этого проекта ставится осуществление стратегического партнерства с КНР, расширение приграничного сотрудничества, укрепление торгово-экономических связей и увеличение внешнеторгового оборота между Россией и Китаем. Для Приморского края это будет создание центра экономического роста региона  на основе использования взаимовыгодного сотрудничества передовых производственных, финансовых и торговых институтов двух сторон.

В 1991 г. была выдвинута идея создания в устье р. Туманной международного мегаполиса под эгидой Программы Развития Организации Объединенных Наций. За прошедшее с тех пор время задачи проекта экономического развития области р. Туманной - (“The Tumen River Area Development Programme”- TRADP) изменились коренным образом. Основным направлением в настоящее время является интеграция в процесс экономического развития региона всех расположенных здесь государств. Туманная - крупнейшая река в бассейне Японского моря. Проект предполагает строительство в бассейне реки новых дорог, развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию портов на побережье, вовлечение в экономику новых трудовых ресурсов. Для осуществления работы по конкретным направлениям Проекта созданы отраслевые Рабочие группы (по транспорту, туризму, экологии). В настоящее время планируется сформировать Рабочую группу по энергетике. Ежегодный бюджет Проекта составляет порядка 2-2,5 млн. ам. долларов, который состоит из вкладов ПРООН (до 1,5 млн.ам. долл.) и взносов стран-доноров и международных финансовых институтов. На нынешнем этапе Проект находится в стадии реализации, о чем говорит осуществление нескольких отраслевых проектов на основе планов, совместно разработанных в ее рабочих группах, что потребовало активной и скоординированной деятельности всех стран-участниц. В частности, был предложен и реализован ряд конкретных инфраструктурных проектов, открывающих оптимальные пути через порты и железные дороги российского Дальнего Востока. К их числу можно отнести открытие международного пассажирского маршрута из Сокчо (РК) в Хунчунь (КНР) через порт Зарубино, грузового маршрута из Акиты (Япония) до Хунчуня через порт Посьет. На конечной стадии находится решение вопроса о вводе в эксплуатацию ж/д пограничного перехода между КНР и РФ "Махалино-Хунчунь", который позволит расширить возможности региона в перевозке грузов. В последнее время активно разрабатывается вопрос восстановления Транскорейской железной дороги. Делегация МПС России посетила РК, а затем КНДР, где провела переговоры с корейскими партнерами. Как подтвердил Президент В.В.Путин во время пребывания на Дальнем Востоке, российская сторона готова участвовать в реализации данного проекта. Осуществление его позволит вывести сотрудничество между странами-участницами Туманганского проекта на качественно новый уровень. При участии Туманганского проекта начата реализация совместного проекта ПРООН и Глобального экологического фонда “Разработка программы стратегических действий по сохранению биологического разнообразия и ресурсов международных вод, прибрежных территорий и важнейших экосистем бассейна реки Туманная”. Кроме того, особое значение придается реализации проекта по созданию сети инвестиционных центров в районе реки Туманной, что позволит активизировать процесс создания более благоприятного инвестиционного климата в данном регионе и усилит координацию в деятельности стран-участниц по развитию международной торгово-экономической кооперации. Представленный Туманганским Секретариатом перечень перспективных проектов свидетельствует о наличии у данного региона большого потенциала для налаживания широкомасштабного международного экономического сотрудничества. В этой связи следует отметить инициативное предложение Секретариата Проекта о расширении географических границ Программы ПРООН. В качестве основных приоритетов России в Программе отмечается сотрудничество в вопросах упрощения торговых процедур, развития транспорта и туризма, защиты окружающей среды и инвестиций.

Так же одним из наиболее перспективных проектов России и Китая осуществляемых  на территории Приморского края  является проект «Морской порт Зарубино». В настоящее время проект планомерно развивается. 25 августа 2002 года Президент РФ Владимир Путин подробно ознакомился с акваторией морского порта – это было связано с предложениями по ускоренному развитию портовых мощностей для обработки транзитных грузов, прежде всего, идущих из Китая. Успешная реализация проекта «Морской порт Зарубино» позволит эффективно реализовать выгодное географическое расположение и применить на практике существующую транспортную инфраструктуру южной части Приморья.

Список использованной литературы

1.       Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи/ И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. –М: Финансы и Статистика, 2000. – 510 с.

2.       Власова В.М. Внешнеэкономические связи. – М: Финансы и Статистика, 2001. – 544 с.

3.       Казаков И.В. Экономическая зона Японского моря – перспективы развития. – М: «Эксмо – пресс», 2000. – 199 с.

4.       Родионов А.П. Стратегия развития области Тумэнь и Северо-Восточной Азии. – М: «Наука», 1995. – 229 с.

5.       Ткаченко Б.И. Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке. – Владивосток: «Уссури», 1996. – 405 с.

6.       Ткаченко Б.И. Россия-Китай: восточная граница в документах и фактах. - Владивосток: «Уссури», 1999. – 376 с.

7.       Косов В.В. « О развитии «Морского порта Зарубино» в Хасанском районе Приморского края». Доклад замминистра экономики РФ от 10.07.1998, по поручению Правительства РФ от 13.06.1998. № ХВ-П2-16911.

8.       Финансово-экономическое исследование рентабельности проекта ОАО «Морской порт Зарубино», проведенное АО «ДНИИМФ» от 01.03.1999. – 34с.

9.       Курилов В.И. Китайский вектор на Дальнем Востоке// Владивосток. – 2003. – 28 марта

10.   Мстиславский С. Перспективы освоения и развития района Туманган//Дунбэй Луньтань. – 1998, аннотация с китайского языка, подготовлена для ген. Консульства РФ в г. Шэньян, КНР. – 20 июля

11.   Сырцова А. В аренде отказать// Владивосток. - 2003. – 27 марта

12.   Дарькин С.М. Состояние и перспективы сотрудничества между Приморским краем и Китаем// Дальневосточный вестник [Электронный ресурс]. - http://gazeta.asia-press.ru/35/dv/index.shtml

13.   Мозиас П. Российско-Китайское экономическое сотрудничество// [Электронный ресурс]. - http://www.nasledie.ru/oboz/N09_94/9_10.HTM

14.   Санакоев С. Новые Рубежи Сотрудничества// [Электронный ресурс]. -http://www.rus-china.com/publish_11.php

15.   Сухачева Г. А. Отношения Приморья с Китаем// [Электронный ресурс]. -http://www.fegi.ru/primorye/HISTORY/china1.htm

16.   Хабалов Д. Начато возведение ПТЭК «Пограничный—Суйфэньхэ»// [Электронный ресурс]. - http://office.fareast.ru/strou/news/375

17.   Чжан Зоцзи Отношения России и Китая в 21 веке//[Электронный ресурс]. - http://asia-business.ru/analit/6.shtml

18.   Приграничный торговый комплекс "Пограничный - Суйфэньхэ"// [Электронный ресурс]. - http://harbin.asia-expo.ru/_6.php

19.   Справка о торгово-экономическом сотрудничестве между Приморским краем и КНР в 2003 г// [Электронный ресурс]. - http://www.maprf.ru/ru/International_activities/Cooperation_foreign_countries/china/541/

20.   http://www.sakhipa.ru/news/printnews.php?row=25681

21.   http://ru.chinabroadcast.cn

22.   http://asia-business.ru

 

 

 

 

Приложение А. Классификация внешнеэкономических связей [1]

 

 

 

Приложение Б.

Таблица 1. Доля стран СВА в экспорте СССР/России (в %)

 

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

КНР

2,7

4,3

4,2

6,9

7,0

4,5

4,4

Япония

3,8

6,6

6,6

4,0

4,6

3,5

4,1

КНДР

1,2

2,2

1,2

0,6

0,4

0,1

0,1

КР

0,1

0,8

1,3

0,5

0,9

0,6

1


 

 

Таблица 2. Доля стран СВА в импорте СССР/России (в %)

 

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

КНР

2,6

3,8

4,2

4,8

8,8

2,5

1,9

Япония

6,8

5,2

4,7

4,8

5,1

2,9

1,7

КНДР

2,2

2,8

1,2

0,2

0,2

0,1

0,0

КР

0,1

0,9

1,3

2,2

1,2

1,1

1,1

Информация о работе Китай и Россия. Пути развития экономики