Характеристика дальневосточного экономического райна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:13, реферат

Описание

В противоречивом процессе становления новой социально-экономической системы в нашей стране все большее значение приобретает природный фактор развития общества, государства, отдельного человека.
Исторически Россия прирастала не лучшими по европейским меркам землями. Большая часть ее территории представляет собой пространство с экстремальными условиями, в которых осуществить самовоспроизводство жизни человека почти невозможно. Во многих регионах условия формирования затрат, цен, спроса и предложения качественно различаются, динамика становления рыночных отношений существенно дифференцирована.
Однако эта проблема в политике реформ до сих пор не

Работа состоит из  1 файл

дальневосточный район.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

15 апреля 1996 г.  Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. Государственными заказчиками Программы были Минэкономики (координатор), Минтруд, Госкомпром, МВЭС, головным разработчиком - Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (СОПСиЭС). 

Программа предусматривает  три этапа, отражающие изменения  приоритетов, внутренних и внешних  условий: первый (1996-1997 гг.) - осуществление  неотложных мер по выходу из кризиса; второй (1998-2000гг.) -  экономическая и социальная стабилизация; третий (2001-2005 гг.) - концентрация усилий на задачах структурной перестройки и обеспечения устойчивого развития. Она включает основные подпрограммы: комплекс первоочередных мер государственной поддержки (его реализация составляет содержание первого этапа Программы); структурная перестройка экономики; содействие занятости и стабилизации населения; экономическое сотрудничество со странами АТР. 

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-экономического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная поддержка предприятий топливно-энергетического комплекса должна соче­таться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию. Для снижения транспортных затрат, особенно при осуществлении экономических связей с центральными регионами, планируется расширить применение льготных тарифов на дальние расстояния и перевозки в порожних направлениях, рационализировать транспортные схемы обеспечения региона с учетом возможностей импорта из стран АТР. Предусмотрены меры по ликвидации последствий стихийных бедствий, происшедших в последние годы на Сахалине, Курильских островах, Камчатке, в Приморском и Хабаровском краях, а также намечено приступить к решению долгосрочных задач по созданию необходимой научной и материально-технической базы для предупреждения стихийных бедствий и ликвидации их последствий. 

На первом этапе  должна быть ликвидирована основная часть просроченной задолженности, урегулированы взаимоотношения  между федеральным и региональными  бюджетами, решены другие злободневные вопросы финансово-экономических  отношений. 

Структурная перестройка экономики. В программе систематизированы прогнозы развития отраслей экономики и возможности улучшения структуры производства с учетом изменения регионального, национального и мирового рынков. Хотя основная специализация Дальнего Востока и Забайкалья остается прежней - добыча и переработка минерального сырья, лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы - внутри этих отраслевых комплексов будут происходить качественные перемены: преимущественно будет увеличиваться производство продукции с глубокой переработкой природного сырья, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. 

В горнорудной  промышленности намечено значительно  расширить сырьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Начнется освоение Удоканского месторождения  медной руды, будут создаваться новые и реконструироваться действующие мощности по выплавке олова, свинца и цинка. 

Основное направление  развития лесопромышленного комплекса - увеличение производства и экспорт  пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а  также другой продукции глубокой переработки древесины. Не предусматривается восстановление максимальных объемов лесозаготовок (уровень 1989 г.), учитывая тенденции внутреннего спроса, изменения мировой конъюнктуры и необходимость рационализации лесопользования. 

Подпрограмма "Рыбохозяйственный комплекс" предполагает увеличение улова рыбы и добычи морепродуктов в 2000 г. до 3,5 млн. т и в 2005 г. - до 3,8 млн. т. Должен существенно возрасти нерыбный промысел, в первую очередь кальмаров и других моллюсков, ракообразных, а также марикультуры. Планируется выделение средств на приобретение судов, содержание научно-исследовательского и аварийно-спасательного флота, намечается реконструкция и техническое перевооружение обрабатывающих предприятий для выпуска продукции, пользующейся устойчивым спросом. 

Главное изменение  в топливно-энергетическом комплексе - это освоение нефтяных и газовых  месторождений на шельфе о. Сахалин  и в Якутии. В 2005 г. добыча газа составит 22 млрд. м3 (из них 10 млрд. м3 - на экспорт), нефти - 20,8 млн. т, что позволит удовлетворить потребности региона в нефтепродуктах на 50 - 60% (в настоящее время - 7 - 8%). Добыча угля может возрасти до 85 млн. т, что почти полностью обеспечит потребности региона в твердом топливе. В электроэнергетике предусматривается ввести на полную мощность Бурейскую ГЭС, увеличить выработку электроэнергии в 2005 г. до 70,7 млрд. кВт. ч. 

Основные структурные  изменения в машиностроении - организация  производства оборудования для отраслей специализации, развитие станкостроения, приборостроения, электротехники, главным образом путем переспециализации действующих оборонных предприятий. В Программу включены конверсионные программы по 22 предприятиям. Будут создаваться малые предприятия по производству наукоемкой продукции, а также заводы по сборке продукции на базе комплектующих изделий, импортируемых из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Предусматривается выпуск авиационной техники гражданского назначения с использованием двойных технологий. 

Ставится задача преодолеть спад сельскохозяйственного производства на основе улучшения его специализации с учетом природных условий. Обосновывается увеличение производства зерна до 3,2 млн. т, сои - до 600 тыс. т, полное обеспечение потребности макрорегиона в картофеле и на 70% - в овощах. 

Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры включают окончание строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков Транссиба и создание единой железнодорожной сети Сахалина, строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12 морских портов, формиро­вание опорной автодорожной сети (в том числе завершение автодороги Чита - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет перенесен в Якутск 

Содействие занятости  и социальная защита населения. Программа  включает мероприятия по обеспечению  высокодоходной занятости, закреплению  населения, поддержанию достойного уровня жизни с учетом усложненных условий жизнедеятельности. Должна быть усовершенствована система региональных социальных компенсаций. 

Расходы на выплату  по районным коэффициентам, надбавкам  за стаж, северным льготам и повышенные затраты на транспорт и содержание жилищно-коммунальной сферы предлагается компенсировать государственным предприятиям - в форме субсидий из федерального бюджета, а предприятиям и организациям частной и смешанной форм собственности - в форме налоговых льгот. Отток части населения из районов Крайнего Севера неизбежен, но в Программе предусмотрены мероприятия по упорядочению этого процесса, которые позволят максимально сократить экономические и психологические потери за счет организованного содействия переселению в основном в южные районы Дальнего Востока. Природные ресурсы северных территорий должны осваиваться параллельно с созданием в южной зоне тыловых баз и постоянного жилья для работающих на северных предприятиях вахтовым методом. 

Активизация экономического сотрудничества со странами АТР. Для увеличения экспортного потенциала региона, стимулирования иностранных инвестиций и создания благоприятных условий для иностранных предпринимателей предполагается ввести особый порядок экспорта для предприятий региона, налоговые льготы, компенсирующие неблагоприятные условия предпринимательства, систему гарантии и снижения риска для иностранных инвесторов. Для этого потребуются соответствующие изменения в российском и местных законодательствах, усовершенствование механизмов соглашений о разделе продукции, залога месторождений природных ресурсов, формирования свободных экономических зон и т. п. Ставится вопрос о создании международного Дальневосточного банка реконструкции и развития. 

Первоочередными объектами привлечения иностранных  инвестиций на Дальнем Востоке являются: освоение нефтегазовых месторождений на Сахалине и в Якутии, участие в разработке месторождений алмазов в Якутии, золота на Камчатке, олова в Хабаровском и Приморском краях, освоение лесных ресурсов Хабаровского края, рыбных ресурсов восточных морей, рекреационных - на Камчатке, сооружение транспортно-складских и порто­вых комплексов в Находке, на р. Амур и побережье Татарского пролива, строительство мостов через р. Амур у Хабаровска и Благовещенска, а также различные формы свободных экономических зон, технопарки и технополисы. 

Для активизации  внешнеторговой деятельности необходимо законодательно решить вопросы о  придании особого статуса приграничным территориям, использовании субъектами Федерации на свои нужды части  сумм таможенных пошлин 

Главный вопрос, который неизменно вставал на всех стадиях рассмотрения проекта  Программы и который останется  таковым на всех этапах ее выполнения, - где взять средства на осуществление  Программы, учитывая труднейшую финансовую ситуацию в стране? 

Общая потребность  в финансовых ресурсах на реализацию Программы - 371 трлн. руб. (в ценах 1995 г.) - на первый взгляд кажется фантастической. Но в среднем на год (реально, начиная  с 1997 г.) - это 41 трлн., или менее 8 млрд. долл. И это на 40% территории всей России! А главное, дополнительные средства на Программу составляют лишь 114 трлн. руб.; остальные 257 трлн. руб. (т.е. 69%) - это затраты на осуществление других уже принятых федеральных программ на территории Дальнего Востока и Забайкалья. При этом дополнительная сумма в меньшей степени ложится на федеральный бюджет (не более 20 - 30%), а большую часть должны составить средства бюджетов регионов, инвестиционные фонды министерств и ведомств, собственные средства предприятий, средства залоговых фондов, иностранные инвестиции. Кроме прямого финансирования из федерального бюджета государственная поддержка должна оказываться в виде государственных гарантий кредитов отечественных и зарубежных банков, предоставленных на наиболее эффективные инвестиционные проекты, включенные в Программу. Таким образом, в принципе сама Программа должна рассматриваться как "государственная гарантия" для привлечения финансовых ресурсов. 

Программа включает и механизмы реализации, в том  числе систему управления. Представления  о структуре управления несколько изменились после утверждения Программы. Теперь ее высшим органом является Правительственная комиссия, формируемая на паритетных началах из представителей федеральных органов и глав администраций территорий Дальнего Востока и Забайкалья. Главным исполнительным органом станет Ди­рекция Программы. Для управления финансами Программы будет создан Фонд реконструкции и развития Дальнего Востока и Забайкалья, основными задачами которого являются аккумуляция финансовых средств из государственных федеральных и региональных источников, привлечение частного отечественного и иностранного капиталов, обоснование предоставления государственных гарантий для реализации проектов, имеющих первостепенную важность, и т.д. Основную долю в капитале Фонда будут иметь государство и местные органы управления. 

но решать сложные  проблемы научного и методического  характера, возникавшие в ходе разработки, модернизируя многие первоначальные замыслы. Не все проблемы удавалось проработать  достаточно глубоко, остались некоторые нестыковки, неопределенности количественных оценок. Понимая неизбежность такого рода недостатков, разработчики предусмотрели механизм их устранения уже в ходе реализации. С этой целью введен спе­циальный раздел "Дальнейшее развитие Программы". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Дальневосточный район занимает территорию 6,2 млн. км2. В его состав вводят Хабаровский  и Приморский края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. В районе самая низкая по стране плотность населения — 1,1 чел. на 1 км2 против 8,6 чел. а России. Наиболее населена узкая полоса вдоль Дальневосточного участка Транссиба. В районе расположено 64 города. Крупнейшие города — Владивосток (648 тыс. жителей», Хабаровск (601 тыс. жителей) и Комсомольск-на-Амуре (315 тыс. жителей). 

Дальний Восток отличается наиболее высоким в стране положительным сальдо миграции населения. Интенсивность миграции здесь значительно  выше, чем в целом по России. В  общем увеличении населения в  последние годы на естественный прирост приходилось 65 %, а на приток извне — 35 %. 

Развитие социальной сферы в районе отстает от уровня России в целом. Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота  торговли, включая общественное питание  на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России. 

Дальний Восток поставляет народному хозяйству  страны алмазы, золото, олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец. Он дает 87 % общего производ­ства сои, 40 % улова рыбы и морепродуктов, 9 % вывозки древесины, 7 % производства целлюлозы, 16 % внешнеторгового морского оборота. 

На Дальний  Восток приходится 30 % гидроэнергетических  ресурсов страны, 34 % ее геологических  и 5 % балансовых запасов ископаемых углей. Учтенные запасы угля состав­ляют 13 млрд. т, а прогнозные — в 15 раз больше, причем 34 % разведанных запасов находятся в Якутии, где расположены Южно-Якутский, Зырянский и Ленский угольные бассейны. Запасы угля концентрируются также в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области. Разведаны три группы железорудных месторождений: Якутская (магнетит), Чапо-Токкинская и Приамурская (железистые кварциты), имеются крупные запасы магнезиального сырья — бруситов, медных руд, борного сырья — датолита, фосфатного сырья. В обширной шельфовой зоне, кроме нефти и газа, обнаружены и разведуются залежи железа, марганца, магния, олова, золота, вольфрама, титано-магчетитовых песков  

Информация о работе Характеристика дальневосточного экономического райна